Предыдущая путина в Беринговом море, судя по ее результатам, сработала успешно. Объемы освоены на 91,5%. Это несколько меньше, чем в предыдущие годы. Например, в 2005 и 2006 гг. освоение составило 97,8% и 99,4 %.
Пониженная реализация в прошлом году образовалась главным образом в связи с несколько завышенным рекомендованным выловом. Поясним, что это означает.
Согласно расчетам ученых ТИНРО-Центра, в 2007 г. рекомендовался вылов минтая в западной части Берингова моря (к востоку от 174 градусов в. д.) в объеме 437 тыс. т. В свою очередь, ВНИРО для Наваринского района рекомендовал вылов 546 тыс. т, который был утвержден. Этим самым, по существу, создались предпосылки для нелимитированного промысла, характерного для 1970 – 1980 гг. Вполне понятно, что для добывающих организаций создался риск недоосвоения выделенных лимитов. В связи с этим ученые ТИНРО-Центра неоднократно обращали внимание добывающих организаций на возможную степень риска еще до начала промысла.
Безусловно, это следует принимать во внимание в дальнейшем, ученым согласовывать точки зрения, чтобы максимально исключить искажение управленческих решений.
В 2007 г. отмечались небольшие уловы на усилие (работали в основном крупные тральщики) в летне-осенний период, являющийся основным для промысла минтая в северной части Берингова моря. Здесь, к востоку от 174 – 176 градусов в.д. вплоть до разделительной линии, уловы на усилие были наименьшие за несколько последних лет. Данное обстоятельства, помимо слабого пополнения промыслового запаса, обусловлено медленным прогревом вод в весенне-летний период в северо-западной части Берингова моря. Это, в свою очередь, сдерживало подходы сюда минтая для нагула. Эти важные моменты были учтены при разработке годового прогноза на 2007 г.
Переходя непосредственно к путине 2008 г., подчеркнем, что общий допустимый улов минтая в Западно-Беринговоморской зоне определен в объеме 555,7 тыс. т, из которых 10 тыс. т выделено для прилова при промысле трески, камбал и других рыб в прибрежной зоне (Приказ Госкомитета по рыболовству РФ N 27 от 28 ноября 2007 г.). Следовательно, при специализированном промысле, в ходе путины, 545,7 тыс. т. Путина будет базироваться почти полностью на рыбах восточно-беринговоморских популяций, мигрирующих в наши воды, в краевую северо-западную зону ареала, для нагула.
Выяснено, что воспроизводство почти всей массы минтая, мигрирующего в тот же Наваринский район для нагула, осуществляется в восточных районах Берингова моря. По завершению нереста, с прогревом верхнего слоя воды до температуры более 2 градусов Цельсия, он смещается на северо-запад. Осенью, по мере охлаждения северных районов, он смещается в обратном направлении. Лишь незначительная часть рыб (в разные годы, по экспертным оценкам, от нескольких десятков до одной – двух сотен тысяч тонн) остается у азиатского побережья для зимовки и последующего нереста.
Количество минтая, подходящего в северо-западную часть моря, решающим образом определяется величиной общей его биомассы, активностью прогрева здесь верхних горизонтов воды, состоянием кормовой базы. Разумеется, при всех положительных параметрах перечисленных показателей промысловая обстановка может складываться наиболее успешно. Напротив, при сокращающейся биомассе, медленном прогреве вод положение на минтаевом промысле создается неблагоприятное.
Какую же ситуацию можно ожидать в путину нынешнего года?
Для ответа на этот чрезвычайно важный для рыбаков вопрос, имеются следующие убедительные сведения, в первую очередь, касающиеся термических условий.
Еще в конце 2006 г. в Беринговом море появились признаки похолодания. Вначале считалось, что это не несет признаки тенденции. Однако это четко прослеживалось также в 2007 г. и в зимний период 2008 г. Причем в нынешнем году термические условия были еще более жесткими, чем в 2006 и 2007 гг. А это уже серьезно. Более того, отрицательными температурными аномалиями была охвачена даже юго-восточная часть Берингова моря. Словом, отрицательные температурные аномалии в верхних слоях воды в Беринговом море в последние три года отмечались и в зимний, и в весенне-летний периоды. Это означает, что в весенне-летний период прогрев вод в северо-западной части моря будет происходить медленнее, чем в предыдущие годы. Это же вызовет более раннее начало охлаждения поверхностных вод в северо-западной части Берингова моря. Более того, этот процесс будет идти замедленными темпами. В общем, холодные условия начнут формироваться уже в октябре, а в декабре темп нарастания ледового покрова превысит среднемноголетний уровень за последний десяток лет.
