Газета «Рыбак Приморья»

Вторая мировая началась раньше 1939 года … на китовом фронте.

О китобойном промысле у дальневосточных берегов было подробно рассказано на страницах «РП». Мы же продолжаем публикацию некоторых глав из книги «История мирового китоловства» Джонсена и Тоннесена. Авторы подробно рассмотрели все аспекты деятельности китобойных компаний, занимавшихся китоловством в мировом океане.

Китоловство перед второй мировой войной.

Китоловство влияло на экономику и политику, на расстановку сил перед Второй мировой войной. Страсти, которые кипели из-за стоимости одного барреля китового жира, подобны страстям, кипящим в мире по поводу цены одного барреля нефти. Тогда китовый жир помог Японии и Германии накормить страну и вооружить армию.

Справка

Ведущую роль в китобойном промысле с начала 20 в. до 50-х гг. играли норвежские и английские китобои. Добыча этих стран составляла от 56,3 до 90,7% мировой добычи китов. К берегам Антарктики устремились китобойные флотилии многих стран. Технический уровень оборудования промысловых судов был высок благодаря изобретению слипа для подъема кита на борт базы, поэтому резко увеличился китобойный флот. Вслед за Норвегией и Великобританией в «китобойную лихорадку» были вовлечены СССР, Япония, Германия и другие страны.

После второй мировой войны всеми странами в Антарктике было добыто около 750 тыс. китов, в т.ч. СССР – около 119 тыс. (15%). За весь период китобойного промысла в Антарктике, начиная с сезона 1919-20 гг. и до закрытия промысла в 1986-87 гг. было добыто около 1,4 млн. китов. Доля СССР составила 210 тыс., чуть меньше 15%. (И.В.Никифоров. Мистерия о китах. М., Изд-во ВНИРО, 1995)

Новые страны, новые районы промысла

О первой советской китобойной флотилии «Алеут» в советской литературе написано много, поэтому коснемся отдельных фактов.
СССР. В 1926 г. норвежские гарпунеры покинули берег Беломорья». Это было связано с уменьшением запасов китов в арктических районах. По мнению норвежцев, китоловство у берегов Камчатки и Чукотки также подходило к концу. На этот раз знаменитые на весь мир китобои ошибались. Через несколько лет русские возобновили промысел китов, – так начинается глава.

В сентябре 1930 г. русская торговая делегация посетила Норвегию и подписала контракт на строительство 3 китобойцев для государственной компании «Союзморзверпром». В августе 1932 г. суда прибыли в Киль для воссоединения с китобазой «Алеут». Бывший грузовой пароход был переделан в Ленинграде, но оборудование, в том числе жиротопные котлы, было норвежским. Через 206 дней флотилия, пройдя через Панамский канал, прибыла во Владивосток. Норвежские гарпунеры в пути следования обучали русских, забив 22 кита. Норвежские газеты писали: русские наняли 30 норвежцев с окладом в 190 руб. в месяц. Зарплата гарпунера была в два раза выше, чем у других специалистов – 450 руб. Ему полагалась премия: за блювала – 75 руб.; чуть меньше – 50 руб. – за финвала и дополнительная надбавка в 50% на период работы за 48 градусом с.ш. После первых трех сезонов капитан-директор получил 40 тыс. руб., остальные члены экипажа заработали 10-12 тыс. руб. 40% заработной платы иностранцы получили в фунтах или долларах, остальную часть выдали в рублях, для того, чтобы моряки могли вызвать свои семьи в Россию.

В 1939 г. норвежское представительство в Москве докладывало, что в течение первых нескольких лет на промысле работали только норвежские гарпунеры.

В 1933 г. за июнь-ноябрь флотилия поймала 199 китов. Это были финвалы, кашалоты, горбачи, сейвалы и блювалы. Жира получено 6705 баррелей.

