Газета «Рыбак Приморья»

Осетровая икра от приморских рыбоводов вышла на российский рынок

Успехом завершилась на Лучегорской научно-исследовательской рыбоводной станции ТИНРО-Центра очередная кампания по получению черной икры из осетровых прижизненным способом. Уникальная технология, разработанная специалистами Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра, принесла долгожданные результаты. Но для того, чтобы деликатесная товарная продукция появилась на прилавках магазинов, ученым необходимо было разработать технологию посола икры осетровых рыб, полученной прижизненным способом. Четыре года назад эту «высоту» технологи ТИНРО-Центра взяли.

В прошлом году была выпущена первая партия – 500 банок икры, в этом – уже около 1000. И это, как справедливо считают специалисты ТИНРО-Центра, не предел. Ведь ученые нашли ключ к успеху – изучив биологию осетровых, смогли «раскрутить» интимную жизнь рыб и получить продукцию, которая по вкусовым качествам не отличается от икры, полученной традиционным способом. Не случайно именно эту продукцию ТИНРО-Центр решил представить на конкурсе «100 лучших товаров Приморья» 2008, который пройдет этим летом во Владивостоке.

Наука меняет жизнь к лучшему

- Товарная продукция из икры осетровых – это долгожданный и важный результат большой кропотливой научной работы, которую ученые ТИНРО начали в 1989 году, – рассказывает генеральный директор ТИНРО-Центра Лев БОЧАРОВ. – Сомнений в востребованности этой продукции у нас не было никогда. Но сегодня, когда действуют существенные ограничения на продажу икры из осетровых, добытых в живой природе, спрос на легальную икру из выращенных в искусственных условиях осетров особенно велик. Но и это не самое главное. Важно другое – то, что мы не подрываем малочисленную популяцию осетровых в живой природе, а разводим этих редких рыб, сохраняя то, что может быть безвозвратно утрачено. Как известно, подобных хозяйств в России наперечет. Не удивительно, что охотно покупают у нас черную икру не только в Приморье, но и в западных регионах России. Вот он, реальный инновационный процесс и ощутимый вклад в качество жизни.

Непростой путь …к прилавку

- Четыре года назад, когда мы начали проводить первые эксперименты по получению пищевой икры из осетровых, полученной прижизненным способом, перед нами стояло много непростых вопросов, – рассказывает заместитель генерального директора ТИНРО-Центра, заведующий научно-исследовательским отделением технологии переработки гидробионтов Евгений ЯКУШ. – Необходимо было разработать технологию, позволяющую максимально приблизить качество получаемой продукции к натуральному.

Через два года мы решили эту задачу. Конечно же, были разработаны технические условия производства, соответствующая технологическая документация, мы сертифицировали свое пищевое производство в соответствии со строгими требованиями санитарных властей. И только тогда приступили к выпуску промышленных партий продукции, пригодной к реализации в торговой сети. Причем к отбору предприятий, претендующих на право реализовать деликатес, подошли очень серьезно. Выбрали две компании: одну из западного региона, вторую – местную, владивостокскую. Мы работаем на рынке честно, легально, в соответствии с требованиями закона, и партнеров искали таких же надежных.

Судя по отзывам покупателей, икра пришлась им по вкусу. Ее по достоинству оценили. И местная, и московская торговые сети готовы взять куда большие объемы, чем может сегодня выпустить ТИНРО-Центр. И это несмотря на довольно высокую цену – в магазинах стограммовая баночка осетровой икры стоит четыре тысячи рублей. Хотя, как говорится, все познается в сравнении. Например, баночка икры белуги и калуги в Москве стоит 11 тысяч рублей. Разница, согласитесь, существенная.

- Мы пытаемся привить в обществе понимание того, что в продаже может быть и должна быть нормальная икра, полученная в искусственных условиях, – завершает беседу Евгений Якуш. – Пришло время и покупателям, и контролирующим органам осознать, что и в этом бизнесе можно работать честно. Мы планируем наращивать обороты производства этой деликатесной продукции.