Безусловно, холодные гидрологические условия не могут не сказаться на подходах минтая в северо-западную часть моря, на его поведении. Ведь младшевозрастные рыбы во время нагульных миграций просто – напросто избегают воды, охлажденной ниже 2, а старшевозрастные – 1- 2 градусов Цельсия. Для распространения его пониженная температура воды является сдерживающим фактором (в отличие от многих других видов рыб).
Что же касается изменений в кормовой базе минтая в северо-западной части моря, куда он подходит для откорма, то существенных изменений в ее биомассе, не взирая на температурные изменения в гидрологическом режиме, не ожидается. Данное обстоятельство связано с появлением многочисленных поколений в планктонных сообществах.
Таким образом, решающим ограничивающим фактором на подходы минтая и формирование промысловой обстановки является температурный фактор.
Вторым лимитирующим фактором в формировании промысловой обстановки является пониженная биомасса минтая. В связи с этим допустимое изъятие в 2008 г. оценивается, как уже упоминалось, в 555,7 тыс. т, против 619,4 тыс. т в 2007 г.
Переходя к более конкретной схеме, по которой может развиваться путина, стоит напомнить рыбакам, что промысел минтая, согласно Правилам рыболовства, начнется не ранее 16 мая. Бывали годы, когда уже в это время промысловая обстановка складывалась вполне удовлетворительно, но это было при стечении двух благоприятных факторов, о которых упоминалось выше. Нынешний же год, по всем данным, из той «нормальной» колеи выбивается. При медленном сезонном прогреве вод в Беринговом море большая зона с отрицательной аномалией может сохраниться в Наваринском районе вплоть до первой половины августа. В связи с этим (относительно холодными условиями) минтай может распространиться сюда в небольших количествах как, например, в 2007 г. В этом случае обстановку в какой-то мере «скрасит» минтай небольших местных нерестовых группировок восточно-беринговоморской популяции.
В начальный период путины подходы минтая будут небольшими, могут обеспечить более-менее нормальную работу лишь ограниченного количества судов на участке, прилегающем к Наваринскому району (178 градусов в. д. – 179 градусов з. д.). При этом надо иметь в виду, что биомасса подходящих рыб вначале будет небольшой, уловы от начала промысла и далее будут уменьшаться. Основу их будут составлять рыбы размера 42 – 52 см. Затем они начнут возрастать по мере развития подходов минтая. Одновременно будет увеличиваться в уловах доля мелких рыб (28 – 35 см). Доля же крупных начнет возрастать с конца июня – начала июля. Тем не менее распространение средне– и крупноразмерных рыб в Наваринском районе, по сравнению с некоторыми предыдущими годами, ожидается все же относительно небольшим.
Дальнейший прогрев вод создаст условия для распространения минтая в юго-западную часть Анадырского залива и к северной части корякского побережья, что может произойти во второй половине лета. В общем же, подходы его в северо-западную часть моря будут происходить до конца октября, постепенно уменьшаясь. Затем, после некоторой стабилизации в подходах, по мере охлаждения вод на шельфе, он начинает развивать обратные зимовально-нерестовые миграции в восточную часть моря. Последнее начинается, как правило, в ноябре – декабре. В связи с этим происходит уменьшение биомассы минтая в российских водах Берингова моря, падает эффективность промысла.
Следовательно, по крайней мере до ноября добывающие организации должны предпринять все меры для освоения лимитов.
В текущем году возможен промысел минтая и в Карагинской подзоне, где специализированный его лов в течение нескольких лет находился под запретом и был возобновлен в 2007 г. В нынешнем году допустимый вылов его здесь определен в объеме 67,9 тыс. т (приказ Госкомрыболовства РФ N 27).
Относительно этого минтая (западно-беринговоморская популяция) нелишне указать на следующее. Нерест его (апрель) осуществляется в северной части Олюторского залива и прилежащих водах корякского побережья. После этого он для нагула постепенно смещается к северу, формируя скопления на шельфе и материковом склоне, где возможен специализированный промысел. В конце лета – начале осени он мигрирует до Наваринского района, частью смешивается с рыбами восточно-беринговоморских и местных популяций и подвергается совместному облову.
Из рассматриваемого прогностического документа следует, что в силу объективных причин промысловая обстановка в ходе минтаевой путины 2008 г. может значительно изменяться, в том числе по периодам небольшой продолжительности. Это, в свою очередь, увеличит затраты времени на поисковые работы, создаст дополнительные трудности при организации и ведению промысла, в целом, может привести к снижению его эффективности.