Промысел 1934 г. Почти половина добычи приходилась на финвалов. В 1935 г. было получено 19398 баррелей жира.
О русских китобоях заговорили, ходили даже слухи, что русские готовы купить китобазу, построенную в Гамбурге для промысла в Антарктике. Пока же промысел вели в Беринговом море. В пелагический лов СССР включился в начале 1946 г.
Во время второй мировой войны китобаза «Алеут» работала у берегов Камчатки. Район промысла был расширен после возвращения СССР Курил, на 5 береговых станций, построенных японцами в 1913 г., русские китобои возили продукцию.

Япония. В пелагическом лове китов японцы обогнали русских, начав добычу у берегов Антарктики в 1934 г. В предвоенные годы занимались промыслом, в основном, в Беринговом море, и до 1930 г. не использовали плавучие фабрики. От островов Бонин (Япония) на юге – до Курильских островов на севере вблизи от «китовых пастбищ» они построили береговые станции.

Ранее, в 1929 г. компания «Тойо Геге К.К.» впоследствии «Тайо Ногей К.К.» планировала начать лов в Беринговом море. Один из совладельцев этой компании Т.Сибуйя присмотрел подходящее судно в Англии, которое простаивало, но от покупки и переделки его в китобазу пока пришлось отказаться – на рынке китового жира начался застой. В том же году появилась возможность купить готовую базу у норвежцев, также простаивавшую. Через норвежскую фирму в Кобе Сибуйя заказал китобазу «Антарктик» с 5 китобойцами стоимостью 56000 фунтов стерлингов.

(1 фунт равнялся 17 йенам). При покупке Сибуйя столкнулся с трудностями. Дело в том, что норвежский закон от 26 июня 1934 г. запрещал продажу оборудования для баз за рубеж. В Японии удивились, узнав об этом, и попросили разъяснений. Наконец, 1 августа разрешение было получено. Более того, был решен вопрос о покупке судов и оборудования в Норвегии и в будущем.

«Антарктику» было 28 лет. Судно такого возраста стоило 27, 5 иен за гросс тонну. По контракту, компания должна была добывать китов в Антарктике и продавать в Европе при любых ставках на жир.
«Антарктик» переименовали в «Тонан-Мару» («Устремленная на юг») и 25 октября 1934 г. плавучая фабрика покинул Тенсберг. Капитаном шел Кобаяси Сейдзо. В составе экипажа находились 7 норвежцев. Первый сезон они проработали в полном составе. В Вальвис Бэй база встретилась с китобойцами, приняв на борт нового капитан-директора К.Баба и 160 японских рабочих, доставленных на транспортном судне.

Экипаж в составе 223 человек начал операции в Антарктике 23 декабря 1934 г. и завершил промысел в феврале 1935 г. Японцы добыли 213 китов, чуть больше половины добычи составляли блювалы. Было получено 12955 баррелей жира или 77 баррелей на УСК (условный синий кит). Первая японская антарктическая экспедиция завершилась. В Австралии норвежцы покинули базу, а японцы 21 марта 1935 г. благополучно вернулись в Кобе. До второй мировой войны Япония грозила вытеснить из китоловства другие нации, а после войны, по мнению авторов, в этом почти преуспела.

Ходили слухи, что японцы нанимали своих гарпунеров за огромные деньги. Это не совсем так: после 1931 г. число китобойцев сократилось, и появился излишек гарпунеров. Так что не было никакого труда найти хороших специалистов. Для начала им платили 200 иен в месяц и от 50 до 60 иен за убитого кита. По тем временам это были хорошие деньги. В 1937 г. Германия и Япония начали активно строить китобойный флот, увеличилось число китобойцев, и возрос спрос на гарпунеров. Двум гарпунерам платили за 2 года по 30 тыс. иен в год – таковы были условия контракта. К 1938 г. премии за добытого кита поднялись до 200 иен. Хотя японцы могли обойтись своими силами, первые годы они пользовались услугами опытных норвежцев, а сами набирались опыта.

