Газета «Рыбак Приморья»

От браконьерства – к реальному сотрудничеству

Официальные данные свидетельствуют о том, что в 2007 г. Япония снизила закупки водных биоресурсов в России. В частности, по информации японской таможни, в минувшем году в порты страны живого камчатского краба было поставлено почти на 9 тыс. тонн меньше, чем в 2006 г. Тем не менее, считают специалисты, уровень контрабанды на Дальнем Востоке остается высоким.

Несмотря на снижение поставок в Японию водных биоресурсов, в частности, крабов, данные японской таможни свидетельствуют о том, что объемы их промысла, главным образом, браконьерского, в 2007 г. в ИЭЗ и территориальном море России не уменьшились, – заявил руководитель Центра общественных связей Госкомрыболовства Александр Савельев.
Согласно статистической информации, опубликованной на сайте Министерства финансов Японии, поставки живого камчатского краба в 2007 г. снизились до 7,6 тыс. тонн против 16,4 тыс. тонн в предыдущем году, при этом стоимость понизилась с 9,5 млрд. иен до 5,5 млрд. иен. Объем поставок мороженого краба уменьшился до 11,7 тыс. тонн (на 15,6 млрд. иен) против 13,1 тыс. тонн (на 14,7 млрд. иен) годом ранее. Закупки мороженого краба-стригуна составили 13 тыс. тонн (на 14,5 млрд. иен) против 14,8 тыс. тонн (на 13,7 млрд. иен) в 2006 г. В то же время объемы реализации живого краба-стригуна увеличились до 26,6 тыс. тонн (на 10,5 млрд. иен) против 25,5 тыс. тонн (на 7,6 млрд. иен) годом ранее. Как стало известно РИА Fishnews.ru, общий объем реализации в портах Японии в 2007 г. крабов всех видов, включая продукцию из них, снизился до 61,4 тыс. тонн на общую сумму 48 млрд. иен. Это на 12,1 тыс. тонн меньше уровня 2006 г.
Не внушают оптимизма и вести о поставках живого морского ежа: в 2007 г. этот показатель составил 14,1 тыс. тонн (на 6,9 млрд. иен) против 15 тыс. тонн (на 6,9 млрд. иен) в 2006 г. Мороженой нерки за прошлый год было импортировано 25,6 тыс. тонн (на 13,5 млрд. иен) против 24,6 тыс. тонн (на 11,4 млрд. иен). Икры тресковых видов рыб – 12,2 тыс. тонн (на 13 млрд. иен) против 14,2 тыс. тонн (на 13,9 млрд. иен), мороженой креветки – 8,9 тыс. тонн (на 9,7 млрд. иен) против 9,5 тыс. тонн (на 9,7 млрд. иен). Всего же в 2007 г. Япония импортировала из России 188,967 тыс. тонн водных биоресурсов на сумму 119,6 млрд. иен против 203,274 тыс. тонн на 114,2 млрд. иен в 2006 г.
Есть основания считать, что часть «крабовых потоков» переориентировалась на США и Южную Корею и перекрывает в целом снижение поставок в Японию, сообщил Александр Савельев. При этом представитель ведомства напомнил, что с мая прошлого года в России действует запрет на вывоз живого краба. «По сути, в морях Дальнего Востока браконьеры продолжают истреблять морские биологические ресурсы, квоты их вылова превышаются во много раз, что создает серьезную угрозу национальной безопасности России в этом регионе», – отметил он.
Сославшись на оценки специалистов, Александр Савельев завил, что ежегодно около 1 млн. тонн водных биоресурсов на сумму порядка 1 млрд. долларов уходит из российской исключительной экономической зоны за рубеж. «Безусловно, масштабное браконьерство на Дальнем Востоке – это наша внутренняя проблема, и с нею мы справимся, – заявил он. – Однако основной питательной средой для нелегальной добычи водных биоресурсов и вывоза незаконно добытых уловов за рубеж является тот факт, что в странах АТР эти уловы закупают, и Япония в этом смысле не исключение… Признавая на словах проблему незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла, Япония уже десятилетие имитирует сотрудничество в сфере борьбы с этим криминальным явлением и продолжает закупать незаконные уловы, преследуя свои экономические интересы».
В настоящее время Госкомрыболовство стремится наладить на Дальнем Востоке такую же систему портового контроля, как с Норвегией. По словам Александра Савельева, сейчас весь мир пользуется опытом, который накопили Россия и Норвегия, работая вместе. «Система портового контроля предусматривает, что ни одно судно не может зайти в порт ЕС, Норвегии или России без подтверждения легитимности груза, и такую систему мы хотим ввести с Японией, Кореей и Китаем», – заявил он.
Руководитель ЦОС Госкомрыболовства также напомнил, что с 1 января 2009 г. в Российской Федерации будет действовать порядок, в соответствии с которым все морепродукты, выловленные в ИЭЗ России, должны поступать на таможенную территорию РФ и проходить соответствующее оформление. Весь экспорт водных биоресурсов с 1 января 2009 г. будет идти через Российскую рыбную биржу.
«В качестве административного барьера могу назвать и то, что законодательно вводится положение, в соответствии с которым данные отраслевого мониторинга будут являться доказательными материалами в уголовном, арбитражном, административном производствах, связанных с браконьерством», – сообщил он, добавив, что таким образом Госкомрыболовство вместе с Министерством иностранных дел, ФСБ и другими правоохранительными органами страны «прекратит криминальный бизнес, который в странах Азиатско-Тихоокеанского региона расцвел махровым цветом». «Удар по браконьерству может нанести и готовящееся решение ФАО, в соответствии с которым в портах приема грузов будут находиться представители стран-поставщиков, которые будут подтверждать законность поставляемого груза», – считает Александр Савельев.
Напомним, на состоявшейся в Сеуле осенью прошлого года 17-й сессии российско-корейской комиссии по рыбному хозяйству обсуждался проект межправительственного соглашения о сотрудничестве по предупреждению, предотвращению и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла ВБР. Окончательное согласование документа планируется провести в апреле – мае 2008 г. в ходе российско-корейских консультаций с привлечением специалистов заинтересованных министерств и ведомств. При этом подразумевается, что документ может быть подписан вскоре после этих консультаций. «Аналогичного движения в обоюдовыгодном направлении мы ожидаем и от японской стороны», – заявил официальный представитель Госкомрыболовства.

Fishnews.ru