Газета «Рыбак Приморья»

Что мы знаем о счете времени?

Кажется, еще совсем недавно мы с большим волнением встречали приход 1 января 2001 г. – начало XXI в., первый день третьего тысячелетия. Магия чисел, хранящая в себе всю историю человечества, Земли и вселенной, завораживала и вызывала интерес у людей во все времена. Но как же возник сам календарь, выстроивший в строгий ряд череду событий в нашей жизни?

Прежде всего необходимо отметить, что прародителем современного календаря стал календарь римский, который первоначально был разделен на 10 лунных месяцев. Свой счет он начинал в марте, а сам год назывался «Годом Нума». Позднее римляне стали пользоваться также лунным календарем, в котором было уже 12 месяцев и 365 дней в году.
Как известно, римляне ежегодно выбирали в качестве своих верховных правителей двух консулов и ряд других должностных лиц. И если поначалу срок этих выборов не имел точной фиксированной даты, то с 153 г. до нашей эры «народные избранники» стали приступать к исполнению своих обязанностей только с 1 января соответствующего года.
Стоит упомянуть и тот факт, что первый и средний дни месяца именовались у римлян, соответственно, «календа» и «ида». В марте, мае, июле и октябре иды выпадали на 15-й день, а в остальные месяцы года – на 13-й. Как правило, именно в этот день заканчивался срок уплаты налогов и процентов с капитала и по взятым ссудам, поэтому он считался для римлян малоприятным, порой зловещим. Особую нелюбовь вызывали мартовские, которые были первыми идами после начала соответствующего нового года. Кроме того, с этими календарными датами были связаны такие мероприятия, как вступление в должность консулов, трибунов и прочих выборных лиц. Эти же дни служили для римлян началом празднеств по случаю наступления весны, сбора урожая и т.д.
Ответственность за ведение календаря, летописи важнейших событий, надзор за выполнением обрядов возлагались на членов верховной касты жрецов (понтификов). Однако порой эти люди, пользуясь данной им властью и руководствуясь личными интересами, могли по своему усмотрению ускорить или, наоборот, отсрочить различные события и тем самым сдвинуть отсчет времени года и проведение связанных с ним мероприятий. От решений понтификов часто зависели не только простые римляне, но уважаемые и даже могущественные люди. Естественно, это вызывало порой не только недовольство римлян, но и существенную путаницу в календаре.

Их произволу в 46 г. н. э. попытался противостоять римский верховный жрец, консул, полководец и писатель Гай Юлий Цезарь. По совету александрийских астрономов во главе с Созигеном он произвел реформу календаря, придав ему тот самый вид, в котором он сохранился и до наших дней. Этот календарь получил название – юлианский. Именно он на протяжении веков и служил основным ориентиром во времени, пока ему на смену не пришел григорианский календарь. Появление нового стиля было продиктовано нуждами христианского богослужения.

В юлианском календаре, счет по которому был начат с 45 г. до н.э., а начало года перенесено на 1 января, было добавлено два месяца, и лунный месяц был соединен с солнечным. В основу календаря был положен солнечный год, равный 365,25 суток. Но, учитывая то обстоятельство, что в календарном году может быть только целое число суток, в календаре предписывалось считать по 3 «простых» года, состоящих из 365 суток, и каждый четвертый (високосный) в 366 суток. Было также упорядочено и число дней в месяцах: нечетный месяц – 31 день, четный – 30 дней. Февралю же в простом году было положено иметь 28 дней, а в високосном – 29 дней. Счет дней в новом году решено было начать с новолуния, которое как раз приходилось на 1 января. Этот календарь был также тесно связан с годичным движением Солнца по эклиптике и, следовательно, с циклом земледельческих работ и т.д.

Таким образом, использование в юлианском календаре каждое четырехлетие одного високосного года предполагало, что средняя продолжительность года составить 365 суток и 6 часов. Фактически же год длится 365 суток 5 часов 48 минут 46,1 секунды. В результате юлианский год стал длиннее года, отпущенного нам природой, на 11 минут и 14 секунд, что каждые 126 лет давало ошибку в целые сутки. В результате уже к третьему тысячелетию календарь прибавил нам 13 суток. Возникла практическая необходимость внесения поправок в юлианский календарь.