Наращивание объемов добычи и бесконтрольность привели к сокращению китовых стад. «Через несколько лет японцы перебьют всех китов» – предрекали в Норвегии. Норвежцы одними из первых почувствовали силу конкурентов и предлагали: запретить Японии использовать норвежских гарпунеров и специалистов, что, по мнению китобоев, нанесло бы существенный удар по японскому китоловству. Опоздали – японцы уже могли управляться сами, что и доказали во второй экспедиции на «Антарктике». В сезон 1935-36 гг. без единого норвежского специалиста на борту они получили 44145 баррелей жира, который сбывали в Европе по хорошей цене. Внутренний рынок Японии пополнился огромным количеством китового мяса, засоленного во время первых нескольких сезонов. В 1937-38 гг. в Антарктику отправился первый рефрижератор, мясо морозили в районе промысла. В общем, перспективы у Японии были отличными. К тому же продажа жира приносила иностранную валюту, необходимую Японии для наращивания военной мощи. Страна Восходящего солнца закупала сырье для оборонной промышленности, накапливала топливо для флота и авиации. В случае войны плавбазы могли быть использованы как транспортные суда.

13 декабря 1935 г. представители новой компании «Тайо Ногей К.К.» прибыли в Европу для изучения возможностей постройки новой плавбазы и закупки чертежей. Норвегия немедленно отреагировала. Запретить всем верфям, занимавшимся строительством плавбаз, продажу чертежей. Опять опоздали. Япония смогла получить чертежи в обход поздно принятого закона. Японской верфи потребовалось 4,5 месяца, чтобы построить базу и запустить программу постройки других плавучих фабрик.

Программа основывалась на этих вовремя попавших к японцам документам. Большую часть китового жира надо было продавать в Европе, и Япония не собиралась подписывать никаких документов об ограничении промысла.
К 1 августа 1936 г. судоверфь в Кобе спустила на воду плавбазу «Нисин Мару». «Всегда новая» – так переводится «Нисин» – была оснащена дизельными двигателями, позволявшими развивать скорость 15 узлов, что немного больше скорости европейских плавбаз. Котлы Гартмана закупили в Германии, 23 котла (для жира) построили в Японии, там же построили китобойцы. Каждый из 8 китобойцев имел водоизмещение по 267 гросс тонн и двигатели 795 л.с. На базе находились 3 норвежских гарпунера. Флотилия вышла из Кобе 7 октября, 19 октября достигла Фримантла.

Капитан-директором был Токосуке Сино. Он умер внезапно во Фримантле, завершив дело своей жизни. В 1907 г. Токосуке Сино начинал гарпунером, затем был ярым сторонником проникновения японских китоловов в Антарктику, был одним из основателей компании «Тайо Ногей К.К.».

З ноября 1936 г. экспедиция прибыла в район промысла. С 13 ноября по 17 марта 1937 г. флотилия добыла 116 китов, произвела 91368 баррелей жира. Уже в мае китовый жир был продан в Роттердаме, отсюда китобои отправились через Панамский канал в Калифорнию, где загрузились 19600 тоннами дизельного топлива для Японии. Формально жир был приобретен компанией «Юнилевер». Цены на жир достигли своего пика – 20 фунтов 10 шиллингов за баррель. Доход составил 5 млн. иен. Деньги были необходимы, так как Япония испытывала трудности при расчетах с зарубежными кредиторами. Почти все мясо переработали на фарш, небольшую часть засолили. Быстрый рост японской китобойной промышленности вызвал панику в иностранных компаниях: китовый жир поступал в Германию, что было частью расширения программы сотрудничества двух стран и вылилось в военно-политический альянс «Ось Токио – Берлин».

