Газета «Рыбак Приморья»

Впервые в русской прикладной литературе

85 лет тому назад в 1923 г. издательством «Госкнига» во Владивостоке была издана книга первого начальника треста «Дальрыба» (позднее «Дальгосрыбпрома») Трофима Михайловича Борисова «Ставной невод». Ее автор, один из лучших знатоков рыбной промышленности нашей страны, впоследствии заведующий кафедрой, доцент Дальрыбвтуза и Дальневосточного государственного университета, старший научный сотрудник ТИНРО был еще и замечательным русским самородком, певцом Дальнего Востока.

Все образование его состояло лишь в практическом познании жизни, но по его двухтомному учебнику «Техника лова рыбы» долгие годы обучались тысячи студентов и практиков советской рыбной промышленности. Вместе с тем он был писателем, сумевшим создать ряд ярчайших произведений о жизни народов Дальнего Востока, в которых он с ненавистью рисует ушедший в прошлое мир, когда человек влачил жалкое существование. Одну за другой он писал книги, подобных которым по теме, материалу и стилю письма не было в нашей литературе, книги, пользующиеся заслуженным успехом у читателей. Среди них особое место принадлежит повести «Тайна маленькой речки», высоко оцененной Алексеем Максимовичем Горьким. В одном из писем к писателю Михаилу Пришвину он говорил о Борисове: «Вот еще один упрямец, подобно В. Арсеньеву и Вам, сидит где-то в глуши и работает, работает…»
7 июня 1929 года в Москве состоялась встреча Горького с Борисовым, на которой Алексей Максимович, подарив Трофиму Михайловичу свою книгу очерков «По Союзу Советов», сказал дальневосточнику о его повести: «Книжку вашу читал еще в Италии совместно с друзьями и семейными. Всем понравилась».
Широкую известность Трофиму Борисову принесла его историческая повесть о герое народов нивхов – «Сын орла». Затем последовало самое крупное произведение писателя – роман «Портартурцы», в котором автор одним из первых в нашей стране художественно изобразил полотно битвы за Порт-Артур, участником которой был сам, и создал галерею образов благородных, мужественных, бесстрашных русских людей.
О первой книге Трофима Борисова «Ставной невод» московский бюллетень «Рыбное хозяйство», позднее ставший отраслевым журналом, в своем двадцатом номере от 15 ноября 1923 года писал:
«Автор (опытный дальневосточный специалист-практик, имеющий и теоретическую подготовку), задался целью выяснить техническую и экономическую стороны лова ставными морскими неводами японского типа и ловушками, известными под названием «заяздков» (более правильно – «заездки»). Вопрос о роли всех орудий в эксплуатационном отношении, а также в смысле влияния на рыбный запас и на правильное использование улова, возник, как известно, в дальневосточном районе одновременно с широким развертыванием японского промысла в наших морских водах. В частности, попытки применения в дельте Волги на госпромыслах заездка в несколько измененном, против амурского вида, дали повод к возникновению острого спора о допустимости этой ловушки в гидрологической и биологической обстановке волжско-дельтового рыболовства, – спора, решение которого ставится в зависимости от результатов предпринимаемого научно-промыслового исследования этого вопроса на месте.
Книга Т.М. Борисова распадается на три отдела: первый говорит о ставных неводах, второй – об амурском заездке, третий – о сетяном рынке Японии. Первая часть содержит в себе общую конструктивную характеристику ставного дальневосточного невода различных способах применения, технику сооружения различных ставных неводов (накануки-ами, кайро-ами и др.), садков для хранения рыбы, технику постановки ставных неводов применительно к условиям места и особенностям объекта, приемы лова неводами, уход за неводами, описание промысловых судов, обслуживающих лов ставными неводами.
Во второй части монографии излагается характеристика заездка как особого вида ловушки с разделением на основные типы – гиляцкий и японский, описание устройства и техники постройки заездка, изложение гидрографической обстановки, в которой функционируют заездки и разрабатывается вопрос о влиянии заездка на биологический режим Амура. Затем ведется подробное описание постройки амурских заездков, техники лова на них, даются детали устройства и ряд других сведений.
Третий отдел книги освещает положение сетного рынка в Японии, от которого почти целиком зависит дальневосточная рыбопромышленность.
Главной и редкой особенностью книги Т.М. Борисова служит тщательное и точное изложение техническо-практической стороны трактуемых предметов. Последовательно, шаг за шагом, детально изображаются в описаниях, расчетах, чертежах и рисунках орудия и способы, взятые темой книги, и всей этой работе придан такой вид, что она может служить техническим руководством при сооружении и эксплуатации дальневосточных ставных неводов и заездков, и при заготовках японских сетяных материалов.
Другой ценной особенностью работы тов. Борисова следует признать постоянное стремление автора увязать технику промысла с биологией, пояснить связь между орудием и жизнью объекта, на которое орудие направлено.
Многие факты, указания и замечания автора, насколько нам известно, впервые появляются в русской прикладной литературе.
О пользе появления этой книги много говорить не приходится. Несомненно, она станет в ряд тех, к сожалению немногих основных сочинений по технике нашего рыбного промысла, в которых ощущается недостаток, граничащий с состоянием голода. Нельзя поэтому не приветствовать и Дальрыбхозу, не пожалевшему средств на выпуск в свет книги тов. Борисова не только в своевременном, но и в заботливо выполненном издании».
Известный мастер советской прозы, доктор наук, профессор Владимир Германович Лидин, лично знавший Трофима Михайловича, писал о нем: «Сильнее всего в Борисове национальная гордость. Великие наши реки, великие моря, величайшие уловы приносят они, и, конечно, это счастье – сознавать, что свыше полутора тысяч учеников пустил он по стране, что для ее богатства и славы он потрудился как ученый, путешественник и писатель.
Ученики старого рыбака и сейчас продолжают его дело. Но вся душа скитальца и самородка выражена в его книгах, в которых он рассказал об увиденном им за многие годы своей трудовой жизни, и книги эти, несомненно останутся в нашей литературе».

Николай ФИЛИПЕЦКИЙ, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств

Николай ФИЛИПЕЦКИЙ