Новый виток в развитии ОСМС 1 марта 2008 г. функции регионального информационного центра отраслевой системы мониторинга (РИЦ) в Приморском крае возлагаются на ФГУП «Приморрыбсвязь». Целью передачи полномочий является повышение качества и достоверности информации о производственной деятельности судов (ССД), а также оперативной и государственной статистической отчетности предприятий. Соответствующий приказ N 59 подписал глава Госкомрыболовства РФ Андрей Крайний. |
В связи с этим руководству ОАО «Дальрыба» поручено передать преемникам прикладное программное обеспечение и базы данных ССД, оперативной и государственной статистической отчетности предприятий (за период 2003 – 2007 гг..), а также организовать переадресацию информации, поступающей от судов и предприятий, на ФГУП «Приморрыбсвязь». О том, каким образом будет строиться работа, что еще предстоит сделать в части организации полноценного информационного обеспечения, нам рассказал директор ФГУП «Приморрыбсвязь» Александр ШТАНЬКО.
- Александр Николаевич, расскажите подробней, что влечет за собой передача в «Приморрыбсвязь» функций регионального информационного центра отраслевой системы мониторинга? Насколько такой шаг оправдан?
- Следуя приказу, ФГУП «Приморрыбсвязь» с 1 марта предписано обеспечить сбор и обработку ССД, оперативной и государственной статистической отчетности предприятий Магаданской области, Хабаровского и Приморского краев и дальнейшую передачу этой информации в региональный центр отраслевой системы мониторинга ФГУП «Камчатский центр связи и мониторинга». В связи с этим ФГУП «Приморрыбсвязь» проводит инвентаризацию адресов предприятий.
Все прикладное программное обеспечение будет передано в наш центр на безвозмездной основе, так как финансировалось НИОКР Госкомитетом РФ по рыболовству по теме: «Создание элементов, технологий формирования единого информационного ресурса отрасли» из бюджета. Прикладное программное обеспечение системы «Рыболовство» – это государственная правовая система (ст. 13 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), которое «является государственным информационным ресурсом» (ст. 14 указанного закона).
ФГУП «Приморрыбсвязь» отвечает всем требованиям, которые предъявляются к организациям, оказывающим услуги связи и предоставляющим доступ к информационным системам. В частности, наше предприятие получило для этих работ лицензию N 53907 (в соответствии со ст.32 Федерального Закона от 07.07.2003 г. N 126-Ф3 «О связи» и приказом N 305 от 16.10.2007 г. Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия) по осуществлению деятельности в области оказания услуг подвижной радиосвязи в выделенной сети связи.
Помимо этого, на стадии технического оформления находится лицензия на телематические услуги связи по таким видам деятельности, как доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, а также прием и передача телематических электронных сообщений (базы данных ССД, оперативные отчеты и др.). Т.к. услуги по приему и передаче телематических электронных сообщений, включая передачу даже одного ССД или изменений к нему, передачу экстренных версий государственной отчетности 1 п-рыба, содержащих информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемыми отраслевой системой мониторинга и абонентскими терминалами ФГУП «Приморрыбсвязи», должны быть лицензированы.
Таким образом, ФГУП «Приморрыбсвязь» в полной мере и на законном основании сможет оказать услуги по своевременному систематическому доведению текущей информации, материалов, архивов ССД, требований контролирующих органов инспекторам, судам, предприятиям всех форм собственности в части изменения квот, лицензий, разрешений на промысел водных биологических ресурсов в промысловых районах дальневосточного региона.
- Как Вы считаете, что еще необходимо сделать в нормативно-правовом поле с целью обеспечения эффективного, безопасного и защищенного обмена информацией?
- В соответствии с требованиями правил предоставления доступа к сети передачи данных и необходимости создания круглосуточного пополнения межведомственных информационных баз данных для государственного учета и мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля над деятельностью промысловых судов необходимо не только отмена приказа N 185, но также внесение изменений в другие приказы Госкомрыболовства России. В частности, в приказы: N 322 от 03.11.1999 г. «О введении в действие «Требований к техническим средствам контроля позиций судов»; N 338 от 30.11.1999 г. «О введении в действие временного положения о спутниковом позиционном контроле российских промысловых судов»; N 330 от 22.1999 г. «О временном положении о спутниковом позиционном контроле иностранных промысловых судов».
