В 1938 году на мысе Чуркин часть причалов торгового порта были переданы на развитие зарождающейся рыбной отрасли Приморья. Так, ровно 70 лет назад было положено начало развитию Владивостокского морского рыбного порта.
Сегодня Владморрыбпорт, расположившись на более 32 гектарах южного берега бухты Золотой Рог, раскинул свои причалы без малого на 2 километра береговой линии. Современный порт является одной из наиболее опытных, известных и динамично развивающихся компаний в Дальневосточном регионе, освоив обработку различных грузов. Годы до неузнаваемости изменили его, обув в бетон массивных набережных, снабдив современной портовой техникой, километрами железнодорожных путей. И сегодня уже сложно представить, как начиналось все с мелководных, деревянных пирсов с ветхими складами и навесами.
26 ноября 1937 года было опубликовано постановление правительства СССР об организации Владивостокского морского рыбного порта 1-й категории. А 20 марта 1938-го юный порт получил первого начальника – Героя Соцтруда с мировой славой, Анну Ивановну Щетинину – первую женщину-капитана. Но фактически началом работы можно считать июль 1938 года, когда по полной схеме было обработано первое судно – «Большой Шантар».
Менее трех лет понадобилось молодому предприятию, чтобы окрепнуть. Немалую роль в этом сыграло набиравшее мощь в те годы стахановское движение. Первая такая бригада под предводительством Луки Качаева появилась в порту в 1940-м. Вслед за «качаевцами» звание стахановской стали получать все новые бригады. На энтузиазме и патриотизме развивалась страна, расцветала промышленность – поднимался на ноги и порт, впервые справившись с полугодовым планом.
Но война спутала все планы…
В первые месяцы Великой Отечественной около 80% всех портовиков: грузчиков, конвеерщиков, механизаторов – ушли на фронт. Всего за годы войны было мобилизовано почти 400 человек, многие из них так и не вернулись в родной город. Оставшимся в порту приходилось трудиться с удвоенной силой. Огромная нагрузка легла и на женские плечи: были созданы две штатные бригады – грузчиц и общественная бригада. А в 1944 году портовики, поддержав почин саратовского колхозника Ферапонта Головатого, собрали 100 тысяч рублей на строительство эскадрильи «Смерть фашистским мерзавцам». Вскоре коллектив получил благодарственную телеграмму за подписью Верховного главнокомандующего.
Отпраздновав Победу, Родина не забыла своих героев, высоко оценив заслуги портовиков. В 1946 году за успешное выполнение правительственных заданий в годы войны рыбному порту было присуждено и вручено на вечное хранение Красное Знамя Государственного Комитета обороны. За свою честную и самоотверженную работу десятки работников Владморрыбпорта были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Переведя дух после военного лихолетья, порт вновь погрузился в трудовые будни, взявшись за устройство своих мощностей. В 1948 году, к десятилетию со дня своего создания, рыбный порт утроил грузооборот до 457 тысяч тонн. Однако прежними силами уже сложно было наращивать производственные мощности, и в 1959 году перед портом остро встал вопрос реконструкции.
Народная стройка
Не снижая объемов грузопереработки, порт взялся за дело. «Главной задачей, стоявшей тогда перед новым руководством и всеми рыбаками, было сделать порт – портом», – рассказывает сегодня Леонид Андреевич МЕХЕД, в 1963 году возглавивший порт и вместе с главным инженером Виктором Ивановичем Ракитиным приступивший к капитальной реконструкции предприятия.
Работы было действительно непочатый край. Развернулась огромная стройка, начавшаяся с причалов. Тогда они представляли собой систему из деревянных пирсов с понтонами, к которым швартовались суда. Продукция выгружалась на берег судовыми лебедками, бочки с рыбой зачастую катались вручную обычной палкой с гвоздем.
