Газета «Рыбак Приморья»

Берег пока отстает

Первый вице-премьер Виктор Зубков провел в Москве заседание Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. В своем выступлении он напомнил, что в соответствии с принятыми изменениями в законодательстве РФ с 1 января 2009 г. рыбаки обязаны доставлять уловы на таможенную территорию России. Однако и береговые мощности должны быть готовы к возросшему потоку сырья.

По словам заместителя Председателя Правительства РФ, к этому сроку необходимо создать условия для развития портовой инфраструктуры, модернизации береговых и перерабатывающих мощностей. Между тем, он отметил, что план мероприятий, направленных на развитие мощностей по переработке рыбы, исполняется с некоторым отклонением от срока. «Времени осталось немного», – сказал Виктор Зубков.
Первый вице-премьер рассказал участникам комиссии об итогах своей поездки в Мурманск, где он ознакомился с реализацией на практике постановления Правительства, предусматривающего введение уведомительного порядка оформления рыболовецких судов и уловов в российских морских портах, а также устанавливающего жесткие сроки проведения всех контрольных процедур.
Нормативный срок в 3 часа для проверки судов в общем исполняется, но есть еще много вопросов, которые не отработаны, заметил Виктор Зубков. По его словам, «проверки идут сплошняком, все 100% смотрят, каждый ящик рыбы проверяют, а время идет». Первый вице-премьер подчеркнул, что «такая ситуация по развитию рыбохозяйственного комплекса, конечно, недопустима», сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Правительства России.
Помимо этого, Виктор Зубков затронул и вопросы кредитования отрасли. В своем выступлении он, в частности, заявил о необходимости субсидирования государством процентной ставки по кредитам, предоставляемым рыбохозяйственным предприятиям для строительства промысловых судов.
«Нужно срочно принять решение, чтобы субсидировать процентную ставку по кредитам в размере 2/3 от ставки рефинансирования на строительство рыболовецких судов», – сказал вице-премьер. По его словам Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) готов поддержать проекты, связанные со строительством рыболовецкого флота в России или развитием производства запчастей для них, например, двигателей. Как заместитель председателя наблюдательного совета Внешэкономбанка он готов оказать поддержку, однако пока подобных проектов нет. «Деньги у государства есть, нужна более высокая активность бизнеса, хорошие проекты и мы их поддержим», – пообещал Виктор Зубков.
В ходе совещания он также заявил о необходимости создания в России сети рынков для торговли свежей рыбой и морепродуктами, сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Правительства РФ. Как отметил первый вице-премьер, в настоящее время в торговле этой продукцией наблюдается монополия торговых сетей, которая сильно удорожает ее стоимость. «Нужно более широко использовать опыт зарубежных стран в организации рыбных рынков», – считает он. По мнению Виктора Зубкова, руководители приморских городов должны определить места организации таких рынков, где необходимо наладить систему ветеринарного контроля, которая не будет затягивать сроки реализации рыбы.
До 1 августа российские губернаторы до 1 августа должны отчитаться перед Правительством по вопросу создания специализированных рыбных рынков. «Мы дали поручение Правительства. Мы будем спрашивать», – подчеркнул первый вице-премьер.
В свою очередь Андрей Крайний предложил отменить таможенную пошлину для судов, модернизированных за рубежом. На встрече с мурманскими рыбопромышленниками руководитель Росрыболовства отметил, что этот шаг необходим в связи с тем, что в настоящее время лучшие суда, прошедшие модернизацию за рубежом, при заходе в российские порты вынуждены платить пошлину в размере 23% от стоимости модернизации.
Первый заместитель Председателя Правительства РФ Виктор Зубков согласился рассмотреть такое предложение и в свою очередь предложил устранить таможенный контроль за продуктами питания, которые везет с собой экипаж судна. «Если таможенники работают по инструкции и если она вредит делу, то ее надо отменять», – сказал первый вице-премьер.
Кроме того, он высказался за отмену ветеринарного контроля в отечественных портах для рыболовецких судов. По словам самих рыбопромышленников, из-за этого им приходится терять значительное время при разгрузке судов, в результате чего тонна продукции дорожает в среднем на 220–230 рублей. В качестве выхода из данной ситуации Виктор Зубков предлагает федеральным ветеринарным инспекторам сертифицировать сам район промысла, этого, по его мнению, будет вполне достаточно, передает Интерфакс.
