Письмо в номерУважаемая редакция! Недавно смотрел по телевизору заседание Правительства по решению проблем в рыбной отрасли, где в том, что оскудели запасы биоресурсов в морях Дальневосточного бассейна и на Каспии обвиняются, главным образом, браконьеры и некие настолько сверхмощные структуры, поддерживающие их, что даже, по заявлению господина Патрушева, ФСБ не в состоянии решить этот труднейший вопрос. А в браконьерах ли дело? Зададимся вопросом. |
На самом деле в том, что резко уменьшился вылов рыбы в Дальневосточном бассейне, прежде всего, виновато государство.
В начале 1990-х годов по решению Госкомрыболовства в Испании была приобретена целая армада высокопроизводительных рыболовных траулеров, среди моряков получивших название «голубых». Чем же расплачивалось государство при Ельцине с поставщиками этих судов? Расплачивалось оно рыбой. Какой рыбой? В основном филе минтая, которое на 90% поставлялось за кордон. Так вот на его изготовление требовался крупный минтай. Вот эти вагонопроизводительные, так называемые «Голубые» траулеры гнали на филе только крупную рыбу, а когда значительная часть добычи составляла мелочь, ее попросту выбрасывали в море.
Вдобавок на вылов минтая руководством пресловутого холдинга «Дальморепродукт» был взят в лизинг сверхмощный американский траулер «Монарх», которому американские «зеленые» запретили работать на континентальном шельфе, то есть вблизи берегов. У них нельзя, а у нас было можно. Вдобавок в те годы по решению министра экономического развития господина Грефа в наших водах промышляла довольно значительная флотилия иностранных судов, в то время как наши рыбаки были лишены квот на вылов.
Ранее в Дальневосточном бассейне минтай вылавливался мелкотоннажными и среднетоннажными судами типа РС, СРТМ, СТР. Весь улов перерабатывался на плавбазах. Такая схема была более рациональной, так как наносился гораздо меньший урон экологической среде обитания минтая и других пород рыб. С уходом России и прекращения добычи в водах Мирового океана, весь крупнотоннажный флот переместился на шельф Берингова и Охотского морей. Находясь в Беринговом море летом, я наблюдал такую картину. На пятачке примерно 10 на 10 миль работало 16 судов типа БАТМ, РТМС и др. О какой сохранности биоресурсов можно вести речь, когда весь крупнотоннажный флот вместо того, чтобы работать в океане, работает на континентальном шельфе. Можно ли представить, чтобы крупнотоннажный флот работал на шельфе у берегов Японии или США? У нас же все можно.
Кремлевские политики, у которых видать со знанием экономики рыбной промышленности слабовато, валят все на браконьеров, браконьеры-де виноваты. Создана умопомрачительная система контроля за выловом, служащая кормушкой для целой оравы чиновников. Российский рыболовный флот, ранее считавшийся по водоизмещению крупнейшим в мире, влачит жалкое существование и на 90% изношен. А о том, чтобы был разработан проект судна для работы на континентальном шельфе, нет даже речи.
И еще, что характерно, при коммунистах такого понятия, как браконьерство в морях Дальнего Востока не существовало. В 70-х гг. прошлого века из-за огромного количества промыслового флота были почти полностью уничтожены запасы охотоморской и беринговоморской сельди. Вместо рассуждений о браконьерах и создании орды контролеров вылов сельди был прекращен на 10 с лишним лет. Такая же участь может постигнуть биоресурсы Берингова, Японского и Охотского морей, если не будет снижена промысловая нагрузка на эти регионы, и государство не будет способствовать выводу крупнотоннажного добывающего флота в океан.
Каменев Николай Владимирович, 68 лет. Стаж работы в море – 48 лет. Старший механик СРТМ. Сейчас работает на танкере в составе «Востоктранссервиса».