- Владимир Алексеевич, более года назад Росрыболовство начало предпринимать шаги по реорганизации системы отраслевой науки. Предполагалось, что ВНИРО станет головным научным институтом, к которому примкнут региональные научные НИИ в качестве филиалов. В какой стадии находится процесс реорганизации и какова цель подобной работы?
- В настоящий момент научно-технический потенциал рыбохозяйственного комплекса составляют 26 отраслевых научно-технических организаций, 20 из которых являются федеральными государственными унитарными предприятиями. Имеется 6 учреждений высшего профессионального образования и 11 учреждений среднего профессионального образования, Дальневосточный институт повышения квалификации и центральный учебно-методический кабинет по рыбохозяйственному образованию.
Мы планируем усилить роль Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. Это позволит значительно сэкономить средства, выделяемые бюджетом для реализации научных целей. Новая система отраслевой науки позволит определить основные, единые для всей фундаментальной и прикладной рыбохозяйственной науки направления дальнейшего развития. Предполагается, что такая система научной организации будет более «мобильна» – ученые смогут оперативно реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию, искать ответы на реальные вопросы и действительно развивать отрасль и при этом двигаться в одном направлении. Исходя из современных реалий, могу сказать, что в первую очередь наши взоры будут обращены на вопросы, связанные с освоением Мирового океана и развитием марикультуры.
- Был ли проведен в рамках данной реорганизации учет и анализ существующей научной базы? Насколько она отвечает современным требованиям?
- Практический учет, конечно, был произведен. И в связи с этим Федеральная целевая программа предусматривает дополнительные средства для постройки новых научно-исследовательских судов, а также для научно-исследовательских рыбохозяйственных институтов. Если ставить перед собой цели выхода в Мировой океан, активного освоения марикультуры, то необходимо понимать, что материально-техническая база должна соответствовать самым современным требованиям.
Мы уже сегодня производим закупки современного оборудования для научных институтов, и это, конечно, улучшит ситуацию. Ведь мы участвуем в проектах, связанных с разработкой шельфа, сохранением окружающей среды, с восстановлением запасов тех или иных видов ВБР. Программой также предусматривается создание научно-производственных центров, которые наряду с научно-исследовательскими работами будут практически осуществлять подготовку тех или иных разработок к внедрению.
- Какая система отраслевых НИИ кажется Вам наиболее эффективной в свете поставленных перед ней задач?
- Ситуация заключается в том, что предыдущая система, которая существовала, создавала так называемое «мелкотемье», а мы должны решать крупные серьезные вопросы и проблемы, которые должны коренным образом влиять на развитие рыбхозяйственного комплекса. Мы должны отказываться от узких вопросов, переходить к глобальному мышлению и проектированию. В свете этого новая система отраслевой науки наиболее эффективна.
- Действительно, сегодня основное направление деятельности отраслевых институтов – это составление промысловых прогнозов и оценка существующих запасов. Однако современные условия требуют идти дальше – в частности, заниматься разработками инновационного характера (по переработке гидробионтов, совершенствованию орудий лова и т.д.). Как Вы видите развитие научной мысли в этом плане? Оцените научный потенциал.
- По большому счету вопросы разработки новых технологий уже решаются. Это и различные биодобавки на основе гидробионтов, и лекарственные препараты, и новые технологические разработки в области переработки различных видов рыбы и морепродуктов.
За счет повышения эффективности эксплуатации наиболее массовых видов гидробионтов, разработки новых ресурсосберегающих современных технологий, исследований и освоения новых неиспользуемых и малоиспользуемых видов, разработки подходов и принципов обработки многовидовых уловов мы могли бы не просто поддерживать продовольственную безопасность нашей страны и заботиться о здоровье населения, но и значительно повысить конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке.
Так, разработанная и внедряемая в настоящая время технология переработки молок минтая и трески позволяет без увеличения вылова объекта увеличить производство пищевой продукции на 3-4%. Аналогичные разработки были проведены ранее для некондиционной икры массовых тресковых. Пересмотрена технология переработки отходов от производства филе. Она позволяет увеличить выпуск пищевой продукции из ранее неиспользуемых для этого частей на 10 – 15%.
