Газета «Рыбак Приморья»

Женщина – тоже стойкий моряк

Говорят, что «море любит сильных», и считается, что сильными могут быть только мужчины. Но ведь ходить в море хотят и могут не только они. Достаточно вспомнить первую женщину-капитана — Анну Щетинину. Конечно, просто любить море – мало, нужно иметь твердый характер и быть настоящим профессионалом. Всеми этими качествами обладает хрупкая на вид женщина Александра Александровна ИВАНОВА – заведующая кафедрой «Судовождение» Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. Студенты говорят о своем преподавателе с любовью, как о человеке, который всегда готов помочь и на каждого находит время. Коллеги отзываются об Александре Александровне, как о целеустремленном, настойчивом и умном специалисте, которого все очень уважают и любят.

Родилась Александра Александровна на острове Русский. Половина детства прошла практически у моря. Остальная половина — в Молдавии, где она закончила школу. Рядом была Одесса с белыми красивыми пароходами, яхтами на Черном море. «Когда в пятом классе мы поехали в Одессу, — вспоминает Александра Александровна, — первое место, куда я предложила пойти одноклассникам, был Морской музей. О деньгах тогда никто не думал, посещать заграничные страны было проблематично. А вот путешествия, красивые пароходы, романтика моря манили многих молодых людей и девушек. Я не стала исключением.

Ирония судьбы

- По окончании школы я искала высшее учебное заведение, где обучают морским специальностям. Естественно, сначала думала поступать в Одессе. Но там категорически не брали на эти специальности девочек. В некоторых вузах девочек учили на радистов, а на судоводителей их нигде не брали, кроме Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. Обстоятельства так сложились, что я закончила школу именно в тот момент, когда появилась возможность поступить на специальность «Судовождение» в Дальрыбвтуз. Дело в том, что вышло постановление Правительства об обязательном призыве в армию всех ребят, независимо от того, учатся они или нет. Мальчишки с первого, второго курса ушли отдавать долг Родине. И исключительно из соображений сохранения преподавательского контингента декан Леонид Петрович Гостомыслов, человек, который вообще всегда считал, что женщине в море не место, вынужден был принять решение о наборе на мужские специальности в том числе и девушек. Тогда это делалось ради сохранения факультета и преподавателей. Как оказалось, решение было правильное, хотя оно далось ему с большим трудом.

Изначально я и не предполагала в дальнейшем учиться или работать в рыбной промышленности. Я тогда думала, что после окончания Дальрыбвтуза можно будет работать не только на рыбном, но и на пассажирском флоте. Но когда я уже приступила к учебе, мое отношение к рыбному флоту поменялось в корне. Я поняла, что люблю рыбацкие судна не меньше, чем все остальные.

Члены моей семьи удивились моему выбору. У меня были большие перспективы совершенно в других направлениях. Еще в школьные годы я с успехом участвовала во многих физических и математических олимпиадах. Родители думали, что я поеду поступать в Институт космических технологий, при сдаче предварительных экзаменов я туда проходила по баллам. Были мысли и о Николаевском кораблестроительном институте. Но морская романтика и желание плавать для меня были голубой мечтой, к которой я стремилась изо всех сил. Я не хотела быть просто испытателем.

В Дальрыбвтузе у нас была самая большая группа девочек из всех потоков, которые знает история этого университета. Первый набор был десять человек, а второй набор, в котором была и я, составил двадцать пять человек. Правда, закончило вуз только десять. Учиться было очень интересно, и, как это ни странно, совсем не тяжело. Хотя учителя нас совсем не жалели и поблажек не делали. Преподавателей не смущало присутствие в группах девочек. Обстановка всегда была дружелюбной и о студенческих годах у меня остались только теплые воспоминания.
Единственной трудностью было доказывать всем, что ты можешь делать все не хуже мужчин. Женщин, которые работали в море, были единицы. Это явление не носило массового характера. Спасибо Анне Ивановне Щетининой, которая проложила нам дорогу.

Придя на флот на должность матроса, рулевого, надо было доказать, что ты не хуже, а, может быть, даже лучше будешь справляться с этой работой, которая считается мужской. После окончания вуза, где мы шесть лет ходили на практики, на предприятиях нас уже знали. И когда по окончании нашего обучения нас распределяли по компаниям, там уже были готовы к тому, что к ним придет судоводитель-женщина. Препятствий со стороны руководства предприятий, конечно, не было и нас отправляли работать на суда. Другое дело, когда ты приходишь работать четвертым или третьим помощником, а капитан вдруг узнает, что его будущий помощник – женщина. Не для каждого капитана это была радость.