Да и берег был мало приспособлен к приемке, встречая прибывающие грузы покосившимися навесами для временного хранения поступавшей с промыслов рыбы. Отсюда же она вручную после взвешивания каждой бочки загружалась в вагоны, которые в те годы по большей части представляли собой примитивные «ледники». На причалах для перегруза сооружались деревянные эстакады на сваях.
«Несомненно, нам необходимо было уйти от таких технологий, создать новый современный порт. Тем более что и флот, особенно рефрижераторный, не стоял на месте, увеличиваясь неимоверно быстрыми темпами», – вспоминает Леонид Андреевич. И порт, несмотря на то что из строя были выведены жизненно важные причалы и для грузовых работ оставалась узкая и неудобная полоса в районе 46-47 причалов, продолжал ритмично и в сроки обрабатывать суда.
Изначально ВМРП был готов принимать, хоть и в небольших количествах, различные виды груза, включая лес, металл, целлюлозу. Однако основную часть грузопотока – 85% – составляла рыбопродукция. Еще в 20-х годах прошлого столетия на 57-м причале была оборудована солевая база, а несколько позже на 52-м и 53-м причалах началось строительство первого на Дальнем Востоке холодильника.
Но новое время и новые объемы производства требовали иных мощностей. Кирпичный холодильник с камышитовой изоляцией был полностью переделан. Легкие перекрытия, рассчитанные на ручные тачки, заменили на более прочные, которые позволяли работать технике. Для удобства разгрузочных работ на причальную сторону были выведены балконы. Новая изоляция, новая кладка, новая система охлаждения позволили максимально оптимизировать работу холодильника.
В порту появилась своя котельная и новые отапливаемые склады для хранения консервов, по производству которых Дальний Восток держал первенство на территории всего Союза. Была построена и жир-база, принимавшая сырье с четырех «китоматок»: «Дальний Восток», «Владивосток», «Алеут» и «Советская Россия». Позже к ним присоединилась и «Слава».
«К 1975 году реконструкция была завершена. Новые причалы из массивных набережных были оборудованы боле 40 портальными кранами. Было приобретено свыше 400 единиц японской погрузо-разгрузочной техники, – продолжает бывший руководитель рыбного порта. – Изменили в корне и саму технологию погрузки рыбы. Это дало возможность выйти в ряд сильнейших в мире портов по производительности труда на обработке судов и вагонов с рыбой. Даже японский порт в Иокогаме уступал нам в этом плане: при схожей схеме погрузочно-разгрузочных работ число занятых работников в 2-2,5 раза превышало наш показатель.
А весь «секрет» заключался в методике загрузки рыбы на промысле. Порт направлял своих докеров в море, где они совместно с судовыми экипажами отрабатывали схему, при которой рыба укладывалась в пакеты еще в море. Это, несомненно, оптимизировало процесс выгрузки на берегу и дало возможность выгружать с судов типа «Охотское море» в сутки по 4,5 тысяч тонн рыбы. В результате и порт вырос с первоначальных 40 тысяч тонн рыбы до более 1 миллиона к моменту окончания реконструкции».
Но, наверное, самым важным достижением Владивостокского рыбного порта были его труженики. «Стоит отметить, что коллектив у нас был очень патриотичный, по-настоящему любил свое предприятие и стремился сделать его одним из лучших», – отмечает Леонид Мехед. В результате в 1976 году за трудовые успехи коллектив Владморрыбпорта был награжден орденом Трудового Красного Знамени. «А все потому, что, отстраивая порт, прежде всего мы ставили перед собой цель закрепить кадры, создать условия, чтобы они здесь держались. И нам это удавалось!» Для многих портовиков труд здесь перерастал в семейную традицию, из поколения в поколение не прерывающую связь с портом.
В годы своего расцвета рыбный порт обладал прекрасной базой отдыха с кирпичными корпусами. В собственном профилактории портовики могли пройти все лечебные процедуры, включая грязелечебницу. Порт обладал и своим домом культуры, детским и учебным комбинатами.
