Газета «Рыбак Приморья»

Российские рыбаки Дальнего Востока в условиях криминализации рыбной отрасли

Профсоюзы объединяются в борьбе с браконьерством. По итогам рабочего совещания Международной Федерации транспортных рабочих (ITF) лидеры профессиональных объединений приняли документ, направленный на оптимизацию ситуации.

На РТМ «Мыс Елизаветы», принадлежащем рыболовной компании «Транзит», зарегистрированной в Хабаровске, судовладелец вместе со своим помощником жестоко избили капитана Владимира Франковского за то, что тот отказался подписывать акты на испорченное во время ледового плавания судовое имущество, в частности, тралы.
Повреждение тралов в ледовых условиях – обычная рабочая ситуация, но судовладелец решил использовать ее для того, чтобы не выплачивать экипажу оговоренную ранее зарплату. Экипаж выполнил в том рейсе все производственные задания, было выловлено рыбопродукции на сумму несколько миллионов долларов, из которых около 600 – 700 тыс. причиталось экипажу в виде заработной платы. Но когда пришло время рассчитываться, судовладелец решил любыми способами ее уменьшить. Избиение привело к серьезному нарушению здоровья Франковского – ушибу головного мозга. В госпитале в Пусане ему сделали снимки, затем он вынужден был скрываться в российском консульстве от преследований судовладельца, и только благодаря консулу Алексею Иванову ему удалось вернуться во Владивосток, где он сразу же попал в госпиталь и в течение длительного времени лечился.
Этим вопиющим случаем заинтересовались средства массовой информации. В настоящее время предпринимается попытка с помощью опытного адвоката возбудить уголовное дело, подключены представитель президента про Дальневосточному федеральному округу, депутаты Госдумы. В своей защите судовладелец использует экипаж, полностью от него зависимый. Так, по его указанию члены экипажа РТМ «Мыс Елизаветы» написали объяснительные, в которых утверждают, что капитан сам упал в трюм и получил множественные ушибы лица и головы. При этом зарплату ему давно выплатили. Капитану экипаж объясняет свое поведение просто: «Извини, командир, у нас семьи, их надо кормить».
Другой пример – «СУРИЯ-22». Это судно стоит в корейском порту Донхе уже второй год. На судне только капитан и матрос. Уже больше года они не получали свою зарплату, задолженность только капитану и матросу уже превысила 70 тысяч долларов США. Капитан отчаялся получить свою зарплату и, понимая, что арест судна ему лично не принесет удовлетворения, так как все деньги уйдут третьим сторонам, все же намерен арестовать судно, чтобы досадить судовладельцу.
Еще пример. В Находке с марта месяца этого года стоят арестованные за браконьерство «Скай», «Скат», «Елка» и еще порядка 10 судов. Зарплата экипажам не выплачивалась ни разу. Мало того, члены экипажа не имеют возможности сходить на берег, так как граница у них закрыта, то есть они не оформлены на приход. Суда под удобным флагом, судовладелец не определен, претензии предъявить некому. Люди, которые периодически, но крайне нерегулярно, подают им продукты, воду, топливо, называют себя представителями судовладельца. По судну «Скай» штрафы наложены на капитана в сумме около полутора миллионов рублей. Судовладелец пообещал компенсировать эти штрафы, лишь бы капитан взял всю ответственность на себя. Он взял, но денег как не было, так и нет. Капитана суд лишил капитанского диплома на год, он теперь на этом судне старпомом, но где взять деньги на штраф не знает. Моряки готовы сбежать с судна хоть сегодня, но слабая надежда получить свои деньги хотя бы в небольшом количестве (ведь почти год на судне!) удерживает их в этом добровольном заточении. Прокуратура отказывается принять иск, мотивируя тем, что суда под иностранным флагом и не подпадают под российскую юрисдикцию.
Пример 4: СТР «Водитель». Это судно прославилось тем, что экипаж на него набирался через специальную нелицензированную крюинговую компанию. Документов не было ни на судне, ни у членов экипажа. Судно работало только в браконьерском режиме. Деньги не платились, качество и количество продуктов оставляло желать лучшего. Если экипаж пытался протестовать – на него оказывалось психологическое и физическое давление. Рыбаки находились на положении рабов. На судне находился член организованной преступной группировки, и члены экипажа были вынуждены выполнять его указания, а не капитана. Когда информация о судне дошла до компетентных органов – за судном стали охотиться, и вскоре оно исчезло. Сегодня оно либо плавает под другим именем, либо спрятано где-то, либо сдано на гвозди.
Помимо этого, постоянно растет число судов задержанных за незаконный промысел. Так, в 2004 и в 2005 годах во всей дальневосточной зоне было арестовано 1007 и 878 судов соответственно, из них 146 судов под удобным флагом. А в 2006 только в приморской зоне было задержано 81 судно, из них 22 – под удобным флагом. А в 2007 году, который еще не закончился, задержано уже более 90 «удобных судов». В минувшем году было конфисковано 465,5 тысяч тонн нелегально выловленной продукции, а в 2007 году эта цифра перевалила за миллион. Налицо резкое увеличение удобного флага в браконьерстве.
Эти примеры и цифры говорят об одном – рыбная отрасль – отрасль с высокой степенью криминализации. Браконьерство здесь носит промышленный масштаб. Это приводит к тому, что государство идет на крайне жесткие меры. Так, под полным запретом оказалась добыча и реализация черной икры. Сегодня ставится вопрос о введение моратория на промысел краба.
Выход из сложившегося положения найти сложно. Эту проблему обсуждали на самом высоком уровне – на Госсовете в Астрахани, на II Международном съезде рыбаков во Владивостоке. А недавно во Владивостоке состоялось рабочее совещание Международной Федерации транспортных рабочих (ITF) также посвященное проблеме криминализации рыбной отрасли. Во встрече приняли участие лидеры рыбацких профсоюзов Камчатки, Сахалина и Приморья, представители российского профсоюза моряков, профсоюза работников водного транспорта, профсоюзов Кореи и Японии. Проводили совещание председатель ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства Владимир Круглов и заместитель секретаря специального отдела моряков МФТ Грэхам Янг.
По итогам совещания была принята Резолюция, призывающая усилить борьбу против криминализации рыбной отрасли, координировать усилия как профсоюзов, так и государственных органов по искоренению системы удобного флага на судах рыбопромыслового флота. Еще одним важным решением стало принятие пункта об объединении усилий профсоюзов России, Японии, Кореи, Китая в борьбе с незаконным, неучтенным и нерегулируемым рыболовством. Но самый большой пакет решений был посвящен улучшению социально-бытовых условий работы рыбаков, повышению заработной платы.

Екатерина КОПЕЙКИНА