Газета «Рыбак Приморья»

Гордиев узел

Рыбаки подпишут соглашение, определяющее пропорции объема прибрежных и промышленных квот. Такое предложение озвучил вице-губернатор Приморского края Игорь УЛЕЙСКИЙ на Дальневосточном научно-промысловом совете, который завершил свою работу во Владивостоке. Подобный документ позволит раз и навсегда разрешить конфликт, который существует между рыбаками дальневосточного региона, считает чиновник.

В процессе обсуждения проекта ОДУ применительно к видам квот на 2009 год между рыбаками Камчатки, Сахалина и Приморья вновь вспыхнул конфликт. Камнем преткновения как всегда стали объемы по минтаю и треске. Приморцы традиционно отстаивали квоты для исключительной экономзоны, камчадалы и сахалинцы – для прибрежки.

Напомним, начало конфликта было положено еще в 2004 г. По словам вице-губернатора Приморья Игоря Улейского, «это серьезное административное препятствие, которое не имеет под собой биологического обоснования, значительно ограничивает возможности рыбаков. В результате разделения квот на прибрежные и квоты исключительной экономической зоны рыбаки потеряли единое промысловое пространство на всей акватории 200-мильной зоны России и возможность вести эффективный лов как в исключительной экономической зоне, так и в территориальных водах России. Следствием этого стала ограниченность промысла водных биоресурсов российским флотом в территориальных водах Российской Федерации».

С позиции использования водных биоресурсов фактически были созданы территориальные моря Камчатки, Сахалина, Приморья и т. д. Это породило напряженные отношения между прибрежными субъектами Российской Федерации, находящимися в одном рыбопромысловом бассейне. «Приморские суда не могут зайти в камчатские территориальные воды, чтобы вести промысел кальмара, сайры,— приводит пример г-н Улейский. — По нашим оценкам, убытки рыбаков составляют 5-8 млрд. рублей».

Соглашение, которое планируют подписать регионы, определит раз и навсегда процентное соотношение прибрежных и промышленных квот.
- Это позволит нам наладить диалог, значительно облегчит работу всех рыбаков и даст возможность планировать промысел сразу после утверждения ОДУ, – считает председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатского края Сергей ТИМОШЕНКО.
В ходе обсуждение ОДУ на 2009 г. и распределения его по подзонам рыбаки Камчатского края, Сахалинской области, Приморского края, Магадана, Чукотки единогласно поддержали предложение приморского вице-губернатора.

Суммарный ОДУ на 2009 г. по Дальневосточному бассейну, утвержденный госэкспертизой, составляет 3 млн. 143 тыс. тонн, что больше чем в текущем году. Основу уловов – 2 млн. 532 тыс. тонн – составляют рыбы, что также выше уровня 2008 года. Прирост в первую очередь был обеспечен за счет минтая Охотского моря. Впервые за последние несколько лет ОДУ минтая по дальневосточному региону превысит 1,5 млн. тонн. По признанию заместителя директора по научной работе ВНИРО Василия СОКОЛОВА, могло бы быть и больше, «но госэкспертиза существенно сократила рекомендуемые объемы в Западно-Беринговоморской, Карагинской, а также Петропавловско-Командорской подзонах». Вместе с тем ученым удалось полностью отстоять объемы в Северо-Курильской подзоне, а также в Южно-Курильской зоне, где наблюдается существенное увеличение ОДУ минтая (77900 тонн и 35000 тонн соответственно). Также увеличение затронуло практически все подзоны по терпугу.

В будущем году снижен ОДУ по некоторым видам крабов (уменьшение по сравнению с 2008 годом примерно на 1,5 тыс. тонн) и креветкам. В частности, в 2 раза снижены объемы краба-стригуна опилио в Западно-Камчатской подзоне, сильно уменьшен ОДУ краба ангулятуса в Западо-Камчатской и Северо-Охотоморской подзонах, и также существенно снижен ОДУ колючего краба Восточной Камчатки и незначительно сокращен ОДУ по равношипому крабу. Общедопустимый улов углохвостой креветки урезан на 40%, северной – на 10%. Также уменьшены объемы по беринговоморскому минтаю, бычкам Западно-Камчатского шельфа, снижены цифры по сайре, по треске у Западной Камчатки и в Северо-Курильской зоне.