Значительны резервы объектов, которые не осваивались до настоящего времени. Например, разработка технологии переработки тихоокеанского кальмара позволит значительно увеличить сырьевую базу для производства пищевых продуктов. Технологии переработки морского зверя позволят расширить объемы производства пищевой, лечебно-профилактической и кормовой продукции до десяти тыс. тонн и более. Велики запасы углохвостой креветки, неиспользуемой по причине отсутствия технологии переработки. Переход на многовидовое рыболовство невозможен без разработки принципов и методов переработки многовидовых уловов. Запасы водорослей и трав дальневосточных морей составляют несколько миллионов тонн и практически не используются. Поэтому разработка новых технологий глубокой переработки добываемых гидробионтов, которые заключаются в более эффективном использовании имеющегося сырья (повышение коэффициента использования сырья, переработка многовидовых уловов), вовлечении в переработку новых или нетрадиционных сырьевых ресурсов – одно из основных направлений научной мысли сегодня и в будущем. Другое дело, есть ли на это промышленный запрос?
Я надеюсь, что сейчас промышленность к этому готова. К сожалению, долгое время проблема заключалась в том, что наши производства были не готовы к внедрению подобного рода разработок. Надеюсь, что сейчас этот запрос более очевиден и ясен. Потому что работать для неизвестных целей – сложно. Определение и проработка этих направлений, особенно если учитывать, что мы хотим, чтобы рыбохозяйственный комплекс занял достойное место в промышленности России, – естественный путь развития, ведь без инновационных технологий не обойтись. Поскольку Росрыболовство, Правительство РФ предпринимают шаги, направленные на стимулирование развития глубокой переработки сырья и поставки водных биоресурсов на российский берег, можно прогнозировать активное развитие сектора рыбопереработки с использованием новых технологий, создание которых нашими учеными никогда не прекращалось. Радует, что некоторым препаратам и разработкам ученых уже найдено применение – они широко используются в фармацевтике, косметологии, пищей промышленности.
В то же время мы готовы и для развития других направлений. К сожалению, долгое время у нас было экстенсивное развитие аква- и марикультуры. Сегодня возникла необходимость интенсивного развития этих сегментов. Необходимо внедрять и разрабатывать новые технологии воспроизводства морских гидробионтов в более короткие сроки, с большей ценностью и т.д. Практически мы говорим о селекционных и генетических работах. Они должны быть направлены на то, чтобы создать большую продуктивность гидробионтов и увеличить производство продукции. Ведь высокие темпы роста мирового народонаселения, по прогнозам ФАО, уже в ближайшем будущем могут вызвать нарастание дефицита продовольствия. Развитие сектора аквакультуры может стать одним из решений этой проблемы.
- Рыбаки нацелились на эффективное и рациональное использование ВБР. Что в этом направлении им может предложить наука?
- Весь комплекс мер, которые сейчас разрабатываются и внедряются Федеральным агентством по рыболовству как раз и направлен на эффективное и рациональное использование ВБР. Этот вопрос предусматривает несколько составляющих. Первое – это практическая борьба с браконьерством. Существующие масштабы браконьерского лова, сохраняющиеся несмотря на принятые меры по ужесточению санкций за незаконный промысел, требуют принятия срочных мер по изменению сложившейся системы охраны водных биоресурсов. Второе – приведение в соответствие количества флота состоянию водных биоресурсов. Сегодня наблюдается значительный дисбаланс между объемами допустимого улова и производственными мощностями для их изъятия. Промысловые мощности российских судов, оборудованных для промысла краба, минтая, трески и других валютоемких объектов, в несколько раз, а по особо ценным ВБР – в 10 раз превышают объемы ежегодно устанавливаемого допустимого вылова этих биоресурсов, что само по себе создает предпосылки для осуществления браконьерского промысла. Третья составляющая – это совершенствование самого флота, его технических характеристик – более 70% флота морально и физически устарело.