Также на встрече в Мурманске была поднята и топливная проблема. Губернатор Юрий Евдокимов сообщил высокому гостю о том, что администрация Мурманской области планировала дотировать топливо для рыболовецких судов, поставляющих продукцию исключительно на российский рынок. При этом регион хотел сделать упор на дотациях для рыбаков, работающих на более дешевых, так называемых «народных» видах рыбы. Однако, по расчетам администрации, только дотирование топлива судов, вылавливающих сельдь в Баренцевом море, обошлось бы региону в 80 млн. рублей, что было бы слишком накладно для бюджета. Вместе с тем, какие-то шаги в данном направлении предпринимать просто необходимо, поскольку, по словам рыбопромышленников, за последний год судовое топливо подорожало на 80%, в то время как цены на рыбопродукцию практически не увеличились. Это делает деятельность рыбаков попросту нерентабельной.
Первый вице-премьер высказал согласие с необходимостью выделения дотаций для покрытия топливных расходов рыбопромышленников. «Давайте думать вместе, и может, если вам не по силам, мы вместе это потянем», – сказал Виктор Зубков, обращаясь к губернатору области.
Не осталась без внимания и ситуация с ОАО «Мурманский морской рыбный порт». «Мы приняли решение о нецелесообразности приватизации порта», – сообщил вице-премьер, добавив, что исключение его из перечня приватизируемого федерального имущества инициировало Росрыболовство. По словам представителя Правительства РФ, Минэкономразвитию и ФАР поручено в короткий срок подготовить свои предложения по эффективному управлению этим предприятием и совместно с администрацией Мурманска разработать план его вывода из кризиса, сообщает РИА Новости.
Как охарактеризовал ситуацию в порту в ходе личного посещения предприятия накануне Виктор Зубков, «по сути, состояние запущенно до предела». По его словам, только 7% объемов переработки портовых грузов сегодня связано с рыбой.
Напомним, ранее Росрыболовство предложило отменить приватизацию Мурманского рыбного порта и создать на его базе 100% госкомпанию «Росрыбфлот». В нее, по предложению ведомства, должны войти еще несколько компаний, в частности «Архтралфлот» и «Гипрорыбфлот». Таким образом, по замыслу ведомства, в отрасли создавался бы крупный игрок, способный инвестировать средства в развитие морского и океанического рыбного флота. Аукцион по продаже государственного пакета акций Мурманского рыбного порта так и не состоялся 3 июня текущего года из-за того, что на него нашелся лишь один претендент.
Реки под надзором
За первую половину 2008 г. сотрудниками рыбнадзора Росрыболовства составлено 25 757 протоколов об административных правонарушениях. Наибольшее количество нарушений рыбоохранного законодательства – 2708 – к настоящему времени выявлено инспекторами Средневолжского территориального управления. На внутренних водоемах Российской Федерации у браконьеров изъято порядка 280 тонн незаконных уловов.
Государственный контроль, надзор за рыболовством и охрана водных биоресурсов осуществляется силами 19 территориальных управлений ФАР. Большая часть протоколов составлена по ст.8.37 ч.2 КоАП РФ «Нарушение правил рыболовства, а равно нарушение иных правил добычи водных биологических ресурсов» и ст.8.33 «Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных».
Как сообщили РИА Fishnews.ru в Центре общественных связей Росрыболовства, в результате рыбоохранных мероприятий на внутренних водоемах Российской Федерации изъято 279,12 тонн незаконно добытой рыбы, взыскано штрафов на сумму более 9750 тыс. рублей. По итогам проверок в правоохранительные органы передано 1531 дело.
Работа в регионах не прекращается
Территориальным органам Госкомрыболовства до завершения процедуры преобразования в территориальные органы Федерального агентства по рыболовству поручено осуществлять возложенные Положением о территориальном управлении и действующим законодательством функции в полном объеме. Соответствующий приказ ФАР от 7 июля 2008 г. N 19 был накануне опубликован ведомством.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в Центре общественных связей Росрыболовства, в связи с преобразованием Государственного комитета РФ по рыболовству в Федеральное агентство в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и от 30 мая 2008 г. N 863 «О Федеральном агентстве по рыболовству», а также во исполнение постановления Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» территориальным органам ГКР поручено до завершения процедуры преобразования в терорганы ФАР осуществлять возложенные на них функции в полном объеме. Об этом говорится в приказе руководителя Росрыболовства Андрея Крайнего от 7 июля 2008 г. N 19.