Основной причиной снижения объемов общедопустимых уловов Василий Соколов назвал недостаток информации, полученной в ходе ресурсных сырьевых исследований тех или иных объектов, или же ее полное отсутствие. «Надо заметить, что государственная экологическая экспертиза проходила в крайне тяжелых условиях, – пояснил замдиректора ВНИРО. – Во-первых, она проводилась в момент передачи соответствующих полномочий от Росприроднадзора Ростехнадзору. Во-вторых, многие эксперты по тем или иным причинам отсутствовали».
Вместе с тем, как отметил ученый, эксперты уверенно шли на значительное снижение зная, что большинство этих объектов недоосваивается. «Хотя некоторые потери для нас очень болезненны и с этим, к сожалению, уже ничего нельзя поделать, – заключил эксперт, добавив, что повторная экспертиза одних и тех же материалов не допускается, требуется представление новых данных».

Помимо объемов ОДУ на ДВНПС были рассмотрены итоги лососевой путины 2008 г. В текущем году на Дальневосточный бассейн была выделена квота лососевых (по всем видам рыболовства) в размере 322078,002 тонны. В том числе: горбуши – 211763,4 тонны, кеты – 72716,16 тонны, нерки – 30103,8 тонны, кижуча – 5381,06 тонны, чавычи – 1182,9 тонны, гольцов – 881 тонна, симы – 47,693 тонны. Из них горбуши было выловлено 163730,9 тонн, кеты – 44405 тонн, нерки – 27607 тонн, кижуча – 3622 тонны, чавычи – 940,57 тонн, гольцов – 1770,66 тонн, симы – 17,2 тонны. Таким образом, общий вылов составил 242093,419 тонн (75,17% от ОДУ). В лидерах по освоению – Камчатский край и Сахалинская область, 118882,66 тонн (87,30%) и 96678,999 тонн (65,42%) соответственно. Приморцы освоили 85,95% от выделенной квоты (867,27 тонн), магаданцы – 89,50% (2734,16 тонн), хабаровчане – 71,22% (22687,18 тонн), Чукотский АО – 0,16% (3,15 тонн), Еврейская АО – 96% (240 тонн).

Присутствующие с удовлетворением отметили, что новые правила на лососевой путине себя оправдали. Вместе с тем одной из ошибок, которую предстоит устранить уже в будущем году, было обозначено неэффективное распределение имеющейся квоты оперативными штабами. «Мы пришли к выводу, что большую часть квоты необходимо оставлять в резерве. Это позволит более эффективно осваивать выделенный ресурс», – пояснил руководитель Северо-Восточного территориального управления Евгений ШИРОКОВ.

Говоря о работе оперативных штабов, члены ДВНПС затронули также практические вопросы создания объединенных штабов по оперативному регулированию промысла водных биоресурсов в частности – минтая, в преддверии Охотоморской минтаевой путины.
Напомним, в 1998–2004 гг. Госкомрыболовством в целях усиления контроля над выбором установленных квот на вылов водных биоресурсов и оперативного принятия решений по регулированию промысла минтая, сельди, крабов и других объектов непосредственно в море создавался штаб по регулированию промысла на период работы крупнейшей Охотоморской минтаевой экспедиции. Штаб осуществлял контроль за выполнением судами требований спутникового позиционирования и представлением достоверной информации по учету добытых объектов в информационную систему «рыболовство».

Участники ДВНПС отметили, что благодаря работе штаба своевременно закрывались отдельные участки Охотского моря, являющиеся местами сосредоточения молоди рыб, решались вопросы о ведении совместного промысла судов с различными орудиями лова, оперативно принимались меры по недопущению превышения объемов установленных квот, осуществлялся обмен и анализ информации с Камчатским ЦСМ и Владивостокским РИЦ. Штабом проводилась большая разъяснительная работа по применению Правил рыболовства, способствовавшая значительному уменьшению числа нарушений, оценивалась эффективность действующих Правил.

Однако в связи с реорганизацией Госкомрыболовства в путины 2005–2008 гг. оперативный штаб не создавался, что привело к отсутствию должного оперативного взаимодействия природоохранных организаций в море. Рыбодобывающими компаниями искажалась промысловая отчетность при добыче сельди и минтая. В частности, рыба могла добываться в одной подзоне, а по документам проходить другая, где у судна были квоты. Возросли масштабы выбросов за борт молоди и малоценных видов, а растущий выход икры минтая удалось ограничить только благодаря жесткой позиции Ассоциации добытчиков минтая и последующей нормы, закрепленной в «Правилах рыболовства».