Сегодня очевидно, что необходимо уменьшить промысловую нагрузку на водные биоресурсы, в том числе путем стимулирования передислокации рыбопромыслового флота из исключительной экономической зоны России в исключительные экономические зоны других государств, в районы действия международных конвенций по рыболовству и в открытые районы Мирового океана. При этом нельзя забывать и роли прибрежного рыболовства, которое должно обеспечивать интересы местного населения, кормить данный конкретный регион. Это четвертое.
Еще один шаг на пути к эффективному и рациональному пользованию водными биоресурсами – это отказ от системы «одирования» и переход к установлению «экологически допустимых» или «возможных» уловов. В отличие от ОДУ, величина возможного вылова, кроме состояния запаса и научно-обоснованного биологически безопасного уровня изъятия из него (что и есть собственно ОДУ), учитывает и другие характеристики. В том числе – степень хозяйственного освоения, современные возможности рыбопромысловых предприятий по его добыче и переработке, коммерческую ценность, степень изученности и так далее.
Возможный вылов – более гибкий показатель, позволяющий осуществлять регулирование промысла преимущественно комплексом мероприятий организационного характера и ограничениями, отражаемыми в Правилах Рыболовства и других документах нормативного характера в виде: ограничения сроков и районов промысла; количества промысловых судов на промысле; контроля типов и размеров орудий лова; использования элементов «олимпийской системы» при выборе квот; присутствия на борту наблюдателей от науки; полного взвешивания улова, обеспечивающего поступление надежной промысловой статистики; создания единого информационного центра на бассейне.
- Росрыболовство взяло курс на выход в Мировой океан. Готова ли к этому наука? Какие исследования планируется проводить и есть для этого соответствующая база?
- Правительство России взяло курс на сохранение позиций нашей страны в ряду ведущих морских держав в области промышленного рыболовства, возврат к промыслу в открытой части океана.
К сожалению, призывы России и других стран экспедиционного лова о проведении научных исследований и подготовке обоснованных мер регулирования промысла в открытых водах не находят отклика в некоторых странах (Чили, Новая Зеландия, Австралия, которые, используя СМИ или «зеленые» организации, призывают сохранить ресурсы, что в их представлении означает попросту грабительский малоконтролируемый лов или полный запрет промысла в открытом океане). Поэтому основная задача региональных рыбохозяйственных организаций должна заключаться в разработке современных программ изучения водных биоресурсов, всестороннем научном и практическом анализе результатов исследований и выработке на их основе адекватных состоянию экосистем мер регулирования промысла.
Вместе с тем, учитывая растущую конкуренцию и все нарастающую проблему обеспечения населения продовольствием, Правительство РФ приняло Концепцию развития рыбного хозяйства на период до 2020 года, где в качестве одного из главных направлений деятельности отрасли было обозначено возрождение экспедиционного промысла в открытой части Мирового океана и разработка системы его научного сопровождения.
Как известно, Росрыболовство выступило с инициативой учреждения акционерного общества «Государственная корпорация «Росрыбфлот», 100% акций которого будут принадлежать государству. Эта организация при поддержке государства сможет обеспечить эффективную работу российского флота в удаленных районах океана.
Нами уже запланированы научные работы в северо-западной части Тихого океана, в юго-восточной части Тихого океана и в открытой части Атлантического океана. В экспедициях планируется оценить существующие запасы и на основе анализа полученных данных дать рекомендации рыбакам по их освоению.
- Как Вы видите дальнейшую работу научных институтов в сегменте судостроения? За счет чего и каким образом планируется помогать отраслевым НИИ, занимающимся разработкой проектов новых судов? Насколько реально существующими научными силами спроектировать действительно современный флот?
- Я думаю, что строительство современного научного флота не должно осуществляться лишь усилиями профильных научных организаций. Для этой работы мы планируем привлекать судостроительные заводы как в России, так и за рубежом. Проблема не в разработке проектов, а в строительстве судов. Точнее – проблемы в материально-технической базе. Она просто устарела. Мы можем построить каркас, корпус, а начинка – иностранная. Поэтому сотрудничество с иностранными судоверфями – вынужденное условие для развития флота. В том числе и для того, который будет работать в Мировом океане.