При этом нормативное закрепление правового статуса единого информационного ресурса отрасли как государственного, должно отвечать интересам всех пользователей. В связи с этим ОСМ необходимо привести в соответствие не только с федеральными законами и требованиями государственного контроля, выражающегося во введении специальных процедур (лицензирование), но и синхронно охватить весь условный технологический процесс: судно – судовладелец/собственник – центр мониторинга – правоохранительные органы и т.п. На каждом этапе необходимо сформировать собственную базу данных, отражающую реальное состояние объекта и в то же время замыкающуюся на межведомственную базу данных, на основании анализа данных которой возможно было бы принимать те или иные решения. Это, в свою очередь, потребует разработки классификаторов ошибок в ССД, перечня нарушений, положений с увязкой понятий, терминологии, определений и т.д., которые должны быть охвачены национальным законодательством УПК РФ. Потоки информации должны замыкаться в филиалах головного центра отраслевой системы мониторинга Дальнего Востока с постоянным пополнением единых информационных ресурсов в головном центре в г.Москве.
Помимо этого необходимо усовершенствовать управляющий алгоритм ОСМ, который обеспечит современную обработку, хранение информации и доведение ее до пользователей. Он должен функционировать в общей транспортной и сетевой среде для регламентированного информационного обмена и взаимодействия, обеспечивая объединение данных компьютеров в единый комплекс, который должен иметь статус законодательной базы.
Вновь создаваемый технический регламент функционирования организаций и средств отраслевой системы мониторинга должен содержать стандарты качества, правила и процедуры работы сегментов и элементов ОСМ, а также принципы постоянного контроля со стороны федерального органа исполнительной власти в области рыболовства за всей деятельностью уполномоченных им неправительственных органов и организаций, осуществляющих мониторинг.
- Есть ли общие рекомендации по совершенствованию технологии получения сведений на основе прогрессивных компьютерных и информационных технологий? Что необходимо учитывать при совершенствовании нормативной базы?
- В основном рекомендации сводятся к повсеместному внедрению отраслевой нормативно-справочной информации, типовых программ, средств защиты и электронных способов повышения достоверности данных ОСМ, которые должны иметь статус доказательной базы. Это поможет минимизировать влияние человеческого фактора и повысить ответственность лиц, участвующих в составлении, направлении, сборе, обработке и подготовке служебной информации по фактическому вылову, координатам и времени лова, объемам приловов маломерной рыбы и т.п.
Однако в любом случае дальнейшие усовершенствования ОСМ требуют тщательной работы в первую очередь на законодательном уровне. Вот, например, перечень нормативных документов по упорядочиванию процедур ОСМ: положения «О Системе мониторинга», «О порядке освидетельствования ОСМ», «О центре мониторинга, его филиалах».
Положение «Об органе освидетельствования (структурном подразделении Госкомитета по рыболовству, курирующем и контролирующем Систему)». Положение «Об апелляционной комиссии», «Об аудите», форма свидетельства о соответствии; макет знака соответствия; форма страницы книги реестра Системы и др.
Кроме того, необходимо внести изменения в действующие нормативно-методические документы ОСМ, в том числе «Требования к техническим средствам контроля позиций судов», «Временное Положение о спутниковом позиционном контроле российских промысловых судов», «Временное Положение о спутниковом позиционном контроле иностранных промысловых судов», «Оперативный ежесуточный отчет рыбопромысловых судов о результатах деятельности в море» и т.д.
При этом подготовка и внесение поправок в действующие документы должны быть осуществлены с учетом обязательств федерального органа исполнительной власти в области рыболовства по государственному управлению, регулированию и надзору за обеспечением выполнения международных договоров Российской Федерации по рыболовству, рыбному хозяйству и торговому мореплаванию (в отношении судов рыбопромыслового флота), а также обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях и участия в международных договорах. Так, например, формат судового суточного донесения должен предусматривать возможность его создания на двух языках – английском и русском и быть адаптированным к созданию регламентированных отчетов в соответствии с форматами ФАО, НАФО, НЕАФК.
