Ступеньки качества13 ноября 2007 года вышел в свет приказ N 6 руководителя Государственного комитета РФ по рыболовству Андрея Крайнего о создании рабочей группы для «подготовки предложений по внесению изменений в законодательство РФ, регулирующее деятельность образовательного комплекса». В состав группы вошли ректоры и руководители рыбохозяйственных и морских образовательных учреждений со всей России. Дальний Восток представляет Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет в лице ректора Георгия Николаевича КИМА. |
Проблемы образования в рыбохозяйственной отрасли и пути их решения комментирует первый проректор Дальрыбвтуза Иван КАРПУШИН:
- Совершенных законов не бывает в принципе. Периодически происходят изменения в экономике страны, требуются различные поправки к законам. И сейчас к нам обратился руководитель Государственного комитета РФ по рыболовству с требованием определить важнейшие проблемы рыбохозяйственного образования и предложить пути решения этих проблем. То есть у нас появилась возможность внести изменения в законодательство. Те изменения, которые нам действительно необходимы для успешного развития отрасли. По приказу Госкомрыболовства создана межуниверситетская рабочая группа. В настоящее время план работы этой группы утверждается руководителем Комитета. Кроме того, рабочие группы созданы в каждом университете, в том числе и у нас в Дальрыбвтузе. Я являюсь ее председателем. Также в нее входят руководители структурных подразделений, которые в свою очередь, также создали собственную рабочую группу. Получилась достаточно обширная сеть, которая позволит учесть и отразить большинство мнений.
Сейчас меняется система подхода к образованию. Вводится ступенчатая система. Обычно под этим понимается ступеньки бакалавр-магистр. Но я бы хотел поговорить о том, что, на наш взгляд, более важно для морского образования. Это ступенчатая система: «начальное профессиональное – среднее профессиональное – высшее профессиональное образование». Считаю, что должна быть предусмотрена возможность перевода из учреждения среднего профессионального образования (СПО) в высшее при условии обучения по единому учебному плану непрерывного ступенчатого профессионального образования. Сейчас выпускники учреждений СПО вынуждены поступать в вуз для обучения по сокращенным программам и на первых курсах изучать то, что уже проходили до этого в колледже.
В принципе, сокращенные программы, приемлемый вариант, можно, конечно, и так работать. Но здесь есть ряд существенных недостатков, поэтому, если есть возможность решить проблему по-другому, это надо сделать.
Тут могут быть разные направления. Создать ассоциацию учебных заведений и уже в ее рамках решать вопросы о переводе студентов из колледжей в университеты.
В общем, все предложенные варианты будут собираться, обобщаться, обсуждаться. Но по моему мнению, наилучший эффект для повышения качества отраслевого образования может дать ступенчатая система «НПО-СПО-ВПО». Получается образовательная пирамида. На первой ступени – начального профессионального образования – все образовательные учреждения – вузы, колледжи – набирают учащихся. По окончанию из них выбирают лучших, которые способны продолжить обучение по программе среднего профессионального образования. А далее, лучшие переводятся на ступень высшего профессионального образования. В итоге сокращается число «случайных» студентов, неспособных учиться. Мы ведь отбираем только тех, кто действительно готов и может стать специалистом с высшим образованием. Соответственно и выпускаемые специалисты будут лучше подготовлены. Такая система могла бы решить вопрос повышения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. В Дальрыбвтузе мы открыли свои лицей и колледж как раз для этой цели. Но число учащихся в них ограничено, поэтому выбор у нас не такой большой как хотелось бы.
Что же касается ступенчатого образования по системе бакалавр – магистр, то лично мне она кажется не очень удачной. По крайней мере, в той форме, в которой она существует в нашей стране. Во-первых, нам это указали «сверху». Причем, без учета особенностей отдельных специальностей и отраслей промышленности. Может быть, система бакалавриата и магистратуры очень хороша для подготовки экономистов или юристов. Но, скажем, бакалавр промышленного рыболовства, фактически, не представляет из себя ничего как специалист. При подготовке бакалавров необходимо увеличивать число общеобразовательных предметов в ущерб специальным дисциплинам.
Американский подход к этой системе мне нравится гораздо больше. Там бакалавриат – это просто высшее образование без определенной специальности. Получив степень бакалавра, можно за 1,5 – 2 года получить специальное образование и не одно. Молодой человек, только окончивший школу, еще смутно представляет себе свою будущую работу. За 4 года уже можно определиться, познакомиться с разными возможностями, решить, чем хочешь заниматься в жизни. Вот такая идея мне нравится. У нас же бакалавр – это просто «недоделанный» специалист. Многие наши бизнесмены поддерживают такую систему. В качестве аргумента они приводят тот факт, что выпускников вуза все равно приходится доучивать уже на производстве. Так вот я уверен, что бакалавров придется учить заново. Эту проблему нужно решать на уровне законодательства.
Еще остро стоит вопрос автономии учебных учреждений. Когда говорят об этом, первым делом вспоминают о недвижимости, земле, финансах. На самом же деле, для университета автономия – это, прежде всего, право выбирать направления подготовки или технологии обучения. У нас все морские университеты от Калининграда до Камчатки учат одинаково. В этом, конечно, есть свои плюсы. Так, например, при переезде из одного города в другой студент легко переводится в новый университет. С другой же стороны, у нас могут быть разные подходы к образованию. Но, вынужденные действовать по указаниям, мы сдерживаем инновации. Пространство для нововведений у нас ограниченно. Немного больше свободы нам бы не помешало.
С этого года в Дальрыбвтузе введена для всех студентов рейтинговая система оценки успеваемости. Я к этому изменению отношусь положительно.
На качество образования мы можем повлиять только усилив контроль. Так, сейчас занятия начинаются 1 сентября, а первая сессия – через 4 месяца. Некоторые студенты начинают учиться непосредственно перед сессией. Часто этого времени недостаточно для подготовки к экзаменам, и помочь студентам уже бывает сложно. А вот если контролировать качество знаний не раз в семестр, а, например, раз в месяц или два, мы наверняка сможем заставить студентов более активно учиться в течение всего года.
В общем, проблем в образовании достаточно. Есть и предложения по их преодолению. Но для введения этих изменений в законодательство необходимо проделать огромную работу. В законах очень много таких мелких вещей, которые надо вычитывать. Нельзя забывать и о том, что необходимо рыбохозяйственной отрасли.
Поэтому более подробно и более конкретно можно будет говорить не раньше января 2008 года. Пока, до конца этого года мы будем тщательно собирать и обрабатывать информацию. Пока идет работа внутри коллективов. Надо сказать, что люди чаще всего инертно относятся к таким вещам. Ругать все могут, а вот когда нужно внести конкретные предложения, как-то пыл людей охлаждается. Приходится их подталкивать.
Думаю, что в случае принятия предложенных нами поправок к законам, изменения можно будет быстро реализовать. Возможно, не все изменения пройдут. Хотя лично я отношусь к этому оптимистично. Потому что уверен в нашем новом руководителе Госкомрыболовства. Андрей Крайний – человек энергичный, думаю, ему под силу будет сдвинуть с мертвой точки решение проблем в отрасли. Поэтому я всерьез отношусь к выполнению приказа. В этом деле важен лидер, пробивной человек. Он у нас есть, так что мы все можем надеяться на лучшие результаты.