Доклад Губернатора Приморского края С.М. Дарькина на II Тихоокеанском экономическом конгрессе.Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года |
Уважаемые участники и гости Второго Тихоокеанского экономического конгресса!
Позвольте вам представить стратегию социально-экономического развития Приморского края до 2025 года. Она подготовлена администрацией Приморского края совместно с ведущими российскими экспертами. В дальнейшем мы представим ее в Правительство Российской Федерации. Данный документ станет основополагающим для развития края. Поэтому для нас важно ваше профессиональное мнение, а также замечания и предложения по сути стратегии.
Новые экономические и социальные возможности развития Приморского края в условиях усиливающейся глобальной конкуренции мы связываем с изменением баланса между экономическими центрами мировой экономики; превращением в ближайшие 10-15 лет Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического развития и появлением новых мировых центров экономического развития в Латинской Америке и Азии.
По прогнозам большинства мировых аналитических институтов, двигателем мирового экономического роста будут страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
В условиях этого сценария экономический рост стран АТР создает для дальневосточных российских регионов несколько возможностей:
Во-первых – диверсификация рынков сбыта. В настоящее время основным рынком сбыта углеводородного сырья является Европейский союз, что создает неустойчивость позиционирования России в мировом торговом пространстве. Уже сейчас реализуемые проекты – строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан, освоение Сахалинского шельфа направлены на диверсификацию поставок сырьевых ресурсов. В результате реализации крупнейших проектов позиции России на рынках – особенно сырьевых – только усилятся.
Во-вторых – выход на устойчивые позиции на средне и высокотехнологичных рынках. Уже сейчас многие российские компании (Атомстройэкспорт, АФК Система, РусГидро и т.д.) выходят на рынки стран АТР и этот процесс международной интеграции в дальнейшем будет нарастать.
В-третьих – все более активное участие России в едином экономическом азиатском пространстве, которое в настоящее время находится в стадии формирования.
В связи с усилением позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе считаем, что миссия Приморского края будет заключаться в обустройстве «фронт-линии» взаимодействия России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, обеспечении наиболее продуктивного включения страны в азиатские рынки товаров, финансов, рабочей силы, технологий и информации.
Стратегической целью развития Приморского края до 2025 года являются повышение конкурентоспособности экономики региона и обеспечение высокого уровня качества жизни приморцев.
Реализация Стратегии и успешное достижение цели требуют решения пяти стратегических задач:
Первое. Повышение производственно-технологического статуса российского Приморья и эффективности использования природных ресурсов Тихого океана с целью развития собственной экономики.
Второе. Формирование устойчивых экономических связей промышленных и сырьевых районов Сибири и Дальнего Востока России с участниками азиатского рынка за счет эффективного использования потенциала Приморского края.
Третье. Приведение транспортной системы российского Приморья в соответствие с требованиями транспортной системы АТР.
Четвертое. Формирование на базе города Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в АТР.
И пятое. Развитие и капитализация культурных и образовательных ресурсов Приморья.
Эти стратегические задачи формируют целевой сценарий развития края – «новая индустриализация». Основная характеристика данного сценария – развитие базовых экономических функций, в том числе транзитно-транспортной, и формирование новых перерабатывающих комплексов, что позволит получить качественно новую специализацию экономики.
Мы понимаем, что диверсификация экономики сама по себе не является гарантией успешного развития территории. Реализация Стратегии будет осуществляться в условиях жесткой глобальной и внутренней конкуренции. Реалистично оценивая риски, считаем критически важно повысить уровень передела новых товаров.
Поэтому стратегия экономической политики определяется следующими приоритетными направлениями:
Развитие кластера по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья;
Развитие транспортно-логистического кластера;
Развитие рыбохозяйственного кластера;
Формирование Владивостокской агломерации;
Развитие инновационной деятельности;
Развитие энергопроизводственного кластера.
Остановлюсь на основных из них.
Кластер по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья определит новое качество экономики края.
Строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» даст возможность создания в крае нового вида экономической деятельности – производство нефтепродуктов и нефтехимических производств. ОАО «Роснефть» уже подготовило проект строительства в Приморском крае Восточного нефтеперерабатывающего завода мощностью 20 млн. тонн продукции в год. Данный завод будет одним из самых больших в мире.
В рамках газификации Приморского края планируется создание газотранспортной системы для обеспечения нужд потребителей региона, а также крупных газохимических и газоперерабатывающих производств на юге Приморского края:
- строительство газоперерабатывающего завода (мощность 30 млрд. куб. м газа в год, ОАО «Газпром»),
- строительство завода СПГ (LNG) (мощность 26 млрд. куб. м газа в год, ОАО «Газпром»),
- строительство завода по производству минеральных удобрений;
- перевод производств, в том числе энергетических, на газовое топливо.
Реализация данных проектов обеспечит рост в связанных кластерах и будет способствовать размещению в Приморском крае сервисных и производственных центров для обеспечения проектов нефтегазодобычи на Сахалине и шельфе.
Для перспектив развития Приморского края важно, что прогнозы экспертов по расширению производственного спроса в макрорегионе показывают рыночный потенциал развития энергомашиностроения, судостроения и морской техники, строительной и дорожной техники, а также металлургии и лесопереработки.
Формат развития этих секторов – создание центров комплектации и сборки оборудования, внедрение инновационных технологий.
Стратегией предусмотрено развитие транспортно-логистического кластера до уровня масштабов интеграционных процессов в макрорегионе. Мощность транспортного комплекса должна соответствовать потребностям в транспортировке и переработке экспортных и транзитных грузов из регионов Сибири и Дальнего Востока. Эта задача диктует необходимость перехода от развития отдельных портов к развитию портовых систем.
Конкурентоспособность портовой системы Приморского края на транспортно-логистическом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона будет зависеть от степени координации и синхронизации стратегии развития всей системы в целом. Так как по масштабам дальневосточные порты значительно уступают портам Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом формирование крупных портовых кластеров является мировой тенденцией.
Для развития портовой системы предусматривается формирование портово-производственной зоны и эшелонированного порта на базе транспортного узла Восточный-Находка.
С целью обеспечения конкурентоспособности кластера, считаю, важно повысить производительность портовой системы региона за счет технологической модернизации и увеличения мощностей основных транспортных узлов.
Для интеграции в макрорегиональную систему перевозок предусматривается возможность формирования хаба на базе существующего аэропорта г. Владивостока.
Рыбохозяйственный комплекс является традиционным для региона и формирует одну из основных региональных специализаций. Доля Приморского края в уловах России превышает 20%, а налоговая отдача на 1 тонну добытого сырья является самой высокой в России (в 2006 году – 2969 рублей на 1 расчетную тонну вылова). Стратегией предусмотрено увеличение производства продукции глубокой переработки с высокой долей добавленной стоимости, развитие марикультуры, усиление приморских брендов рыбопродукции и их выход на международные рынки.
Учитывая современные тенденции на мировых продовольственных рынках, характеризующиеся дефицитом и ростом цен, региональным приоритетом будет развитие сельского хозяйства. Ключевое направление – производство экологически чистых, без трансгенных модификаций продуктов питания.
На наш взгляд очевидно, наиболее комфортные условия для ведения бизнеса создают крупные городские агломерации. В настоящее время в России городские образования с численностью населения более 1 млн. человек всего 12. Городов, которые за счет агломерирования способны переступить этот порог численности, также около 12. Для территории Российской Федерации – крайне мало.
Ограничением является то, что российские города не соответствуют современным инвестиционным тенденциям и не могут в полной мере выполнить функции, связанные с развитием новых видов деятельности – секторов финансовых услуг, сетевой торговли, логистических услуг и новых промышленных площадок. Эти задачи мы намерены решить за счет формирования Владивостокской агломерации.
Цель проекта – формирование центра сотрудничества России и АТР, сомаштабного тенденциям урбанизации в макрорегионе.