Размер китоловной экспансии был потрясающий: к сезону 1937-38 гг. «Тайо Ногей К.К.» и «Нисон Ногей К.К.», каждая заказала по новой китобазе – «Нисин Мару-2» и «Тонан Мару-2». Для каждой китобазы были построены по 8 китобойцев. Один из них – «Секи Мару» был первым в мире дизельным и развивал мощность 790 л.с. В течение сезона 1937-38 гг. за четыре экспедиции в Антарктику 30 китобойцами было добыто 5582 кита, произведено 388683 барреля жира. Япония, начав практически с нуля, достигла 11,6% от мировой добычи, в то время как доля Норвегии за тот же период сократилась с 48,2% до 34,7%. Доля Британии сократилась с 49,1% до 34,5%, что вызывало тревогу. Но это было еще не все. Япония заказала 3 базы для следующего сезона, в планах была постройка еще 2 баз. 3 базы хотели купить в Норвегии и одну в Англии. Япония несколько раз отказывалась подписывать соглашение о регулировании добычи китов, чувствуя себя вольготно в Южном океане.
Японское пресс-агентство в официальном заявлении сообщило, что Британия и Норвегия обеспокоены ростом японского китоловства, который угрожал их доминирующему положению.

До тех пор, пока Япония не завершила строительство своего собственного китобойного флота, она не хотела вступать в переговоры по урегулированию промысла. Из запланированных 7 китобаз до начала второй мировой войны были построены только 2 с 9 китобойцами: «Тонан Мару-3» и однотипная – «Тонан Мару-2».

«Кекуе-Мару» (в переводе «Арктический океан») имела водоизмещение 17459 гросс тонн. Для работы были наняты 12 норвежских гарпунеров, гарпунные пушки для 49 китобойцев были сделаны в Японии, но оснащались норвежским оружейным заводом. Значительная часть остального оборудования была тоже норвежской.

Далеко идущие планы строительства китобаз не были осуществлены: война в Китае и подготовка к экспансии в Юго-восточной Азии оттягивали все больше и больше ресурсов страны. В 1939 г. политика Японии привела к альянсу со странами оси. Перевооружение армии и флота привело к росту цен в судостроении, а цены на китовый жир к весне 1938 г. упали настолько, что продукция на внутреннем рынке страны реализовывалась по 12 фунтов 16 шиллингов за баррель. Затраты на промысел увеличились на 20%. В среднем компании с трудом могли заработать более 100 тысяч иен за сезон. Руководство компаний нервничало, и в межсезонье задействовало китобазы на перевозках жира из США. Китобойный бизнес не приносил огромных доходов по сравнению с 1937 г., но был успешным с военно-политической точки зрения.

В 1938-39 гг. доля Японии в антарктическом промысле выросла до 17,1%, а доля Норвегии уменьшилась до 29,9%, Британии – до 31,6%. Доля Германии составила 13,3%. «Коммерческое и политическое сотрудничество Японии и Германии представляет огромную опасность для норвежской китобойной промышленности», – отмечало норвежское представительство в Токио, – испытывая огромные трудности, Япония может в один прекрасный день обратиться к Берлину с предложением оплаты германских товаров своим китовым жиром». 28 июня 1939 г. в Берлине был подписан договор о торговле между Японией и Германией. Один из пунктов договора накладывал на Германию обязательство увеличить закупки китового жира. Добыча китов Японией приняла угрожающий характер.

Германия. Переговоры между Германией и Британией, а позже – Норвегией и Британией, против Германии и Японии вытекали из попыток Норвегии убедить другие страны отрегулировать китобойный промысел и, сократив квоты, предупредить рост новых компаний. В это время в Германии компания «Юнилевер» пыталась продвинуть продажу жира для производства дешевого маргарина. Внутреннее напряжение на китоловном фронте было связано с приготовлениями Германии и Японии к войне, ростом цен и острой нуждой в жирах.