Морская жизнь веселая…

Моряки — народ веселый. Во время практик на судах они над нами частенько подшучивали, однажды заставили туман веником разгонять. Вспоминаются и другие случаи, когда ты не понимаешь: шутка это или правда. Одним словом, много было смешного.

После окончания университета я уже выбрала себе место распределения. Приехал представитель из Магадана и сказал, что сразу берет во вторые помощники. Конечно, я немедленно решила, что пойду работать именно туда. Но преподаватели очень настойчиво советовали мне учиться в аспирантуре. Меня долго уговаривали, заведующие кафедрами проводили со мной серьезные беседы. Пришло направление в аспирантуру в Санкт-Петербург. Для меня этот выбор был очень тяжелым, но в конце концов я приняла решение продолжить учебу. В этом меня убедил наш декан, Иван Сергеевич Карпушин, который и направлял меня в аспирантуру. Аркадий Николаевич Солодянкин, который возглавлял тогда кафедру и до сих пор здесь работает, очень хотел, чтобы я когда-нибудь заняла его место. На тот момент я даже подумать не могла, что через много лет именно так все и случится. И когда Аркадий Николаевич передавал мне дела, он сказал: «Наконец-то сбылась моя мечта».

Теперь я не жалею об этом. А тогда, когда все мои однокурсники и однокурсницы ушли в моря, а я осталась на суше, тоска на меня периодически находила. Я очень переживала, так как мне безумно нравилось работать на судне.

Но вскоре я окунулась в другой мир, и он мне тоже понравился. Яхты, учеба, аспирантура – не давали долго грустить. Очень часто приходилось ходить на практики с ребятами, на «Палладе» я с ними прошла много миль и увидела много портов. На практиках на «Палладе» было много курьезных случаев. Вот один из них. Когда в парусной регате в Австралии мы заняли первое место, нам подарили большой торт в форме корабля. Его решили не съедать сразу, а сначала поставить в столовой для всеобщего обозрения. Но тогда на корабле были не только наши курсанты, но учащиеся из других учебных заведений. Наутро обнаружили, что кое-где были подъедены снасти. Последовали серьезные разборки, так как наши курсанты к торту не прикасались. Они говорили: «Ну и ели бы свои мачты, зачем на наши покушаться».

Так что связь с морем всегда присутствовала в моей жизни. Потом я много лет занималась яхтами, у меня был экипаж, в который я вложила немало сил.

В Дальрыбвтузе были яхты, к ним я питала слабость еще с Одессы. Правда, экипажи были только мужские, брать девушек не хотели категорически. Но пройдя обязательную шлюпочную практику, я была зачислена в экипаж. После решили создать женский экипаж, которых на тот момент не было. Стояла задача доказать, что мы можем ходить на яхтах не хуже любого мужчины. После нас стали появляться подобные женские экипажи и в других учебных заведениях.

Я считаю, что мне повезло, что раньше не было «навороченной» аппаратуры, которая есть сейчас у каждой яхты. Мы ходили с магнитным компасом, используя все знания и навыки навигации и судовождения. Мы были как давние морские первооткрыватели, когда было сложно плавать с точки зрения мореплавания. И мы приходили к нужной точке, огибали те знаки, которые необходимо было пройти по всему маршруту и ночью, и днем, и во время шторма. После окончания аспирантуры я периодически ездила на недолгие стажировки. Ну а дальше уже была работа на кафедре, студенты, поиск новых методик обучения. В результате карьерного роста я стала заведующей кафедрой судовождения.

Первый раз, когда я пришла преподавать навигацию ребятам, которые были ненамного меня младше, было непросто. Я должна была держать внимание аудитории, быть профессионалом. Если бы только они заметили слабину, то воспользовались бы этим. Поэтому держать аудиторию поначалу было тяжело. Сначала меня бросили в бездну, дали студентов-ускоренников, которые уже работают и считают себя специалистами. Их была целая группа, около двадцати человек. Мы до сих пор встречаемся с ребятами из этой моей первой группы, и взаимные уважительные отношения всегда присутствуют между нами. Преподавание им дало неоценимый опыт, после этого уже ничего было не страшно. Сейчас понимание со своими студентами мне найти очень просто. У нас одна цель: моя – дать им знания, у них – получить их.

А вообще, своих студентов я учу быть профессионалами, так как считаю, что в любой профессии нужно быть высококлассным специалистом.
Подводя итог, хочу сказать, если бы мне предложили сейчас пойти в море, я не бросила бы своих студентов. Приятно слышать, когда твои бывшие выпускники достигают определенных успехов, понимая, что в этом есть и твоя заслуга. Гордость за свою профессию, за свою работу — вдохновляет. Хотя желание плавать по-настоящему и сейчас по-прежнему очень велико, — с грустью в глазах говорит Александра Александровна.

Анастасия МАТВЕЕВА