Времени на подготовку недостаточноТребования федерального законодательства об обязательной доставке всех добытых российскими рыбаками биоресурсов на таможенную территорию Российской Федерации начнут действовать уже с 1 января 2009 года. За оставшиеся месяцы решить весь комплекс проблем, к сожалению, невозможно. Однако в отведенный срок есть возможность найти варианты, при которых с нового года российские порты, пускай и с преодолением массы сложностей, но продолжили бы свою работу, минуя коллапс. |
О готовности дальневосточного берега к глобальным перспективам «РП» рассказал Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман ЗВЕРЕВ.
- Герман Станиславович, по оценке специалистов Ассоциации, насколько сегодня береговая инфраструктура рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока готова к реализации соответствующего положения Федерального закона «О рыболовстве…»?
- По имеющимся у нас данным, общая пропускная способность морских рыбных портов Дальнего Востока по переработке рыбопродукции составляет сегодня 600 тыс. тонн в год. При этом вместимость размещенного в портах холодильного хозяйства составляет около 60 тыс. тонн единовременного хранения и около 60 тыс. кв. м крытых складов. Также порты оснащены перегрузочной техникой (в основном на базе портальных кранов) общей численностью 109 единиц. К рыбным портам приписан портовый флот, в составе которого находятся различного рода вспомогательные и технические суда и другие технические плавучие средства. В настоящее время на причалах морских рыбных портов Дальнего Востока работает 2320 человек.
В то же время все морские рыбные порты Дальнего Востока имеют высокий уровень физического износа. Особенно остро стоит вопрос морального старения производственных фондов. Причальный фронт имеет срок службы более 30 лет. Срок эксплуатации 70% холодильного оборудования превышает 40 лет, а треть этого оборудования – старше 60 лет. Большая часть перегрузочной техники подлежит списанию (особенно портальные краны с грузоподъемностью не более 25 т.с.). Совокупная мощность морских рыбных портов Дальнего Востока по переработке рефконтейнеров не превышает более 20 тыс. тонн в год. Сверх нормативного срока службы работает около 55% судов портового флота.
Таким образом, по оценкам экспертов, в настоящее время морские рыбные порты Дальнего Востока способны перерабатывать менее 30% общего объема вылова в бассейне.
- Какие меры способны исправить существующее положение вещей?
- Для приведения пропускной способности дальневосточных морских портов к требованиям Федерального закона «О рыболовстве…» в части обязательной доставки уловов на таможенную территорию Российской Федерации, необходима рассчитанная на 7–8 лет инвестиционная программа. Общая стоимость ее оценивается в 10 млрд. рублей.
Эксплуатация созданного производственного комплекса потребует в свою очередь подготовки квалифицированной рабочей силы (по нашим подсчетам, речь идет о 2 900 человек).
Только при этих условиях порты Дальнего Востока будут способны полностью обрабатывать на берегу около 2 млн. тонн рыбопродукции.
Также необходимы внушительные капиталовложения в таможенную инфраструктуру, оборудование специальных таможенных постов и увеличение штатной численности таможенных органов на 123 штатных единицы. Только при этом условии будет обеспечен трехчасовой порядок оформления судов рыбопромыслового флота, уловов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 года N 184.
Отметим, что указанный порядок пока не исполняется в точном соответствии с правительственным регламентом ни в одном из портов Дальнего Востока. А если учесть, что с 1 января 2009 года объем оформляемых водных биоресурсов может увеличиться в несколько раз, это в принципе не позволит применять упрощенный порядок оформления судов и уловов.
- Но доставка, выгрузка и оформление уловов в порту – это только часть производственного цикла. Дальнейшая технологическая и транспортная переработка доставленных в российские порты водных биоресурсов также потребует дополнительных инвестиций.
- Расположенные на Дальнем Востоке береговые рыбообрабатывающие предприятия пока могут переработать не более 400 тыс. тонн. Они нуждается в масштабных инвестициях. Речь идет как об обновлении оборудования, так и о привлечение рабочей силы.
Серьезно ограничены пока и возможности последующей наземной транспортировки добытых биоресурсов (для их дальнейшей переработки) и готовой продукции. Дефицит рефрижераторного парка ОАО «Российские железные дороги» превышает 16-18 тыс. рефконтейнеров. Приобретение и эксплуатация такого количества подвижного состава позволит увеличить объем поставляемых из Дальнего Востока в регионы Российской Федерации водных биоресурсов и продуктов их переработки до 600 тыс. тонн в год.
- На последнем заседании Президиума Правительства РФ министры одобрили федеральную целевую программу «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах». Насколько действенным инструментом может стать этот документ?
- Федеральным агентством по рыболовству была разработана действительно реалистичная целевая программа. Она предусматривает совокупные – бюджетные и внебюджетные – инвестиции в отрасль в размере 62 млрд. рублей в течение пяти лет. Это позволит уже к 2013 году практически утроить объем перевалки рыбной продукции через рыбные терминалы морских портов, доведя этот показатель до уровня 3,5 млн. тонн.
Мы считаем, что успешная реализация федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годы» – это необходимое условие применения положения п. 3.2 статьи 19 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предполагающего обязательную доставку добытых биоресурсов на таможенную территорию Российской Федерации.
И все же, обобщая приведенные данные и оценивая общее состояние рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока, Ассоциация добытчиков минтая считает невозможным реализацию указанных положений Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с 1 января 2009 года.