Японцы тоскуют по русскому крабу
Ужесточение мер, направленных на борьбу с незаконным выловом и контрабандой камчатского краба, приносит первые плоды. По данным японских СМИ, за первые 4 месяца текущего года из России на рынки страны восходящего солнца было поставлено 640 тонн живого и 2,7 тыс. тонн замороженного краба, что вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Как стало известно РИА Fishnews.ru, в 2007 г. общий импорт камчатского краба в Японию в живом и мороженом виде составил 22 тыс. тонн, что на 34% меньше, чем в 2006 г. В том числе поставки краба из России снизились на 35% – до 19,3 тыс. тонн, из США – на 18% (до 2,5 тыс. тонн). Судя по всему, в 2008 г. объемы импорта упадут еще более значительно. В то же время японские газеты отмечают рост поставок краба в Южную Корею, в отношении которой контроль гораздо слабее.
Уменьшение экспорта камчатского краба из России японская сторона связывает с ужесточением контроля со стороны российских властей за браконьерством и контрабандой, а также с ухудшением состояния запасов этого вида, сообщил Интерфаксу руководитель Центра общественных связей ФАР Александр Савельев со ссылкой на материалы японской газеты «Минато симбун». При этом он напомнил, что в настоящее время действует запрет на поставки живого краба за рубеж, поэтому весь живой краб, прибывший в Японию, является контрабандным.
По словам представителя Росрыболовства, японский рынок чутко реагирует на перемены в российском рыбном хозяйстве и, в частности, на усиление контроля за поставками биоресурсов за рубеж. «Через полгода ситуация вообще радикально изменится, поскольку вступит в силу положение, в соответствии с которым вся выловленные в исключительной экономической зоне биоресурсы должны проходить таможенное оформление на нашем берегу, а экспортные поставки будут осуществляться через российскую рыбную биржу», – заявил Александр Савельев. – «Таким образом, ННН-промыслу будет поставлен надежный барьер как со стороны поставки, так и со стороны приема водных биоресурсов, и надо полагать, что масштабное браконьерство на Дальнем Востоке будет похоронено».
Защитники серых китов обратились к руководству «Эксон»
12 российских, американских и международных экологических организаций обратились к исполнительному директору компании «Эксон» с призывом поменять маршрут трубопровода Сахалин-1. По мнению защитников природы, прокладка трубопровода в обход Пильтунской лагуны – основной кормовой базы популяции серых китов – стала бы наглядным доказательством высоких экологических стандартов компаний «Эксон» и «Роснефть».
В письме к исполнительному директору компании «Эксон» Рексу Тиллерсону, экологические организации, среди которых WWF, Гринпис, Pacific Environment, Экологическая вахта Сахалина и другие, призывают поменять маршрут нефтепровода Сахалин-1, чтобы он не представлял опасности для серых китов. Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе WWF России, ранее оператор проекта Сахалин-1, «Эксон Нефтегаз Лтд», 30% акций которого принадлежат «Эксону», а также российский участник консорциума «Роснефть» неоднократно заявляли, что освоение нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина будет производиться без нанесения вреда западно-тихоокеанской популяции серых китов.
«Сегодня у нефтяников появилась возможность не на словах, а на деле это доказать и внести изменения в маршрут трубопровода в обход Пильтунской лагуны. Учет мнения природоохранной и научной общественности, отказ от прокладки трубопровода через создаваемую сейчас особо охраняемую природную территорию, стало бы доказательством высоких экологических стандартов компаний «Эксон» и «Роснефть», – считает руководитель Программы WWF России по экологической политике нефтегазового сектора Алексей Книжников.
По оценкам независимых экспертов, высока вероятность того, что рыбу и другие виды морской флоры и фауны Пильтунского залива ждет массовая гибель из-за траншейного способа прокладки нефтепровода с использованием ледяной плотины. «Если это случится, Вы можете столкнуться с риском задержки проекта и дополнительных расходов, так как в этом случае у Росприроднадзора появится основание отозвать положительное заключение государственной экологической экспертизы, что может задержать реализацию проекта на неопределенный срок», – говорится в письме к Рексу Тиллерсону.
«По всему миру, «Эксон» сталкивается с необходимостью повышать экологические стандарты, – комментирует ситуацию представитель американской экологической организации Pacific Environment Даг Норлен. – На проекте Сахалин-1 «Эксон» может продемонстрировать готовность защищать окружающую среду и одновременно снизить риски для проекта в политически нестабильной обстановке».

Fishnews.ru