Основными направлениями формирования Владивостокской агломерации являются:
- развитие ядра агломерации, в том числе формирование делового района, развитие инновационной и образовательной инфраструктуры;
- развитие городской среды на всех территориях, входящих в состав агломерации – Владивосток, Уссурийск, Артем, Находка;
- инфраструктурное развитие агломерации за счет повышения транспортной доступности и синхронизации логистической и производственных функций внутри агломерации;
- формирование соответствующей мировым стандартам инфраструктуры туризма и создание игорной зоны «Приморье».
Ключевой проект данного направления – подпрограмма «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. N 801.
Целевая подпрограмма предусматривает создание всех необходимых условий для организации саммита АТЭС-2012 и развития города: современный конференц-холл и выставочный центр, которые в дальнейшем будут использованы федеральным университетом. Так же будут построены международный аэропорт, транспортная и инженерная инфраструктура города, гостиницы. Всего планируется строительство 36 объектов общей стоимостью 148,5 млрд. рублей, в том числе 100 млрд. рублей из федерального бюджета.
С целью развития человеческого потенциала и формирования условий для «новой экономики» приоритетными направлениями региона являются развитие инновационной деятельности и создание Дальневосточного федерального университета.
В результате мы планируем построить университет мирового уровня, способного оказать существенное влияние на инновационное развитие России и Дальневосточного федерального округа, повышение национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и технологий.
Достижение цели данного проекта основывается на интеграции высшего образования, фундаментальной и прикладной науки для подготовки высококвалифицированных специалистов в области научных исследований, производственного и социально-экономического управления.
В частности, для решения комплекса задач по развитию нанотехнологий и наноматериалов, получению на их основе инновационных разработок в области химии и физики, биологии и медицины, оптики и приборостороения создается Тихоокеанский исследовательский центр нанотехнологий.
Для обеспечения энергетическими ресурсами растущей экономики региона, а также формирования условий для экспорта электроэнергии в Китай и Корею планируется развитие энергопроизводственного кластера.
Основными проектами являются:
- cоздание новых генерирующих мощностей и модернизация имеющихся, а именно: строительство Находкинской ТЭЦ, Уссурийской теплоэлектростанции и Владивостокской теплоэлектростанции-3, реконструкция Артемовской теплоэлектростанции и Владивостокской ТЭЦ-2 с переводом на сжигание газового топлива;
- сооружение электрических сетей с техническими возможностями для экспорта электроэнергии. В будущем предполагается создание энергомоста для поставок электроэнергии в Китай, в Северную Корею и Республику Корея;
- строительство атомной электростанции в Приморском крае и создание центра технической комплектации для строительства подобных объектов в странах АТР;
- строительство алюминиевого завода полного цикла мощностью 600 тыс. тонн продукции в год.
Стратегия развития Приморского края до 2025 года не ограничивается перечислением основных целей, задач и направлений. Мы провели системную работу по стратегированию совместно с ведущими российскими проектными институтами, государственными корпорациями, ведущими бизнес-структурами, научными и общественными организациями. Это позволило подтвердить каждое приоритетное направление развития конкретными инвестиционными проектами.
Поэтому мы можем достаточно определенно сказать о целевых ориентирах социально-экономического развития Приморского края к 2025 году:
- ВРП края увеличится до 2 трлн. Рублей;
- качественно изменится структура региональной экономики – доля новых секторов в структуре ВРП края составит 58%;
- рыночная капитализация экономики увеличится на 3 трлн. рублей (накопительным итогом);
- улучшится демографический потенциал территории и повысится капитализация человеческих ресурсов.
Уважаемые коллеги!
Я остановился на самых основных и важных направлениях Стратегии. Безусловно, полный текст документа предусматривает более широкий и согласованный комплекс действий, мероприятий и проектов.
Предлагаю рассматривать Стратегию Приморского края как часть Стратегии развития Дальнего Востока до 2025 года и регионального раздела Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.