Справка «РП»

Лучегорская научно-исследовательская рыбоводная станция ТИНРО-Центра является базовым полигоном лаборатории рыбоводства института. В состав станции входит инкубационно-выростной комплекс с установкой замкнутого водообеспечения, оснащенный всем необходимым оборудованием для инкубации икры и подращивания жизнестойкой молоди любых видов осетровых, а также карповых и хищных рыб в любой сезон года.

Культивирование товарных рыб различных видов и содержание маточных стад производится в 120 садках, установленных на понтонных секциях в водоподводящем канале электростанции. За последние годы на станции сформированы продукционные стада калуги, стерляди, амурского, сибирского и байкальского осетров в количестве более 700 особей, формируется ремонтное стадо веслоноса. Проводятся опыты по культивированию перспективных гибридных форм осетровых для выращивания в условиях Приморского края.

На станции содержатся единственные в Приморье маточные стада амурского сазана, немецкого и японского карпов, трех видов растительноядных рыб, канального сома, краснокнижных видов – черного амурского леща, сома Солдатова, окуня-аухи. Начаты экспериментальные работы по культивированию желтощека.

Рыбоводная станция обеспечивает посадочным материалом осетровых и карповых рыб прудовые, озерные и пастбищные хозяйства различных форм собственности на территории Приморского и Хабаровского краев.

Мечты сбываются

Товарное выращивание рыбы (ныне пользуется спросом не только икра из осетровых, но и сама рыба) – одна из задач, которую решают ученые ТИНРО-Центра. Но есть и другая, не менее значимая – восстановление запасов осетровых в бассейне реки Амур. И, хотя Приморье ориентировано на морской промысел, восстановление осетроводства как, скажем, вспомогательной отрасли рыбного хозяйства региона – задача очень важная. Но и ее ученые ТИНРО-Центра решили блестяще.

Немалая заслуга в том «профессора» СВИРСКОГО. Именно так обращаются рыбаки Амура к Виктору Георгиевичу, ведущему научному сотруднику лаборатории ресурсов континентальных водоемов и рыб эстуарных систем ТИНРО-Центра. Этим «ученым званием» кандидат биологических наук дорожит, пожалуй, больше, чем иными наградами, которых у Виктора Георгиевича немало. Нельзя не сказать и о весомом вкладе в большое нужное дело Евгения РАЧЕКА, надежного помощника Виктора Свирского. Евгений Иванович, ныне заведующий лабораторией рыбоводства ТИНРО-Центра, кандидат биологических наук – рыбовод от Бога.

Вклад ученых ТИНРО-Центра в становление осетроводства на Дальнем Востоке был по праву признан на международном уровне. Тинровцами был апробирован метод криоконсервации – глубокого замораживания в жидком азоте спермы рыб. Метод позволил Евгению Рачеку создать гибрид карпа и сазана, который был признан селекционным достижением ученых. Результат впечатлял, продуктивность метода составляла не стандартные 35, а 82 процента.

Метод прижизненного получения икры, освоенный в 1998 году – еще одна победа. Была выявлена способность производителей стерляди созревать каждый год после взятия икры. Очередное достижение – технология ускоренного формирования маточных групп амурских осетровых с исключением зимовки.

Первыми в стране рыбоводы ТИНРО применили методику встречного нереста. Дело в том, что личинки окуня-аухи с удовольствием лакомятся своими более мелкими собратьями. Понятно, что такой ярко выраженный «каннибализм» наносит ущерб своему же роду-племени. Пришлось подать к столу окуня личинок сазана, чей нерест в определенные сроки давно отработан в хозяйстве. В прошлом году рыбоводы ТИНРО-Центра создали, опять первыми в стране, гибрид стерляди с калугой. Ученые надеются, что эти гибриды будут расти быстрее, а качество мяса будет лучше, чем у калуги такого же возраста.

- Но останавливаться на достигнутом неразумно, планов еще много, – говорит Виктор Свирский. – Перспективы развития осетроводства, и не только осетроводства, на НИРС ТИНРО-Центра в Лучегорске – огромные. Прежде всего, на базе уникальной коллекции необходимо создать наиболее продуктивные гибридные формы. Моя сокровенная мечта – создание индустриального осетроводства на Дальнем Востоке – сбылась.

Елена ЕРХОВА