Газета «Рыбак Приморья»

О государственной поддержке рыбохозяйственной деятельности

Возможности эффективного развития рыбохозяйственного комплекса и его важнейшей составляющей – рыболовства - во многом определяются наличием государственной поддержки рыбохозяйственной деятельности. В настоящее время во исполнение поручений Президента РФ разрабатывается комплекс мер, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса.

- Игорь Григорьевич, какая поддержка оказывается рыбакам, рыбоводам на федеральном и региональном уровнях? Сталкивается ли администрация края с проблемами при реализации существующих целевых программ?

- В 2007 году в приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» были включены меры государственной поддержки развития промышленного рыбоводства путем возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм), а также на срок до 5 лет на приобретение племенного материала рыб, техники и оборудования для промышленного рыбоводства.

Данная мера была регламентирована законом Приморского края от 30 мая 2007 года N 78-КЗ «О развитии сельского хозяйства в Приморском крае». В 2007 году на эти цели для Приморского края в федеральном бюджете было запланировано 6,1 млн. рублей, в краевом бюджете – 3 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2008 года инвестиционные кредиты получены четырьмя предприятиями: ООО НПКА «Нереида», ООО «Владимирский агаровый завод», ООО «Водный биоресурс» и ООО «Акватория» на общую сумму 41,163 млн. рублей. Субсидии были оформлены только ООО НПК «Нереида» на сумму около 1 млн. рублей. ООО «Водный биоресурс», получив кредит 25 апреля 2007 года в размере 4 млн. рублей, до сих пор не представил пакет надлежаще оформленных финансовых документов, в том числе подтверждающих целевое использование кредита. А именно: копию кредитного договора, заверенную банком, график погашения кредита и уплаты процентов по нему, справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности, документы, подтверждающие своевременную уплату начисленных процентов в соответствии с кредитным договором. Видимо, предприятие не нуждается в возмещении затрат.

ООО «Акватория» не представило документы, подтверждающие приобретение посадочного материала (морской гребешок) как племенного материла. В связи с этим оно не вошло в перечень получателей субсидий. На 2008 год на эти цели предусмотрено в краевом бюджете 5 млн. рублей
Кроме этих направлений в данном законе прописана господдержка в виде компенсации 50% затрат по уплате страхового взноса при страховании товарной продукции, в том числе посадочного материала, гидробиотехнических установок для организаций, осуществляющих промышленное рыбоводство, а также государственная поддержка лизинга этих организаций. В настоящее время в закон Приморского края «О бюджете на 2008 год» готовятся поправки о включении в перечень субсидий данных направлений с целью дальнейшего их финансирования.

В целях повышения конкурентоспособности и сокращения убыточных предприятий рыбохозяйственного комплекса законом Приморского края от 30.04.2002 N220-КЗ «О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае» была введена статья, предусматривающая поддержку для организаций, осуществляющих рыбопереработку, строительство и модернизацию флота. Изменения, внесенные в данный закон в 2007 году, позволили создать нормативную правовую базу для оказания государственной поддержки в сфере рыбохозяйственной деятельности, привлечения инвестиционных ресурсов в рыбохозяйственный комплекс. В результате в краевом бюджете в 2007 году были предусмотрены финансовые ресурсы на субсидии по инвестиционным кредитам на приобретение технологического рыбоперерабатывающего оборудования, модернизацию производств, строительство и модернизацию флота, в том числе с применением лизинговых схем, в объеме 6 млн. рублей. На 2008 год сумма субсидий увеличена до 10 млн. рублей. К сожалению, в 2007 году данной льготой воспользовалось только одно предприятие – «Р/к «Тихий Океан».

Кроме того, с 2006 года предоставлена существенная льгота для рыбохозяйственных предприятий, осуществляющих строительство флота в части уплаты налога на имущество в соответствии со ст. 2.1 закона Приморского края от 28.11.2003 N 83-КЗ «О налоге на имущество организаций». Так, по итогам 2006 года льгота предоставлена 7 предприятиям на сумму 21,5 млн. рублей, размер льготы в 2007 году составил 18 млн. рублей.

- Разрабатываются ли какие-либо новые проекты, направленные на поддержку рыбохозяйственной отрасли? Стоит ли рыбакам ждать послаблений по налогам, дотаций на топливо и т.д.? Какие программы планируется реализовать в ближайшее время?

- Для решения проблем развития рыбохозяйственного комплекса на федеральном уровне Госкомрыболовством России предлагается с 2009 года реализовать федеральную целевую программу «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса на 2009-2013 годы». В проекте данной Программы предусматривается выделение средств из федерального бюджета на реконструкцию и строительство объектов аква- и марикультуры во внутренних водоемах. В данный перечень включены проекты Приморского края: Тернейский лососевый рыбоводный завод, Экспериментальный производственный краборазводный комплекс, Барабашевский и Рязановский лососевые рыбоводные заводы, Лососевый рыбоводный завод на р. Арзамасовка ФГУ «Приморрыбвод», Научно-производственный инновационный центр по созданию технологий аквакультуры ФГУП «ТИНРО-Центр».

