Газета «Рыбак Приморья»

«Транзит ДВ» гарантирует качество топлива

Более 60% расходов рыболовецких компаний – это расходы на топливо. За последний год стоимость нефтепродуктов, которые они используют, значительно выросла. Можно говорить о росте более чем на 30, а по отдельным позициям и на 40%.

Если же говорить о стоимости рыбопродукции, то ее цена не возросла на те же 30-40%. В связи с этим остро встает вопрос о том, чтобы рыболовецкие компании могли приобретать топливо максимально дешево и на максимально выгодных условиях. А топливо, соответственно, должно быть оптимального для них качества, для того чтобы сократить расход и задуматься о том, насколько эти издержки возможно контролировать.
Как правило, планирование бюджета рыболовецких компаний происходит от путины к путине и, соответственно, достаточно растянуто во времени. А спрогнозировать дальнейшие затраты на топливо, например для небольших компаний, практически не представляется возможным. Крупным рыболовецким компаниям нужно самостоятельно отслеживать рынок нефтепродукции и покупать топливо, когда его стоимость находится на спаде, а мелким компаниям есть лишь один выход: объединяться, потому что только заказывая крупные поставки, можно рассчитывать на какие-либо скидки. В пример можно привести находкинскую базу активного морского рыболовства (БАМР): несколько раз в год они проводят тендер, при котором производятся закупки достаточно больших объемов топлива, причем их поставщики осуществляют доставку нефтепродуктов в районы экспедиции и выдают на борт рыболовецких судов.
Возможность приобретать качественное топливо по приемлемым ценам должна способствовать объединению небольших компаний в альянсы и общества, которые будут производить закупку топлива максимально выгодно. В истории рыбодобывающих компаний было достаточно много примеров объединения в ассоциации и другие сообщества, но основными функциями таких объединений были, как правило, представительские.
Существенным фактом является то, что небольшие компании довольно редко представляют себе, как работать с таможенными органами. Часто случается, что суда вынуждены простаивать в портах, пока их специалисты подготовят необходимые сопроводительные документы и отдадут должное внимание всем формальностям, которых требуют пограничные органы.
Вся история создания рыболовецких ассоциаций и альянсов говорит о том, что созданы они были для того, чтобы представлять свои интересы во властных структурах. Некоторые из них даже были достаточно успешны. Одним из наиболее крупных достижений подобной организации было принятие решения об упрощении таможенной процедуры для рыболовных судов: стало проще работать на этом рынке за счет уменьшения бумажной волокиты и времени прохождения таможенного оформления. Это можно считать настоящим прорывом в истории рыболовецких объединений.
Конечно, прежде всего владельцам рыболовных судов нужно обратить внимание на качество топлива и на компании-поставщики, с которыми они работают, потому что у рыболовных компаний в большинстве своем флот достаточно устаревший, и либо они ходят на дизельном топливе, которое является самым дорогим на рынке, либо на мазуте Ф5, который в группе мазутов также является самым дорогим. Для того чтобы экономить на топливе, необходимо, чтобы закупаемое топливо было качественным и не наносило ущерба их двигателям, и, соответственно, экономило значительную долю средств на ремонт и обслуживание. А качественное топливо можно купить лишь у компаний, у которых отлажен серьезный системный контроль качества, когда полностью исключена возможность попадания некачественного топлива в танкер-бункеровщик (специально оборудованное судно для заправки других судов). В компании ЗАО «Востокбункер», например, система контроля качества продукции отлажена на высшем уровне! Топливо контролируется на каждом этапе: начиная с момента, когда оно поставляется с завода, затем во время хранения на нефтебазе проводятся ежедневные пробы и тестирование нефтепродуктов, а последнее тестирование проводится непосредственно перед отгрузкой на бункеровщик и, если топливо не проходит тест, то оно снимается с поставки. Такой контроль качества могут предложить лишь те компании, которые используют собственный флот, доставляющий нефтепродукты, и которые располагают собственными нефтебазами.
Таким образом, между рыбаками и поставщиками нефтепродуктов возникают серьезные противоречия: рыбаки не готовы покупать топливо за деньги сразу – хотят максимальную отсрочку (от 30 до 60 дней), а поставщики нефтепродуктов, в свою очередь, не уверены в том, что компания рассчитается вовремя. Это обусловлено тем, что рыбодобывающий бизнес достаточно рискованный и не всегда получается быстро осуществить и реализовать улов, что и приводит к финансовым задержкам. И те поставщики нефти, которые соглашаются работать с этими компаниями, изначально закладывают все риски в стоимость топлива, за счет чего происходит значительное увеличение его первоначальной стоимости. Если обратиться к зарубежной практике, то в некоторых странах само государство является гарантом этих платежей, в других случаях – это банковские организации. К сожалению, в России рыбодобывающие организации не сотрудничают ни с банковским сектором, ни с какими-либо другими организациями на выгодных для себя условиях. Соответственно, средства, которые они тратят на закупку топлива, берут из собственного бюджета путем привлечения кредитов на общих условиях. Далее на эти взятые в кредит средства рыбодобывающая компания покупает топливо, в стоимость которого уже заложены все риски, которые могут быть связаны с этим бизнесом, а цена соответственно завышена.
До сих пор нет единой системы, которая позволяла бы рыбакам покупать топливо до того, как судно вышло в море, а нефтеналивным компаниям получать за него деньги сразу. В этом и состоит немалая проблема рыболовного бизнеса. Если рыбаки смогут покупать хорошее топливо на выгодных условиях, а нефтеналивные компании смогут при этом зарабатывать и быть уверенными, что эти деньги вовремя поступят – тогда получится система, которая работает. На таких условиях бункеровочные компании готовы сотрудничать. Но чтобы их соблюдать, небольшим рыбодобывающим компаниями нет иного выхода, кроме объединения в альянсы и совместного поиска каких-либо кредитных решений. Объединение помогло бы поднять уровень доверия к ним и рыбодобывающему бизнесу в целом.
Что касается состояния флота, то следует отметить, что у компаний зачастую нет средств на модернизацию флота и неизвестно, появятся ли они когда-нибудь. Для того чтобы купить судно, нужно взять кредит на выгодных условиях и иметь в виду, что несколько лет оно будет себя окупать. Большинство банковских организаций не располагают таким объемом средств, чтобы кредитовать рыболовецкие компании, а также учитывают все риски, связанные с таким кредитованием. Здесь решением проблемы могут быть программы субсидирования и дотаций на правительственном уровне. Иными путями обновить флот будет очень затруднительно.
Одним из перспективных направлений развития рыбной отрасли является возможность биржевой рыботорговли. При отлаженном механизме действия, рыбодобывающим компаниям будет известна стоимость на рыбопродукцию и ее изменения в каждый момент времени, каждый день. А соответственно, каждому рыбаку будет понятно, сколько примерно выручки и в какой момент времени он получит от реализации своей продукции. В итоге биржевая торговля сделает рыбный рынок максимально прозрачным, где будут известны возможности и реальные достижения основных поставщиков рыбопродукции. Это сделает рыбодобывающий бизнес стабильным, а стабильность всегда внушает доверие и поднимает авторитет. Соответственно, если отношение к отрасли изменится и кредит доверия к ней возрастет, то у предприятий появится возможность закупать топливо по существенно более низким ценам.
При увеличении кредита доверия к рыбодобывающим компаниям можно будет говорить даже об инвестировании в топливо: покупать топливо заранее по минимальной цене, учитывая сезонность и ситуацию на рынке, а использовать его тогда, когда в нем будет необходимость.

Алевтина ЗАВАРИХИНА