- Андрей Анатольевич, пошел второй год с того момента, как Вы возглавили отрасль. За этот период в рыбохозяйственном комплексе страны произошли большие изменения. Одно из последних значимых событий – принятие обновленной Концепции развития до 2020 года. Насколько реально, по Вашему мнению, воплотить эти планы на практике?
- В вашем вопросе содержится интонация сомнения. Понимаете, если к плану относиться не в эзотерическом смысле, а строго с экономико-математических позиций, то собственно он и строится на основе системы конкретных показателей, которые в развитии этапов и способов достижения цели приводят к воплощению задуманного. У меня нет сомнений, что принятый план развития рыбохозяйственного комплекса страны реалистичен и ведет к поставленной цели. Сформулированные задачи вполне по силам отрасли.
Хочу напомнить, что одобрена не только упомянутая вами Концепция. Впервые за все постсоветское время отрасль получила Федеральную целевую программу. Таким образом, рыбохозяйственный комплекс имеет финансовый инструмент выполнения программы развития. Согласен, что переход развития отрасли от экспортно-сырьевого типа к инновационному и развитие на основе сохранения, рационального использования водных биоресурсов и обеспечения конкурентоспособности вырабатываемых отечественным рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг выглядят сегодня, на фоне того, что мы только-только начали выкарабкиваться из системного кризиса, – дерзкими мечтами. Но кто лишал нас возможности ставить перед собой амбициозные задачи? И главное, подчеркну, решать такие задачи!
Развитие рыбного хозяйства будет проводиться в 3 этапа: до 2012 года, до 2017-го и до 2020-го года. В 27 регионах планируется построить или реконструировать заводы по воспроизводству водных биоресурсов, реализовать четыре инфраструктурных проекта для воспроизводства популяций ценных видов водных биоресурсов. Намечено строительство, реконструкция и техническое перевооружение 8 научно-производственных инновационных центров при ведущих рыбохозяйственных НИИ.
Планами предусмотрено строительство 27 научно-исследовательских судов, 8 судов для воспроизводства рыбы, 2 патрульных судов. Уже в ближайшей перспективе, к 2013 году, намеченные меры позволят довести долю отечественной рыбной продукции на российском рынке до 80% против сегодняшних 62,5%.
- Находит ли понимание в министерствах проблема компенсации рыбакам потерь вследствие удорожания топлива? Какие механизмы компенсации Росрыболовство будет предлагать?
- Сегодня тонна дизеля, а именно его использует большинство судов рыбопромыслового флота, обходится вдвое дороже, чем год назад: за это время цены поднялись с 14 до 34 тыс. рублей. Горючее составляет примерно 30-40% от стоимости готовой продукции, при этом отпускные цены на рыбу остались практически на прежнем уровне. Предварительные масштабы потерь, которые понесут рыбаки в текущем году из-за такой дороговизны, — колоссальны.
В этих условиях рыбакам становится невыгодно ловить дешевые виды рыб и заниматься переработкой. Слабое место отечественного рыболовства — низкий уровень технической оснащенности флота, что отражается на топливных затратах.
У нас подготовлен проект постановления Правительства о дотациях на топливо. Мы просим 4,7 миллиарда рублей для рыбаков, которые реализуют рыбу на территории Российской Федерации, но если мы будем только просить и не говорить о модернизации наших судов, то мы можем не найти поддержки. Надо ставить вопрос таким образом: вы просите у государства рубль в виде помощи и на этот рубль – вы будете готовы в течение трех-пяти лет внести свой аналогичный вклад на модернизацию. На строительство нового флота.
- Вступил в силу ФЗ № 333, однако Закон «О рыболовстве» требует дальнейшей доработки. Рыбаки ждут снятия ограничения прибрежного рыболовства 12-мильной зоной, регламента биржевой торговли, принятия Закона «Об аквакультуре» и других нормативных актов. Как сегодня обстоят дела с законотворческой деятельностью в Федеральном агентстве по рыболовству? Насколько активно рыбопромышленники и их ассоциации принимают в ней участие? Достигнуто ли взаимопонимание и плодотворное сотрудничество с соответствующими комитетами Госдумы и Совета Федерации?
В настоящее время рассматриваются очередные изменения Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Росрыболовством разработаны и направлены на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти концепция и проект технического задания на разработку проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Они предусматривают устранение пробелов действующего законодательства в части введения новых критериев определения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, направленных на стимулирование отечественных предприятий, развивающих собственную переработку рыбы и морепродуктов.