Большое внимание здесь всегда уделялось спорту: в порту была организована одна из сильнейших в крае спортивная секций. А футбольная команда «Восход», существующая и поныне, неоднократно становилась чемпионом края, о чем свидетельствуют многочисленные награды на стене почета.
«На высоте была и художественная самодеятельность, также занимавшая призовые места в Приморье. Гордостью порта были наши славные поющие бригады докеров. Один из бригадиров такого «портового ансамбля» Анатолий Кукушкин до сих пор трудится в порту», – с улыбкой вспоминает Леонид Андреевич.
Очень много внимания всегда уделялось бытовому устройству трудового коллектива. «Когда мы только начинали работать, в порту не было ни одной столовой. И это почти на 1700 человек! Рабочим приходилось в котомках носить с собой еду, обедать на станции мыс Чуркин или забегать в ближайшую чайхану. Да что там говорить, не было даже ни одной бытовки, ни одной душевой. А возвращаться вечером большинству приходилось в барачные общежития, где условия проживания тоже были далеки от нормальных.
Так что и быт пришлось организовывать заново, буквально с нуля. На территории порта было построено 5 столовых. Работала 10-летка (8-10 классы), где многие ребята, особенно среди докеров, смогли окончить школу. В порту был открыт даже филиал техникума, по окончании которого многие продолжали учебу в вузах». Было отстроено и капитальное жилье – 14-этажные дома рядом с портом до сих пор смотрятся яркими новостройками.
Стоит отметить, что во всех строительных работах участвовали сами портовики: производственные сооружения на территории Владморрыбпорта, здание управления, жилой сектор – вырастали на глазах. А все потому, что работа с душой всегда спорится.
«Коллектив в порту был очень дружный, доверчивый, – продолжает бывший начальник ВМРП. – Люди действительно работали очень много. И при этом никогда не терялась связь между руководством и рабочими. В обязательном порядке руководители должны были посещать общежития, выслушивать просьбы, жалобы, предложения жильцов. Для этих же целей периодически проводились собрания – так называемые «вечера вопросов и ответов».
Только так, лично вникая в жизненные проблемы портовиков, можно было поддерживать коллектив. К слову, Леонид Андреевич и сегодня может по именам назвать всех бригадиров, которые в течение 30 лет активно участвовали в строительстве, реконструкции порта.
«Это Григорий Усов – он был отличным специалистом-газоэлектросварщиком, по 18-20 часов мог работать в порту на всех видах строительства: и причалов, и складов, и жилых домов. И Александр Адриянов, который был прекрасным докером, механизатором и строителем.
Это и Василий Крестников, командовавший 20-й бригадой, сегодня продолжает трудиться в порту крановщиком. Нельзя не вспомнить братьев Демко – трех богатырей. Под руководством среднего брата – Николая, их 8-я бригада ставила рекорды, перегружая с провеской через лифты вручную 165 тонн мяса в тушах.
Немало бригадиров хорошо показали себя за годы работы. Среди них был даже Герой Соцтруда – Николай Широких, бригадир-докер 32-й бригады. Многие его коллеги и последователи награждались за свой труд орденами и медалями. Часто ведущие бригадиры уходили в отстающие коллективы, чтобы там подтягивать работу до нужного уровня».
В 90-е годы, как и большинство российских предприятий, приспосабливаясь к новым экономическим условиям, порт превратился в универсальный перегрузочный комплекс. В 1994 году предприятие было приватизировано и переведено в разряд акционерных обществ. Несмотря на нестабильную обстановку в стране, портовики продолжали трудиться и старались сохранить свое предприятие и рабочий потенциал.
Новые страницы
Сменилось поколение портовиков, и новое руководство возглавило современный Владивостокский морской рыбный порт. Предприятие продолжает активно развиваться, строить новые планы, для реализации которых сегодня уже есть все возможности. Так что ОАО «Владморрыбпорт» продолжает уверенно удерживать позицию ведущего предприятия Дальнего Востока, хорошо известного в России и мире.