В контексте этих мероприятий уместно осуществить внедрение электронного промыслового журнала и электронной подписи капитанов судов рыбопромыслового флота в соответствии с действующим национальным и международным законодательством.
Очевидно, что подготовка указанных мероприятий по созданию нормативно-правовых актов, инструкций, положений, методик, обоснований и аппаратно-программных средств, требует времени, инвестиций, привлечения высококвалифицированных специалистов, в том числе сторонних организаций, особенно в области морского права.
Учесть проведение необходимых мероприятий целесообразно на стадии формирования отраслевой Программы НИОКР на 2008 – 2009 годы.
- Что, в конечном счете, изменится в работе ФГУП «Приморрыбсвязь»
- В связи с реструктуризацией ОСМ Госкомрыболовство пересмотрело Устав предприятия. Теперь, кроме оказания услуг в производстве работ подвижной радиосвязи, направленных на обеспечение безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, нам добавлены такие задачи как: государственный учет и мониторинг водных биологических ресурсов, наблюдение и контроль над деятельностью промысловых судов, обеспечение формирования соответствующих межведомственных информационных баз, в том числе для использования данных мониторинга в качестве доказательной базы при рассмотрении дел об административных и уголовных правонарушениях в сфере рыболовства, проведение аудита и экспертизы. Еще одна задача – комплексирование данных спутникового слежения от различных источников (спутниковые системы Inmarsat-C, радиоканалы, по которым идет прием судовых суточных донесений) и регулярное пополнение региональной базы данных спутникового мониторинга. Таким образом «Приморрыбсвязь» будет формировать и вести единый региональный информационный ресурс и обеспечивать доступ к данным.
В будущем мы также планируем ввести информационно-справочную систему для рыбаков «Вестник рыбака», с помощью которой промысловики и их родные смогут узнать всю необходимую информацию, начиная от местоположения судна до последних новостей. Работа над созданием и внедрением «Вестника» уже ведется.
В целом же наша работа будет носить многоуровневый характер сбора и анализа информации, что значительно усилит разрешающую способность мониторинга ВБР. Массив информации и статанализ дадут объективную оценку ситуаций при использовании стандартных промысловых схем. Ведь неотъемлемое требование рынка к качеству продукции предусматривает в агрегатной структуре мониторинга информационно-аналитического центра (ИАЦ) рыболовства отслеживание наличие сведений о происхождении продукции от изъятия в море до рынка сбыта (где, когда и кем выловлена, условия переработки, хранения и транспортировки). Тщательное слежение за текущей ситуацией будет способствовать сбалансированности стабилизирующих функций в рыбохозяйственном комплексе.
- Какие еще задачи Вы ставите перед ФГУП «Приморрыбсвязь»?
- Необходимо превратить информационные и коммуникационные технологии отраслевой системы мониторинга действительно в один из эффективнейших инструментов структурной перестройки отрасли доступа к данным государственных информационных систем в единое информационное целое, всю нормативно-правовую и нормативно-техническую базу, регламентирующую функционирование базовых элементов ОСМ. Тем более что все необходимое для этого у нас есть. Ведь в трудное время, в 90-е годы, Юрий Иванович Москальцов сумел не только сохранить имеющийся информационный ресурс, но и вывести его на качественно новый уровень. Он стал инициатором первой закупки персональных компьютеров для РЦ Дальрыбы, оказал большое содействие в комплектации сетей связи и проведению научного эксперимента по позиционированию в мониторинге на французских датчиках ARGOS, с чего, в общем-то, и началась история мониторинга на Дальнем Востоке. Юрий Иванович впервые компьютеризировал процесс обеспечения оперативной работы флота, промысловых экспедиций. Сегодня перед нами стоит задача вывести информационное обеспечение на новый современный виток развития, сделав его действенным инструментом отраслевой системы мониторинга.