До Первой мировой войны Германия предприняла три попытки выйти на современный уровень китоловства. В 1903-07 гг. в Исландии, в 1907-08 гг. в Чили и в 1912-14 гг. у юго-западного берега Африки. В сентябре 1918 г. ходили слухи об операциях Германии в Норвежском море. Но только в 1927 г. Отто Крауль и Карл Кирхайсс – оба капитаны, причем первый поработал гарпунером,- вернулись к идее создания национальной китобойной промышленности. В 1936 г. Отто Крауля, к этому времени работавшего у русских, позвали домой, и предложили возглавить первую германскую флотилию.

У Карла Кирхайсса, приверженца этой идеи, был опыт офицера германского флота, полученный в первую мировую войну. Он хорошо знал условия плавания в Южном океане, так как всю войну провел на вспомогательном крейсере «Зееадлер». На небольшом рыбацком судне совершил кругосветное путешествие, предпринял двухлетнее плавание в Арктике, некоторое время работал на норвежском китобойце и вел подробнейший дневник всех промысловых операций. Он ездил с лекциями по стране, демонстрируя фильмы, сделанные во время экспедиций. В числе пионеров германского китобойного промысла был президент «Дойче Зеефишерай Ферайн» барон Иаспар фон Мальтцан, но он умер в 1930 г.
Германия была заинтересована в развитии национального китоловства, которое давало бы экономию от 50 до 80 млн. марок в иностранной валюте. Обеспечило бы работой огромное количество людей. А с точки зрения национальной обороны свойство китового жира долго без особых затрат храниться – было бесценным.

В 1933 г. к власти пришли нацисты. Частные компании получали поддержку новой власти при условии участия в программе обороны страны. В 1935 г. была создана «Восточная немецкая китоловная компания» («Эрсте Дойче Вальфанг-Гезельшафт»), которая через год была передана мыловаренной компании «Хенкель и К» из Дюссельдорфа. Запрет на продажу судов и оборудования из Норвегии вынудил Германию пойти по пути, пройденному СССР и Японией: закупить старое судно и переоборудовать его. Что и было сделано. В Гамбурге переоборудовали «Вюртемберг», получивший новое имя «Йан Веллем» водоизмещением 11776 гросс тонн. Судно имело танки на 66 тыс. баррелей жира. Новая плавбаза была хорошо оснащена. Кроме вращающихся котлов и оборудования по переработке китового мяса на «Йане Веллеме» были рефрижераторные камеры емкостью 350 куб. м. для китового мяса, оборудование по производству упаренного бульона и машина для производства синтетического волокна из ворвани. Пожалуй, это была единственная в мире база, где весь производственный процесс управлялся электричеством. Базу сопровождали 8 китобойцев, мощность двигателей некоторых достигала 1700 л.с. Они носили названия «Трефф-1 – 8». Капитан-директором шел Дитрих Менке. После Второй мировой войны он будет участвовать в восстановлении немецкой китобойной промышленности. Экипаж флотилии состоял из 272 немцев и 17 норвежцев-гарпунеров.

В середине сентября экспедиция прибыла к морю Уэдделла, ознаменовав первый сезон добычей 920 китов и производством 62000 баррелей жира.
Рынок китового жира и других масел перед Второй мировой войной был нестабильным. Любое изменение в количестве китового сырья, служившего одним из компонентов при производстве маргарина, вызывало колебание цен. Потребление маргарина в странах Европы достигло пика в 1929-30 гг. Германия, стремясь наверстать упущенное, делала ставку на китовый жир, как один из регуляторов своей экономической политики.

Производство маргарина стало государственной программой («много, доступно и питательно»). Фермеры, получавшие от правительства значительно меньшую помощь, чем китобои, видели в китах своих врагов. А немецкие китобои использовали все возможности для увеличения добычи. У «пассивных» владельцев квот, в частности, у владельцев двух простаивавших норвежских китобаз, просто перекупили квоты.

Справка
До Второй мировой войны у берегов Антарктиды работала 41 флотилия под флагами разных стран, кроме СССР.