Что и говорить, в последние годы происходят изменения в управлении рыболовством вообще и в регулировании промыслом беринговоморского минтая в частности. В этом отношении заслуживает пристального внимания работа недавно созданной Ассоциации добытчиков минтая, предпринимающей попытки совершенствования рачительного использования ресурсов этого наиболее массового промыслового вида. Однако за рамками Ассоциации этот процесс продвигается медленными темпами. Пока не удается кардинальным образом переломить ситуацию с браконьерством, наладить точный учет выловленной рыбы, ведения промыслово-биологической статистики на цивилизованном уровне.
Существующую ситуацию может изменить сертификация промысла специализированным Морским попечительным советом (Marine Supervisor Council), созданным под эгидой ФАО, в результате чего эксплуатация живых ресурсов переходит под международный контроль. На первый взгляд, это для российского рыбака выглядит более чем странным и неприемлемым, но это новшество рыбному промыслу необходимо и для него неизбежно. Именно Ассоциации добытчиков минтая принадлежит инициатива внедрения MSC на нашем бассейне.
Конечно же, сертификация промысла, внедрение новых правил регулирования рыболовства потребуют вложения финансовых, прежде всего, государственных средств.
В связи с сертификацией промысла как важнейшего момента на пути перехода к цивилизованному рыболовству, рыбакам стоит напомнить об основных обязательных моментах. Сертификация предполагает обязательное проведение на регулярной основе всесторонних исследований живых ресурсов современными методами, принятыми в мировой практике, условий среды их обитания и межгодовой изменчивости. Непременным ее условием является внедрение в практику промысла определения величины вылова с помощью электронных весов, создание единого государственного центра по контролю промысла.
В этом направлении некоторые сдвиги уже имеются. В частности, совершенствуются правила рыболовства, в марте текущего года издано распоряжение Правительства о создании федерального государственного «Центра системы мониторинга рыболовства и связи».
Вместе с тем здесь имеются значительные резервы для совершенствования управления промыслом минтая в российской части Берингова моря. При этом имеется в виду следующее.
В начале 2000-х годов ВНИРО было упразднено деление Западно-Беринговоморской зоны по 174 градусу в. д., хотя этого делать было нельзя. Ведь к востоку от этой линии преобладает минтай восточно-беринговоморской популяции, а к западу – западно-беринговоморской. Оценка состояния ресурсов этих популяций и определение допустимого улова исследовательскими организациями НТО ТИНРО проводится отдельно для восточно-беринговоморских и западно-беринговоморской популяций. Однако по существующим правилам рыболовства промысел ведется без разделения на подзоны во всей Западно-Беринговоморской зоне.
Следствием этого может стать вылов западно-беринговоморского минтая сверх допустимого предела. Кроме того, отсутствие границы по 174 градусу в. д. способствует браконьерству. Обычна ситуация, когда некоторые крупнотоннажные суда добывают минтай непосредственно у мыса Олюторский, где никогда не бывает устойчивых скоплений, а на самом деле ловят рыбу в Олюторском заливе. Западно-Беринговоморская популяция минтая только начала восстанавливаться, и такие действия наносят огромный ущерб ее ресурсам.
Многочисленные примеры мирового рыболовства демонстрируют очевидное преимущество его регулирования только на основе соблюдения перечисленных правил. Лишь бережное отношение к биоресурсам определяет возможность использования их в долговременном плане.
В рассматриваемом прогностическом документе изложены разделы, отражающие фоновые условия в ходе путины, исторический обзор промысла минтая в Беринговом море, краткие итоги минтаевой путины 2007 г., состояние запасов минтая в северо-западной и западной частях моря. Прогноз промысловой обстановки в путину 2008 г., нормы расхода сырья при производстве продукции из минтая, нормативно-правовые основы путины, цены на минтай, продукцию его переработки и некоторые другие вопросы.
Словом, рыбаки, ознакомившись с этим прогностическим документом, могут почерпнуть для себя многое, что направлено на повышение эффективности проведения путины.
И в заключение. В последние годы практически прекратились нарушения правил рыболовства в пограничной российско-американской зоне северо-западной части Берингова моря при осуществлении промысла минтая. Стремление к цивилизованному использованию его ресурсов обеими странами создает благоприятные предпосылки для заключения нового соглашения по рыболовству в Беринговом море между двумя странами, условия для организации совместного управления живыми ресурсами в этом регионе.