Прежде чем начать разговор о реформе юлианского календаря и приятии григорианского (введении нового стиля) необходимо кратко остановиться на самом счете времени. Летоисчисление – историческая эпоха, принятая с начала христианской эры – была рассчитана и предложена в 525 г. настоятелем монастыря Дионисием Малым, опытным переводчиком с греческого языка родом из Северного Причерноморья.

Говоря об эре (лат. Аеча, нем. Ача), необходимо уточнить, что это понятие является системой счета времени, последовательности лет, исчисляемых с какого-либо определенного события (исторической эпохи). Также как температура замерзания воды была избрана для отсчета градусов, для счета лет избирали определенный момент – начальный год времени эры. Правда, в разные времена и в разных странах выбирали разные годы для начала отчета, отсюда возникли и такие эры, как византийская, христианская, мусульманская, древнерусская, александрийская, Скалигера, иудейская (всемирная), эра олимпиад, римская, капитолийская, варронова, эра Диоклетиана, эра Калююга, китайская циклическая, буддийская и многие другие.

Дионисий Малый решил, что не следует христианам счет времени определять по римской эре: какое значение может иметь основание языческого города в сравнении со столь величественным событием, как рождение Иисуса Христа. Поэтому он самостоятельно провел расчеты по известной лишь ему системе и предложил начать новую эру от года, когда родился Сын Божий. По подсчетам Дионисия, данное событие пришлось на 1 января 754 г. после основания Рима. Это и послужило началом отсчета нового календаря. «Наша» или «новая эра» (н.э.) взяла свое начало с 1 января 1 года н.э. и со временем легла в основу счета времени (летоисчисления) у христиан.
Отдельную и весьма длинную историю, берущую начало еще с языческих времен, имеет праздник Рождества Христова, который православный мир ежегодно отмечает 7 января, а католический – 25 декабря. Однако необходимо сказать и о том, что Рождество по григорианскому календарю, т.е. в декабре отмечает не только Католическая, но и Православная церковь в Греции, Румынии, Болгарии, Польше, Сирии, Ливане и Египте.

Нововведение Дионисия сначала не привлекло к себе серьезного внимания, но уже в X в. оно получило распространение в Европе, еще V веков спустя прочно вошло в обиход канцелярии папы Римского, а после принятия этого летоисчисления в XVIII в. учеными, оно стало повсеместным. Однако русские летописцы, будучи христианами, все же не спешили принимать нововведений. На Руси, как и в Византии, была иная эра: здесь считали года от «сотворения мира».

Стоит отметить интересный факт: поскольку счет лет «нашей эры» начинается не с нулевого, а с первого года, специалисты по проблемам календаря – хронологи – единодушны в том, что «вековые» года, вроде 1600, 1700, 1800, 2000 и т.д., относятся к уходящим годам столетия. А новые столетия следует считать, соответственно, с 1 января 1601 г., 1701-го, 2001-го и т.д. Тем не менее, в силу психологических особенностей человеческого восприятия наступления новых столетий (круглых дат с соответствующими нулями) на практике регулярно отмечалось вместе с наступлением «вековых» лет. Да и в наши дни в качестве исторического рубежа называли наступление именно 2000-го, а не 2001 г.