Китобаза «Терье Фикен» была первой построенной в Германии плавучей фабрикой с 9 китобойцами. Но, в силу некоторых причин, вышла в море под британским флагом. На тот момент она была самой крупной в мире; водоизмещение достигало 20638 гросс тонн. Первый сезон был удачным – получено 17384 тонны жира. 7 марта 1941 г. «Терье Фикен» была торпедирована.

В Норвегии создание германского китобойного флота вызвало сильнейшее сопротивление: любой норвежский специалист, готовый помогать Германии, объявлялся предателем.
28 августа 1935 г. ассоциация, объединявшая китобойные компании, тайно решила: «ни прямого, ни косвенного вклада в создание германо-норвежских, или германских, или любых других иностранных компаний совместно с немцами».

5 марта 1935 г. начата постройка китобазы «Вальтер Рау» с 8 китобойцами. После войны она работала под другим названием – «Космос-4». Свое первое имя получила в честь еще одного вдохновителя и создателя национальной китобойной промышленности. Вальтер Рау был владельцем корпорации, производившей маргарин и другие масла, и хотел видеть германскую жировую индустрию, независимую от импорта сырья. Китобаза водоизмещением 14869 гросс тонн была построена к сезону 1937-1938 гг.

На борту находился завод по переработке китового мяса, производству витаминов, экстрактов, рефрижераторные установки и современное консервное производство. Результаты первого сезона работы были впечатляющими; добыли 1700 китов, произвели 18246 тонн жира, 240 тонн спермацета, 1024 тонны мяса, 104 тонны консервированного мяса, 114 тонн мороженого мяса, 18 тонн мясного экстракта, 5 тонн печеночного фарша, 21,5 тонны ворвани. В экспедиции участвовали 363 человека, в т.ч. 42 норвежца. Всего «Вальтер Рау» провел четыре экспедиции, в которых участвовали 1434 человека, 38,5% – норвежцы. Попытки Норвегии запретить норвежский труд на Германию полностью провалились. Это было пощечиной общественному мнению. Безработица в китобойной отрасли толкала норвежцев к поиску заработков даже в Германии. Немцы платили очень хорошо – это ставили в вину специалистам-норвежцам, называя эти деньги «иудиными». Гарпунеры на службе у немцев получали в 2-3 раза больше, чем у себя на родине. Норвежское китоловство снижало темпы, каждая компания защищала только свои собственные интересы.

Газета национал-социалистической партии сообщила о планах постройки в Германии еще 10 китобойных флотилий. Амбициозные планы не были реализованы по той простой причине, что Норвегия уступила и перевела Германии 3 флотилии: 2 в чартер, 1 – продала. Британия также продала 1 флотилию. С одной стороны, Норвегия и Британия в рамках Лиги Наций пытались ввести ограничения на добычу китов, с другой, – помогали укреплению китоловства Германии.

Справка
В декабре 1946 г. в Вашингтоне рядом стран и СССР была подписана Международная конвенция по регулированию китобойного промысла и учреждена Международная китобойная комиссия (МКК).

В 1936-1937 гг. Германия смогла построить китобазу «Юнитас» с 8 китобойцами и «Абрахам Ларсен». Постройка и оборудование только одной флотилии «Юнитас» обошлись Германии в 14,44 млн. марок или 1,17 млн. фунтов стерлингов. Государство вложило 3.5 млн. марок.
3 сентября 1939 г. Великобритания объявила Германии войну, в апреле-мае 1940 г. немецко-фашистские войска оккупировали Норвегию, 8 декабря 1941 г. США, Великобритания и другие страны объявили войну Японии началась вторая мировая война.
Ни маргарин, ни консервы из китового мяса не спасли фашистов под Сталинградом в 1942-43 гг.

Е. Н. Шолохова - Краевед, действительный член Общества изучения Амурского края