Таможня и порты – готовность N 1Полтора месяца осталось до вступления в силу нового порядка, согласно которому вся рыбопродукция, добытая в ИЭЗ РФ, в обязательном порядке будет проходить таможенное оформление только в российских портах. Готовность портов Приморья к такой перспективе обсуждалась в конце прошлой недели на совещании при губернаторе края Сергее Дарькине. |
Напомним, согласно ст. 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» с 1 января 2009 г. вся рыбопродукция, добытая в исключительной экономической зоне РФ, в обязательном порядке подлежит таможенному оформлению в российских портах. При этом речь не идет о том, что рыба будет выгружаться на российский берег. Просто теперь, если рыбаки поставляют рыбопродукцию на экспорт, например, в Китай, Корею или США, они должны зайти сначала в российский порт и пройти там таможенное оформление, а уже затем следовать за границу.
В работе закрытого совещания, посвященного реализации законодательной нормы, приняли участие вице-губернаторы, представители Дальневосточного таможенного управления, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю, Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, капитаны Владивостокского и Находкинского морских портов. Интересы рыбаков на встрече представлял президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Георгий МАРТЫНОВ.
По словам губернатора Сергея Дарькина, вводимая законом мера «позволит усилить борьбу с браконьерством, развивать местные рыбоперерабатывающие производства». При этом важно, чтобы новый порядок не оказал негативного влияния на эффективность и качество работы рыбодобывающих компаний.
На совещании о своей готовности к приему морских уловов с 1 января доложили руководители таможни и погранвойск. К ним присоединились и портовые власти, сообщившие, что во Владивостоке даже открыто дополнительно несколько точек стоянки на рейде. Эти три структуры и будут заниматься оформлением рыбопромысловых судов, которое должно проходить в соответствие с постановлением N 184 Правительства РФ по оформлению рыбопромысловых судов и их уловов в российских портах в течение 3 часов.
Пограничными и таможенными службами разработаны оптимальные схемы, по которым рыбаки смогут оперативно пересекать государственную границу и декларировать продукцию. Сделать это можно будет в большинстве приморских портов. Самые крупные из них – Владивосток, Находка и Восточный будут работать круглосуточно, как это уже происходит с пограничниками, и суда смогут проходить досмотры в любое время.
Один из наиболее острых вопросов об участии в оформлении судов органов Россельхознадзора на совещании поднял президент АРПП. Рыбаки не без оснований опасаются затягивания портовых проверок. Однако таможенные службы поспешили успокоить судовладельцев: при оформлении рыбопродукции, которая будет уходить за границу, Россельхознадзор участвовать не будет, что обещает значительно упростить процедуру.
Другой вопрос Георгия Мартынова касался осуществления полного досмотра рыбопродукции с выгрузкой ее на берег. На это таможенники пояснили, что в массовом порядке полного досмотра не будет, поскольку декларирование продукции будет проходить по заявительному принципу. Досмотр будет проводиться лишь в тех случаях, когда у инспекторов возникнут какие-то сомнения или поступит оперативная информация о том, что кто-то хочет вывезти контрабандный товар.
Несмотря на оптимистичные заявления властей по итогам совещания у приморских рыбопромышленников осталось немало вопросов. Так, один пароход обычно везет продукцию 4–5, а то и 10 отправителей-изготовителей, например, ТУРНИФ, ПБТФ, «Дальморепродукт» и ряд других компаний на одном транспорте. И если вдруг случится полный досмотр, то кто будет оплачивать грузовые работы, хранение продукции? И почему порядочные отправители должны выгружать свой груз, если где-то внизу в трюме лежат несколько ящиков сомнительного происхождения?
– Поскольку ответов на эти вопросы услышано не было, Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья провела заседание Совета и создала рабочую группу, в состав которой вошли представители Находкинской БАМР, РК «Восток-1», Дальрыбпорта, – отметил Георгий Мартынов.
По его словам, группа уже выявила несколько тонких моментов, по которым бы хотелось получить разъяснения у таможни и пограничников. Например, с какого момента будут отсчитываться пресловутые 3 часа. Поэтому рыбаки обратились в управление рыбного хозяйства администрации Приморского края с просьбой организовать встречу с узкими специалистами соответствующих ведомств, чтобы четко прописать алгоритм действий, уточнить перечень и порядок подачи документов.
– Думаю, что на этой неделе мы уже соберемся рабочей группой совместно с пограничниками и таможенниками, нужно только уточнить время, и продолжим диалог. Я надеюсь, что до Нового года мы сможем получить точные ответы на все эти вопросы. Ожидается, что первые суда с рыбопродукцией, которую мы будем оформлять по новым правилам, появятся в приморских портах где-то в пятнадцатых–двадцатых числах января, – резюмировал глава АРПП.