Росрыболовство активно участвует в рассмотрении и согласовании законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленного членами Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.
Законопроект находится в активной работе. Весьма важным является трактовка термина прибрежное рыболовство, которое упущено в Федеральном законе № 333. Промышленное рыболовство в новой редакции статьи 20 «осуществляется зарегистрированными в соответствующем субъекте Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями».
Представляется также актуальным конкретизация терминов аквакультура и товарное рыбоводство. Законопроект уточняет полномочия в области организации и регулирования рыболовства, передаваемые субъектам Российской Федерации. Все это должно соприкасаться с уже введенной нормой, предусматривающей новый порядок предоставления рыбопромыслового участка для вылова анадромных рыб, с возможностью использования оборота долей в качестве залога при оформлении кредитов. В конечном итоге документ более активно будет способствовать эффективному развитию промышленного рыболовства.
Повсеместная добыча водных биоресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны страны по квотам прибрежного рыболовства может отрицательно сказываться на состоянии запасов различных промысловых стад, обитающих за пределами территориального моря. Следовательно, расширение 12-мильной зоны для освоения прибрежных квот (в тех или иных районах промысла) требует четкой аргументации с учетом, как биологии пространственного распределения водных биоресурсов, так и социально-экономических особенностей конкретного региона.
Росрыболовству и нескольким федеральным министерствам было дано поручение разработать и в августе внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «Об аквакультуре». Мы не поддержали рассмотренный вариант, так как в нем не отражены все вопросы, связанные с искусственным воспроизводством водных биоресурсов и пастбищным рыбоводством, с марикультурой.
Что касается биржевой торговли рыбопродукцией, то Росрыболовством разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке реализации водных биологических ресурсов и продуктов их переработки на товарных биржах». В частности, устанавливается, что реализация водных биологических ресурсов, добытых при осуществлении промышленного рыболовства, и продуктов их переработки осуществляется на товарных биржах, прошедших государственную регистрацию и имеющих лицензию на организацию биржевой торговли. Напомню, что сейчас идёт подготовка закона о биржах и биржевой торговле. То есть наши планы необходимо корректировать и совмещать с реалиями в этом секторе экономики.
Задача совершенствования правового регулирования рыбной отраслью остается одной из приоритетных.
Большое участие и значительную помощь в разработке и доработке нормативных правовых актов оказывают различные отраслевые ассоциации и союзы.
Отмечу участие Ассоциации добытчиков минтая, а также региональных рыбохозяйственных ассоциаций и союзов Севера, Приморья, Сахалина, Камчатки…
Вместе с тем, необходим процесс объединения еще пока недостаточно сплоченных организаций рыбной отрасли. Это позволит рыбохозяйственному комплексу более эффективно отстаивать интересы отрасли на всех уровнях власти, а также обеспечит единство целей и задач рыбного хозяйства. Поделюсь тем, что в ближайшие планы Росрыболовства входит создание Общественного совета Федерального агентства по рыболовству.
- На каком этапе сейчас находится процесс создания государственной корпорации ОАО «Росрыбфлот», какие трудности возникают на пути ее формирования? Успеют ли российские рыбаки вновь заявить о себе в Мировом океане до окончательного разделения мировых запасов ВБР?
- «Росрыбфлот» будет государственным акционерным обществом на базе Архангельского тралового флота и Мурманского рыбного порта, в которых 100 процентов акций принадлежит государству. Ему будет поручено вернуть наши рыболовные суда в Мировой океан. Сейчас идет проработка проекта на уровне правительственной комиссии по рыбохозяйственному комплексу. «Росрыбфлоту» будут переданы 27 судов (филейные траулеры типа «Стеркодер» и ярусоловы), которые построены под гарантии России и на правах оперативного управления находятся у компаний «Акрос», «Сахалинлизингфлот», «Сахрыбакколхозсоюз». Дело в том, что государство, передав им суда, рассчитывало, что они будут платить проценты по кредиту. Но компании долгие годы не обслуживали кредит. И мы приняли решение вернуть флот государству. Оно само рассчитается с банком, который держит этот долг.
«Росрыбфлот» должен будет «застолбить» наше право на ресурсы в тех районах океана, где мы работали в 70-80-х годах. Ведь там действует тот же исторический принцип, что и у нас: если не ловите, то теряете это право.
Мировой океан вместе с аквакультурой может дать порядка 115 млн тонн улова. Максимум через 20 лет все его районы, где есть промышленный объем рыбы, будут поделены между странами. Мы должны восстановить там свое присутствие.