Газета «Рыбак Приморья»

Таможенный взгляд на проблемы управления

Дальневосточное таможенное управление ускоряет и повышает качество таможенного оформления продукции морского промысла и рыбопромысловых судов В Дальневосточном федеральном округе, богатом рыбой и другими морепродуктами, особую значимость приобретают проблемы внешней торговли продукцией морского промысла.

Руководство ФТС России, Дальневосточного таможенного управления уделяют повышенное внимание вопросам своевременного и качественного проведения таможенного оформления и таможенного контроля продукции морского промысла и рыбопромысловых судов в российских морских портах. Тем более что вопрос этот – государственной важности.

В конце марта этого года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации N 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах Российской Федерации», устанавливающее уведомительный порядок и выборочный государственный контроль в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки.

Во исполнение постановления Правительства РФ Федеральной таможенной службой России издан приказ от 14.05.2008 N 578 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации рыбопромысловыми судами», который вступил в силу 18 июня.

В настоящее время таможенное оформление и таможенный контроль судов, осуществляющих промысел морских биоресурсов, а также продукции морского промысла производится в соответствии с «Порядком совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации рыбопромысловыми судами», а также в соответствии с типовыми технологическими схемами пропуска через государственную границу России физических лиц, транспортных средств и грузов, утвержденными представителями всех государственных контрольных органов в пунктах пропуска.

В целях реализации постановления Правительства РФ N 184 в Дальневосточном федеральном округе были созданы рабочие группы. Так, в мае этого года при администрации Приморского края создана рабочая группа с участием представителей администраций морских портов, территориальных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в морских портах, связанную с оформлением и государственным контролем рыбопромысловых судов и продукции морского промысла. В ходе межведомственного совещания представителей государственных контрольных органов, осуществляющих деятельность в морских портах, были выработаны предложения по приведению в соответствие с требованиями постановления Правительства РФ N 184 типовых технологических схем пропуска через государственную границу России, по разработке единой упрощенной формы заявки, и определении роли администраций морских портов. Кроме того, в морских таможнях Приморья проводились встречи с участниками внешнеэкономической деятельности, представителями рыбодобывающих и промысловых компаний. Аналогичная работа организована таможенными органами на Сахалине и на Камчатке.

С вступления в силу приказа ФТС России N 578 прошло чуть более месяца, уже сейчас можно подвести первые итоги. В настоящее время таможенное оформление и таможенный контроль продукции морского промысла осуществляется в приоритетном порядке, наиболее подготовленными и компетентными таможенниками. При выборе форм таможенного контроля в отношении судов, ввозимой (вывозимой) на них продукции морского промысла должностные лица таможенных органов руководствуются системой управления рисками, аналитической информацией, имеющейся у таможенных органов либо других государственных контрольных органов. Вместе с тем, дальневосточные таможенники хорошо понимают, что при оформлении такого специфического товара как морепродукция особенно важны временные рамки, в течение которых происходит таможенное оформление. Поскольку в этом случае время не только деньги, но и качество продукции. Поэтому в отношении практически всех судов, подавших заявки на оформление убытия/прибытия, соблюдается как предполагаемое время оформления, так и предельно допустимые временные рамки продолжительности работы таможенного наряда.

Однако, как показывает практика, применение уведомительного порядка и осуществления выборочного государственного контроля при оформлении в морских портах захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов в дальневосточных таможнях еще не установилось окончательно. Так, многие рыбодобывающие предприятия, участники внешнеэкономической деятельности оказались не готовы к работе с таможенными органами в уведомительном порядке.

Ускорению и повышению качества оформления судов рыбопромыслового флота, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов препятствуют и другие проблемы. Уже сейчас на Сахалине, Камчатке фиксируется заметный рост количества оформляемых судов, занимающихся добычей, переработкой или перевозкой водных биоресурсов. Между тем, пропускная способность большинства дальневосточных пунктов пропуска (особенно на Сахалине), через которые осуществляется перемещение продукции морского промысла, сегодня не соответствует возрастающему товаропотоку ввиду устаревшей материально-технической базы, отсутствия достаточного количества причальных мощностей. Кроме этого, учитывая предстоящее с 1 января 2009 года (изменения в Федеральном законе от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») введение требования об обязательной доставке водных биоресурсов и продуктов их переработки на таможенную территорию Российской Федерации, ситуация с пропускной способностью морских портов может значительно ухудшится.

В качестве причины, значительно затрудняющей темпы проведения таможенного оформления и таможенного контроля судов в морских портах, проведения грузовых операций, необходимо выделить практически полную изношенность погрузо-разгрузочной техники, влекущую неспособность портов оперативно обрабатывать постоянно растущие объемы грузопотока. Изношенность и нехватка техники в ряде случаев приводит к тому, что морские порты не способны использовать все имеющиеся причалы для обработки судов, срывая график и очередность оформления судов, затягивая сроки их погрузки и выгрузки.

Сложности, связанные с проведением таможенного оформления и таможенного контроля, создают и сами судовладельцы. Некоторые зачастую не обеспечивают своевременную и надлежащую подготовку всех документов, необходимых для таможенных целей.

Также дальневосточными таможнями неоднократно выявлялись случаи нарушения таможенного законодательства со стороны членов экипажей рыбопромысловых судов, что значительно увеличивает время прохождения таможенных формальностей, и свидетельствует о низком уровне профилактической работы, проводимой владельцами и администрациями судов с личным составом.

Другая проблема заключается в том, что при реализации постановления Правительства РФ N 184 и ФТС России N 578 таможенные органы сталкиваются с рядом вопросов, требующих урегулирования на законодательном уровне, а также с несогласованностью отдельных положений нормативных правовых актов.

Так, постановление Правительства РФ N 184 не согласуется с Таможенным кодексом России в части требования обязательного прохождения таможенного оформления и таможенного контроля, всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ (ст. 14 ТК РФ). В частности, постановление не предусматривает участие представителей таможенного органа в комиссии, уполномоченной осуществлять оформление и государственный контроль судов и продукции морского промысла, добытой в исключительной экономической зоне России и на континентальном шельфе, при их ввозе на таможенную территорию РФ с целью переработки или реализации на территории РФ (п.5).

Проблемой продолжают оставаться не утвержденный законодательно статус морских портов, являющихся пунктами пропуска, а также их администраций, что вносит несогласованность в действия контролирующих и государственных органов при решении возникающих вопросов по оформлению морских судов.

Таким образом, для ускорения таможенного оформления и таможенного контроля продукции морского промысла и рыбопромысловых судов наиболее важными направлением является совершенствование законодательной базы, развитие инфраструктуры морских портов, взаимодействие таможенных органов, других государственных контрольных органов и представителей рыбопромышленного комплекса по вопросам, связанным с порядком таможенного оформления и таможенного контроля уловов водных биологических ресурсов, ввозимых в дальневосточные морские порты Российской Федерации.

Справка

В первом полугодии 2008 года через таможни Дальневосточного таможенного управления экспортировано 41,5 тысяч тонн морепродуктов (рыбы, ракообразных, моллюсков и др.) стоимостью 80,6 миллионов долларов США. Для сравнения: в первом полугодии 2007 года через таможни ДВТУ экспортировано 55,3 тысяч тонн морепродуктов стоимостью 85,5 миллионов долларов США.

Отделение по связям с общественностью ДВТУ