На Руси вместе с христианством был принят юлианский календарь со счетом лет по византийскому образцу. Но 19 декабря 7208 г. Петр I ввел начало нового года с 1 января 1700 г. (ранее на Руси он отмечался в марте, а позднее – в сентябре), т.е. юлианский календарь со счетом лет «от Рождества Христова». В своем именном указе «О праздновании нового года» Петр I объявил, что «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа наступает новый 1700 год купно и новый столетний век». В соответствии с данным указом в Москве наступление 1700 г. (векового года уходящего столетия) отметилось иллюминацией, колокольным звоном, пушечной пальбой. И хотя в последствии ученые заметили досадную ошибку, допущенную в петровском указе, однако традиции отмечать рубеж веков на год раньше его наступления в России сохранились.
В 1582 г. папа Григорий XIII утвердил проект новой календарной реформы, предложенной итальянским врачом и математиком, преподавателем университета г. Перуджи Луиджи, Лилио. Кстати, аналогичную структуру календаря еще в 1560 г. разработал веронский астроном Петрус Питат, но знал ли о нем Лилио, истории не известно.
Новый календарь поучил название григорианский (новый стиль). С его введением день после 4 октября был объявлен 15, а не 5. По этой причине с 5 по 14 октября 1582 г. не было зафиксировано ни одного события, так как этих дней вообще не существовало! В этом календаре 21 марта стало днем, когда продолжительность дня и ночи были равны. Продолжительность года стала равняться 365,2425 суток или 365 суткам 5 часам 49 минутам и 12 секундам. В нем было предусмотрено также чередование простых (365 суток) и високосных лет (366 суток).
Новый календарь смог удачно согласовать юлианский календарь с природой. Для этого было решено пропускать 3 високосных года за 400 лет. Таким образом, високосными стали называть года, в которых последние его цифры делятся на 4, а если эта круглая дата века, то число, которое делится на 400. Например, не считались високосными 1700, 1800, 1900 гг. и не будет считаться 2100 г., а такие года, как 1200, 1600, 2000, оставались високосными в обеих системах календарей, как в юлианском, так и в григорианском. В результате григорианский год всего на 26 секунд стал отличаться от астрономического (тропического) и поправка в нем в 1 сутки набегает не за 128 лет, а лишь за 3323 года.

Правда, и новому календарю не удалось избежать недостатков. Так, в нем имеется неодинаковая продолжительность месяцев, полугодий и кварталов, несогласованность чисел месяцев с днями недели. В связи с этим, сегодня в ООН взялись за разработку нового календаря, который смог бы удовлетворять по счету времени большинство государств мира.
Вслед за Италией, Испанией, Португалией, католической частью Польши и Францией к новому календарю с 1582 г. начали присоединяться и другие страны. Так, в 1700 г. в этот ряд вошли Норвегия и Дания, затем Великобритания (1752 г.), Япония (1873 г.), Китай (1911 г.), Греция (1924 г.) и т.д. Попытка же ввести в России григорианский календарь на протяжении большого периода времени наталкивалась на серьезное сопротивление православной церкви. Поэтому новый стиль был введен в нашей стране лишь с 14 февраля 1918 г. Но, несмотря на решение государства о переходе на счет времени по новому стилю, православная церковь продолжает вести летоисчисление по юлианскому календарю. Именно это послужило причиной возникновения в России столь загадочной для иностранцев традиции дважды отмечать начало нового года: по новому и по старому стилю (1 и 14 января). А традиционные народные празднества у нас, в отличие от европейских стран, отмечаются по старому стилю (юлианскому календарю), который, как уже говорилось, отстает от григорианского календаря на 13 суток. В результате в России праздник Рождества Христова передвинулся с 25 декабря на 7 января.

В завершении необходимо упомянуть еще об одном моменте. Нередко, даже в законодательных актах наших дней ко всем датам по старому стилю автоматически прибавляют 13 дней при переводе даты на новый стиль. Однако эта практика ошибочна: необходимо пользоваться в таких случаях особыми рекомендациями, разработанными российскими учеными и специалистами, определяющими точную методику пересчета дат. Так, для событий, произошедших по юлианскому календарю до 4 октября 1582 г., пересчет не производится вовсе. Для событий с 4 октября 1582 г. до 1 марта 1700 г. необходимо прибавлять 10 дней, с 1 марта 1700 г. до 1 марта 1800 г. – 11 дней, с 1 марта 1800 г. до 1 марта 1900-го – 12 дней, а для событий, произошедших после этой даты – 13 дней.

Николай ФИЛИПЕЦКИЙ