Газета «Рыбак Приморья»

Андрей Крайний: тарифы «РЖД» - тайна за семью печатями

Конечной целью политики, проводимой в настоящее время руководством рыбной отрасли, является формирование условий, при которых деятельность российских рыбаков была бы нацелена на внутренний рынок, а сама продукция стала доступнее для отечественного потребителя.

Однако, как отмечают в Росрыболовстве, этому мешают многочисленные барьеры. Среди основных – транспортная составляющая в цене рыбы.
Географические особенности России привели к тому, что 60% рыбы у нас находится на Дальнем Востоке, а 75–80% населения живет в центральной части России. Этот разрыв, конечно, преодолевается тяжело. В то же время, Минтранс сегодня призывает считать транспортную наценку, отталкиваясь не от оптовой цены в месте улова, а от оптовой цены в Москве. В качестве иллюстрации, как происходит тарификация на рыбопродукцию, в интервью РИА Fishnews.ru руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний привел следующий пример: килограмм сельди, скажем, на Дальнем Востоке стоит 14 рублей. 9 рублей стоит довезти его… Однако в Москве ее цена составит уже 90 рублей за килограмм. Разница очевидна, несмотря на не очень большую, по сути, транспортную составляющую, которая, кстати, в данном случае все равно превышает 60% накрутки.
И это не единственная проблема. «Сегодня катастрофически не хватает рефрижераторных вагонов. Когда во время путины на Сахалине невозможно найти вагоны, чтобы отправить рыбу в Москву, когда раздают взятки за то, чтобы дали эти вагоны, – тут уже не до железнодорожного тарифа», – отметил глава отрасли.
«Мы ведем сейчас работу с Федеральной службой по тарифам для снижения тарифов на перевозку нашей продукции, как это было в СССР – тогда была 50-процентная ставка на скоропортящуюся продукцию при перевозке в европейскую часть страны», – сообщил Андрей Крайний. При этом, по его словам, субсидировать эту разницу никто не должен: «На наш взгляд, 50% с лихвой покрывают себестоимость перевозки. Ведь в тарифе «РЖД» заложено много чего… И местное финансирование, и содержание непрофильных активов, и Бог знает что еще. Содержание футбольного клуба «Локомотив», например. Нам все-таки представляется, что тариф должен быть платой за перевозку, а не взносом на содержание «РЖД». Если в тарифе находится инвестиционная составляющая – давайте ее обсуждать. Но никакого обсуждения нет. Тарифы – тайна за семью печатями».
Но, с другой стороны, и «РЖД» можно понять, ведь глядя на рыбопромышленников, и другие отрасли тоже захотят скидку?
– Все-таки в нашем случае речь идет о продовольственной безопасности страны, о скоропортящейся продукции, – отмечает руководитель ФАР. – К тому же полагаю, что это – временная мера. Появятся логистические компании – будет другая песня. Пока же мы перед выбором: либо транспортную наценку переложить на конечного потребителя рыбы, либо все-таки железнодорожники сами разберутся в структуре своих затрат. На наш взгляд, даже если и не 50% скидки, то на 30% «РЖД» может подвинуться легко. Тем более, прецедент есть. В прошлом году нам удалось снизить тариф на перевозку на 12% – и ничего, никаких проблем не возникло.

Fishnews.ru