- В скором времени научное квотирование останется в прошлом. Готовы ли отраслевые институты к этому? Разработан ли механизм дальнейшей работы рыбацких НИИ?
- На сегодняшний день важной проблемой остается сокращение научно-исследовательского потенциала отрасли, отсутствие специализированного научно-исследовательского флота для проведения исследований и достаточных финансовых ресурсов на их проведение.
Ежегодно на проведение научных исследований и обеспечение деятельности научных организаций из федерального бюджета Росрыболовству выделяется около 1 млрд. рублей (2003 год – 904,8 млн. рублей, 2004 год – 904,8 млн. рублей, 2005 год – 998,0 млн. рублей, 2006 год – 1002,4 млн. рублей и 2007 год – 1048,0 млн. рублей). По нашим данным, потребность в бюджетных средствах на проведение научных исследований и обеспечение деятельности подведомственных организаций составляет около 6 млрд. рублей. Таким образом, ежегодно выделяемые бюджетные средства покрывают менее 20% потребностей институтов. Основная часть расходов финансируется за счет внебюджетных источников, преимущественно за счет прибыли от реализации ВБР.
Принятый порядок финансирования науки за счет реализации водных биоресурсов имеет ряд существенных недостатков. В их числе – переориентация институтов на осуществление коммерческой деятельности (по сути, организация промышленного рыболовства и реализации ресурсов или продукции, добытой в процессе исследований), сокращение и снижение качества исследований в районах, где величина уловов не обеспечивает получения достаточных доходов на содержание собственных или арендованных судов, выделение научным организациям дополнительных объемов водных биоресурсов в целях обеспечения их безубыточной деятельности).
Недофинансирование научных исследований снижает качество и достоверность получаемой информации, что приводит к несоответствию прогнозируемых объемов общих допустимых уловов фактическим объемам ВБР, ошибкам планирования хозяйственной деятельности по их освоению, а также вызывает экономические, социальные и экологические проблемы развития приморских регионов.
В данном случае мы говорим об объеме ресурсов, необходимых для проведения научных исследований. Ситуация складывается таким образом, что практически государство пошло нам навстречу и выделяет финансы для компенсации того ресурсного обеспечения, которое существовало. Естественно, мы понимаем, что без определенных объемов ВБР для проведения комплексных научно-исследовательских работ объективно оценить ситуацию невозможно. Поэтому небольшой процент (0,8 – 1%) у НИИ будет сохранен, что позволит институтам проводить реальные исследования в море. В целом же ресурсное обеспечение останется, только уменьшатся его объемы. В то же время в открытом океане ограничений по объемам ВБР для проведения тралово-акустических съемов не предусматривается.
Те же объемы, которые заберут, будут компенсированы. Хотя в бюджете заложено на 30% меньше средств, чем мы надеялись получить. Вместе с тем необходимо заметить, что по сравнению с предыдущими годами объемы финансирования науки увеличатся более чем в 4 раза.
Сегодня и государство, и рыбаки прекрасно понимают, что без науки не обойтись, потому как только ученые могут сформировать долгосрочную концепцию по рациональному использованию ВБР.
- Одна из острейших проблем отраслевых институтов – кадры. Есть ли программы, направленные на привлечение молодых специалистов? Насколько реально «омолодить» науку?
- С первого января увеличивается минимальная заработная плата. Хотя, в принципе, омолодить науку разовыми решениями невозможно. Безусловно, мы думаем о том, как привлечь молодежь. В институтах, конечно, есть определенные стимулирующие факторы, однако, вероятно, этого не вполне достаточно.
- Вышло положение об Управлении науки и образования. Насколько прописанные задачи соответствуют реальному положению вещей?
- Безусловно, соответствуют. Но, вместе с тем, мы активно работаем над частью постановлений Правительства, которые должны решить многие проблемы, стоящие перед нами. Потому как есть блок вопросов, которые без соответствующих постановлений не могут быть решены – в частности, мы говорим о постановлениях о проведении научно-исследовательских работ, о проведении мониторинга и других направлениях.