Журнал «Fishnews»
Дмитрий ДАНГАУЭР, генеральрый директор "Русской рыбной компании"

Насыщение рынка далеко от идеального

Россия заинтересована в создании условий для формирования развитого внутреннего рынка рыбной продукции. О рыночных тенденциях и предпочтениях покупателей «Fishnews – новости рыболовства» беседуют с генеральным директором «Русской рыбной компании» Дмитрием ДАНГАУЭРОМ.

- Одним из показателей качества жизни на современном этапе является уровень потребления рыбы и морепродуктов населением. В связи с этим можно ли говорить об устойчивой тенденции роста потребления морепродуктов в России?

- Да, на сегодняшний день в России отмечен рост потребления рыбы и морепродуктов. Сейчас называются различные цифры: от 10% до 25% роста в год, по моему ощущению, это 17-20%. Данная тенденция обусловлена растущим благосостоянием российского общества. Также надо учитывать, что рыба – это наиболее экологичный и здоровый источник белка.

- На что сегодня помимо цены ориентируется покупатель в первую очередь? Или все-таки ценовой показатель – все еще основополагающий для большинства потребителей?

- Наиболее зависимыми от цены остаются наиболее бюджетные сорта рыб. В этом случае, вы правы, цена является определяющем фактором при совершении покупки. Но последние несколько лет мы наблюдаем тенденцию, когда самыми большими темпами растет потребление дорогих деликатесных сортов рыб. В данной категории определяющим фактором являются вкусовые предпочтения потребителей, нежели ценовой аспект.

- Какие изменения в предпочтениях Вы отмечаете на внутреннем рынке? Являются ли эти предпочтения характерными исключительно для россиян?

- Опережающий темп роста потребления приходится не на цельнозамороженную рыбу, а на различные виды филе, которые не требуют значительной переработки. Мы давно отметили эту тенденцию и активно разрабатываем это направление. Так, в 2007 году под собственной торговой маркой мы запустили в продажу филе хека, пангасиуса, тилапии, минтая. Этот ассортимент мы энергично продвигаем в федеральные и региональные торговые сети.

- В прессе идет активное обсуждение роста цен на топливо, что, по мнению многих, приведет к увеличению стоимости рыбы. Как вы считаете, отразится ли это на спросе на рыбу и морепродукты?

- Основной объем потребляемой рыбы все-таки приходится на недорогие столовые сорта. Я не думаю, что потребление в данном сегменте сократится, так как дорожают все продукты питания.

- Готовы ли отечественные потребители к новым видам продукции, насколько производители способны влиять на выбор и предпочтения?

- Насыщение нашего рынка настолько далеко до идеального, что появление на прилавках новых видов рыб находит живой отклик у российских покупателей. Если мы обратимся к зарубежному опыту, то увидим, что, например в Японии, очень популярен тунец. Считаю, что потребление тунца имеет также очень серьезный потенциал в России. В целом, население нашей страны из потребляющей самые дешевые сорта рыб переходит в состояние, при котором возникает возможность покупать дорогую рыбу.

- Наличие у нашей страны сырья – это наше стратегическое преимущество, которое мы до сих пор не научились правильно использовать. Ведь правильная организация отраслевой структуры даст возможность быть не только ведущей державой по добыче, но и одним из лидеров по рыбопереработке. Это значит десятки, сотни тысяч новых рабочих мест и колоссальный доход от добавочной стоимости, которая должна оставаться в нашей стране, а не уходить, например в Китай. Поэтому мы поддерживаем шаги, которые предпринимает наше государство в этом направлении.

В структуре Группы компаний «Русское море», куда входит «Русская рыбная компания», есть современный рыбоперерабатывающий завод, в ассортиментную линейку которого входит более 80 наименований. Осенью этого года «Русское море» представит ряд новинок. Мы понимаем необходимость развития производства готовой рыбной продукции внутри страны и постоянно работаем над развитием нашего производства.

- Если мы с каждым годом увеличиваем потребление рыбы, не съедим ли мы всю рыбу мирового океана?

- Выловы каждого вида рыб регламентируются межгосударственными соглашениями. За каждой популяцией наблюдают научно-исследовательские институты. Если популяция начинает страдать, то на вылов накладывается мораторий, который действует до полного восстановления вида. Так происходит в данный момент с мойвой. К тому же во всем мире активно развивается аквакультура. Важность этого направления понимаем и мы. В 2007 году Группа компаний «Русское море» приобрела Сегозерское форелеводческое хозяйство. Сейчас на этой базе создается современное хозяйство по выращиванию радужной форели. В начале этого года мы уже поставили радужную форель в торговые сети. Так что в данном случае я достаточно оптимистично смотрю в будущее.

- В чем, на Ваш взгляд, кроется причина успеха «Русской рыбной компании»?

- В первую очередь, это преданность своему делу и наличие команды единомышленников, которая на протяжении 10 лет шаг за шагом развивала этот бизнес.

«Русская рыбная компания»:

www.rusfishcom.ru

Александр ИВАНОВ, Журнал "Fishnews - Новости рыболовства"

  • Дмитрий ДАНГАУЭР, генеральрый директор "Русской рыбной компании"
  • Насыщение рынка далеко от идеального