Порт оснащен перегрузочной техникой, средствами малой механизации, судами портового флота, холодильными емкостями, имеются открытые площадки для хранения различных грузов, оборудован контейнерный терминал. Приоритетными направлениями деятельности ОАО «Владморрыбпорт» сегодня являются переработка и хранение различных грузов и оказание связанных с ними услуг.
Основные грузопотоки устремляются от причалов Владморрыбпорта в страны Азиатско-Тихоокеанского Региона. Доля таких грузов по итогам 2007 года составила 45,9% от общего объема грузооборота. А общая переработка превысила 1,2 миллиона тонн различных грузов, улучшив показатель 2006 года. Быстрыми темпами увеличивается грузопереработка тяжелой автотехники и легковых автомобилей. С прошлого года порт начал перевалку цемента в биг-бегах, до конца года переработав более 80 тысяч тонн.
Вместе с тем рыбный порт продолжает решать стратегические задачи увеличения пропускной способности предприятия и роста грузооборота, оптимизирует структуры грузопотока. Для этого в 2008 году намечено выполнить работы по сносу неиспользуемых зданий и сооружений, что позволит увеличить открытые складские площадки для обработки и складирования контейнеров и генеральных грузов.
Предусмотрено строительство бокса для ремонта крупногабаритной перегрузочной техники. Продолжатся работы по укреплению причалов для установки большегрузных кранов и устройству подкрановых путей.
Дальнейшее развитие порта требует совершенствования железнодорожной инфраструктуры. В этих целях предусмотрено строительство железнодорожного грузового фронта, устройство выставочных железнодорожных путей в тылу 46-49 причалов. В рамках обновления кранового хозяйства и парка перегрузочной техники в начале текущего года были приобретены козловой кран на пневмоходу (RTG) грузоподъемностью 45 тонн, два крана «Кондор» грузоподъемностью 40 тонн, 22 автопогрузчика, 12 электропогрузчиков. Также в текущем году планируется покупка еще одного козлового крана на пневмоходу (RTG) грузоподъемностью 45 тонн для контейнерного терминала.
Для обеспечения текущей деятельности порта техническая и производственная политика компании предусматривает совершенствование управления портовым комплексом, увеличение грузооборота, повышение качества обработки грузов, поддержание перегрузочной техники в исправном состоянии, совершенствование внутренней логистики, применение новых технологий грузовых работ, бесперебойное функционирование вспомогательных служб.
По словам руководства порта, общий объем капиталовложений в 2008 году составит 256 миллионов рублей.
При этом производственная программа на этот год предполагает обеспечить увеличение грузооборота порта за счет роста грузообработки контейнеров, автотехники, цемента. Ожидается и увеличение на 9% грузооборота по рыбопродукции. Все это позволит увеличить грузооборот порта в целом на 22,8% в сравнении с прошлым годом.
Новые страницы жизни продолжают историю славного предприятия. Насколько ярким будет дальнейшее «повествование» этой летописи, во многом зависит от нынешних тружеников порта, не забывающих опыт своих заслуженных предшественников. Поэтому сегодня, накануне сразу двух замечательных праздников, наилучшие пожелания генеральный директор ОАО «Владморрыбпорт» Александр Сергеевич ШЕВЧЕНКО адресует всем портовикам и уважаемым ветеранам предприятия:
«От имени совета директоров акционерного общества, и от себя лично разрешите мне поздравить Вас с юбилеем порта и профессиональным праздником Днем рыбака. Примите самые искренние поздравления и пожелания крепкого здоровья, личного счастья, семейного благополучия.
Добросовестный и многолетний труд работников порта по праву оценен руководством. В канун праздника 36 работникам порта присвоены звания «Ветеран порта» и «Почетный ветеран порта». 250 портовиков награждены Почетными грамотами в честь 70-летия рыбного порта, 170 работникам объявлена благодарность.
Еще раз желаю крепкого здоровья, оптимизма и уверенности в завтрашнем дне Вам и вашим семьям. Желаю Вам хорошо отметить праздник».