Возражений против возобновления работы объединенных штабов по оперативному регулированию промысла от участников Совета не последовало. Предполагается, что в полномочия штаба будут входить учет освоения пользователями установленных квот, координация деятельности рыбодобывающих компаний, органов ФАР, морской инспекции береговой охраны по контролю над соблюдением установленных мер регулирования промысла, сбор необходимой промысловой и иной информации от пользователей, органов ФАР, морских инспекций и научно-исследовательских организаций. А также контроль над предоставлением достоверной информации о результатах промысла в информационную систему «Рыболовство» и выполнением положения о спутниковом позиционном контроле промысловых судов. Штаб также будет уполномочен принимать решения о введении временных запретов на промысел на участках моря, являющихся местами размножения и скопления молоди водных биоресурсов, либо запретных для промысла объектов, а также вводить ограничения использования добывающего флота по типам и районам промысла и другие ограничения с учетом рекомендаций научных рыбохозяйственных организаций и решений Федерального агентства по рыболовству. Организация и сбор необходимой информации для выработки оперативных рекомендаций промысловому флоту и организация работ по мониторингу ВБР силами представителей науки и бассейновых управлений также ляжет на плечи объединенного штаба. Еще одна функция – обеспечение безопасности работы различных типов судов при совместном ведении промысла в зимний период.

На Совете было предложено придать штабу статус единственного официального органа, руководящего промыслом и проводящего государственную политику в области рыболовства непосредственно в море, разработать и утвердить «Положение об объединенном штабе по оперативному регулированию промысла». Причем данный документ будет определять не только задачи штаба, но и права и обязанности членов штаба, а также ответственность судовладельцев и капитанов судов за невыполнение распоряжений и требований штаба.

В состав штаба предложено включить представителей Охотского и Северо-Восточного территориальных управлений ФАР, ФГУ «Охотскрыбвод» и ФГУ «Севвострыбвод», КамчатНИРО, МагаданНИРО и ТИНРО-Центра, Камчатской и Магаданской зональных морских инспекций СВПУ ГМИ ФСБ России, администраций морских рыбных портов и ассоциаций рыбопромышленников Дальнего Востока.
Численность состава штаба не должна превышать 10 человек, а основная его часть будет находиться непосредственно в море. Руководство штабом предложено поручить представителю Охотского территориального управления Росрыболовства. Аналогичный штаб рекомендовано создать и в Беринговом море, а возглавит его представитель Северо-Восточного территориального управления.

Другой практический вопрос, на котором акцентировали внимание члены ДВНПС – целесообразность реализации приказа N 219 (промысловые виды, по которым определяется ОДУ). Дело в том, что законодательная база, которая должна регулировать вывод некоторых объектов промысла из ОДУ и закреплять право пользования этими объектами за хозяйствующими субъектами, не готова в полном объеме. В связи с этим участники решили работать в 2009 году по старым правилам (когда ОДУ устанавливается на все объекты промысла).

Помимо этого, члены ДВНПС подробно остановились на поправках к закону «О рыболовстве» и поправках в закон о «Техническом регламенте». Проанализировав последний документ, участники отметили, что объектом технического регулирования является исключительно существующая пищевая продукция, что не соответствует названию проекта. Помимо этого, в проекте закона излишне детализированы конкретные виды продукции из рыбы и других ВБР, виды ее обработки и т.п. Это может явиться препятствием для введения на рынок новых продуктов. Участники совета пришли к выводу, что название проекта, сфера применения ФЗ, а также перечень его объектов по-прежнему нуждаются в уточнении. Требует также доработки и та часть законопроекта, которая определяет идентификационные признаки процессов производства, упаковки, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Нуждаются в уточнении и правила идентификации объектов технического регулирования. Помимо этого, проект закона «О техническом регламенте» необходимо тщательно проработать в части его соответствия иным нормативно-правовым актам РФ.
В целом участники Совета в очередной раз продемонстрировали способность к конструктивному диалогу и возможность работы на опережение.

Ксения ПИСАРЕВА