Из-за недостатка собственных средств у предприятий и высоких процентных ставок на кредитные ресурсы строительство новых рыбопромысловых судов практически не осуществляется. В Приморском крае по виду деятельности «рыболовство» коэффициент износа основных фондов на начало 2007 года составлял 58,5%, в сфере переработки и консервирования рыбы и морепродуктов – 47,7%. Доля промысловых судов, отработавших нормативный срок, достигла 79%. Одним из источников финансирования инвестиционных проектов по строительству и модернизации рыбопромыслового флота, обновлению рыбообрабатывающего оборудования являются кредитные ресурсы ОАО «Россельхозбанк». В соответствии с Соглашением, заключенным 19.09.2007 года между Федеральным агентством и Россельхозбанком, ежегодно, начиная с 2008 года, на развитие рыбохозяйственного комплекса Россельхозбанк готов предоставлять кредитные ресурсы в объеме до 50 млрд. рублей. Однако основной объем средств будет предоставляться по кредитам, обеспеченным государственной поддержкой. Субсидирование предусматривается с 2009 года. Есть Поручение Правительства от 24 января 2008 года по этому вопросу. В федеральной программе в перечень инвестиционных проектов по строительству и модернизации рыбопромысловых судов включены от Приморского края всего два, и те за счет внебюджетных источников финансирования. Это модернизация судов типа «Моонзунд» ОАО «Дальрыба» и строительство рыбопромысловых судов рыболовецким колхозом «Приморец». Предприятия имеют возможность воспользоваться государственной поддержкой по инвестиционным кредитам, взятым на эти цели уже в этом году за счет средств краевого бюджета в размере 2/3 ставки рефинансирования.

C введением в действие федерального закона от 29.11.2007 года N 285-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации» с 1 января 2008 года на ряд объектов уменьшены ставки сбора и введена 15% оплата сбора за ВБР. В результате введения этой меры по официальным данным налоговых органов (форма НМ-1) за январь 2008 года сумма сбора составила 30,2 млн. рублей против 115,3 млн. рублей за январь 2007 года или 26,2%. То есть, налоговая нагрузка в этой части уменьшилась практически в 4 раза.

Поправкой, внесенной в Налоговый кодекс в соответствии с федеральным законом N 333-ФЗ, устанавливается, что ставка сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, если они доставляются на таможенную территорию Российской Федерации, снижается до 10%. Данная норма вводится с 1 января 2009 года и будет иметь стимулирующий характер для развития прибрежного рыболовства, береговых перерабатывающих производств, по увеличению выпуска готовой продукции высокой степени переработки.

Назрела необходимость введения субсидирования части процентных ставок по кредитам, используемым рыболовецкими организациями для приобретения топлива, так как затраты на топливо за последние годы в себестоимости продукции выросли более чем вдвое. Доля затрат в общих затратах на производство и реализацию продукции по рыбохозяйственным предприятиям края выросла с 19% в 2004 году до 30% в 2007 году и продолжает расти. Большинство предприятий рыбохозяйственного комплекса имеют серьезную проблему с недостатком собственных источников на приобретение оборотных средств, составляющих в настоящее время значительную часть производственных затрат. По данным, полученным от рыбохозяйственных организаций, на приобретение необходимых предметов материально-технического снабжения и снаряжения (топливо, тару, вспомогательные материалы и др.) ими привлекаются кредитные ресурсы ежегодно не менее 1 млрд. рублей под процентную ставку 15% годовых и выше. Общая потребность средств федерального бюджета на возмещение двух третей затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на приобретение предметов материально-технического снабжения и снаряжения, составляет 120 – 130 млн. рублей ежегодно.

С 1 января 2007 года вступила в действие статья 346.2 главы 26.1 Налогового кодекса, согласно которой организации, вылавливающие рыбу и другие водные биологические ресурсы, признаны относящимися к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Согласно новой редакции статьи 346.2, к сельскохозяйственным производителям из предприятий рыбохозяйственного комплекса относятся только градо- и поселкообразующие организации, а также организации, производящие продукцию, получаемую в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов. Указанный специальный налоговый режим является финансовым инструментом, позволяющим обновлять основные фонды и, в первую очередь, рыбопромысловый флот. Наглядно применение ЕСХН ОАО «Преображенская БТФ». Если в 2006 году ими было уплачено около 270 млн. рублей налогов, то в 2007 году, с переходом на ЕСХН, – 160 млн. рублей

- Одна из главных проблем отрасли – это старение производственных фондов, старение флота…

- Такие меры государственной экономической поддержки, как снижение ставки сбора, введение 15% и 10% уплаты сбора, возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам, полученным на развитие промышленного рыбоводства и рыбохозяйственную деятельность, лизинг, – безусловно, важны. Однако этих инструментов недостаточно для того, чтобы судовладелец мог направить средства на обновление флота. Слишком высока рыночная цена новых крупнотоннажных судов; стоимость затрат по модернизации флота и фактическая неготовность на сегодняшний день российских судоверфей исполнять заказы по строительству среднетоннажного и крупнотоннажного флота. Нужна система государственной поддержки строительства рыбопромыслового флота, предусматривающая выделение средств из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным рыбохозяйственными организациями в российских кредитных организациях на строительство и модернизацию судов рыбопромыслового флота, рыбоперерабатывающих производств, а также на уплату лизинговых платежей. Необходимо выделение средств из федерального бюджета на компенсацию затрат рыбохозяйственным организациям на приобретение топлива, предметов материально-технического снабжения и снаряжения. Также нужно освободить предприятия от уплаты таможенных пошлин при ввозе на российскую территорию судового и технологического рыбоперерабатывающего оборудования, включая запчасти к нему, сертифицированные аналоги которого в России не производятся.

Необходимо решение о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих снижение налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость (НДС) при реализации рыбопромысловых судов, построенных организациями рыбохозяйственного комплекса на российских судостроительных предприятиях. Внесение изменений в главу 26.1. Налогового кодекса Российской Федерации в части признания в целях применения указанной Главы Налогового Кодекса РФ за продукцией, произведенной из выловленного водного биологического ресурса статуса сельскохозяйственной продукции и права за ее производителями переходить на специальный налоговый режим (ЕСХН – единый сельхозналог).

Администрация будет и дальше работать с целью эффективной реализации уже существующих, а также новых программ.

Ксения ПИСАРЕВА