Газета «Рыбак Камчатки»

Борьба будет успешной, если создать в стране неудобные условия для развития коррупции

Интервью губернатора Камчатского края Алексея Кузьмицкого.

– Вы недавно вернулись с представительного совещания, проходившего в Дальневосточном округе и посвящённого борьбе с коррупцией. Что из него почерпнули?

– Да, 2 декабря в Благовещенске состоялось заседание Совета при полномочном представителе президента РФ в ДФО, на котором рассматривался вопрос о ходе работы по организации исполнения национального плана противодействия коррупции.

Должен отметить, что мы выгодно отличаемся от других дальневосточных субъектов в организации этой работы. Так, мы одни из первых утвердили положение и методику проведения экспертизы проектов правовых актов Камчатского края на коррупциогенность. И уже с 1 октября эта экспертиза проводится. На прошлой неделе на очередной сессии был принят закон «О противодействии коррупции в Камчатском крае». Осенью у нас создан Совет по противодействию коррупции. Работает комиссия по рассмотрению заявлений граждан по досудебному обжалованию действий, решений органов исполнительной власти, их должностных лиц.

Проводится анализ публикаций в СМИ, заявлений и обращений граждан о фактах коррупции со стороны гражданских и муниципальных служащих, опросы общественного мнения.

Кроме того, будет оказываться содействие общественным объединениям предпринимателей в организации просветительской работы среди субъектов предпринимательства. Это проведение и «круглых столов», и семинаров, и консультаций.

– Вы сегодня – аккумулятор всех мер и способов борьбы с коррупцией. Что делается сейчас в этом плане?

– Хотел бы уточнить: я возглавляю Совет по противодействию коррупции. Но кроме нашего Совета этой работой в регионе занимаются и другие органы. Так, в прокуратуре создана постоянно действующая межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции, разработаны и реализуются ведомственные планы.

5 ноября состоялось первое заседание Совета по противодействию коррупции с участием руководителей территориальных федеральных органов, где был рассмотрен план мероприятий, выработаны общие подходы к его выполнению. По результатам в наш план будут включены мероприятия, реализация которых возможна совместно с территориальными федеральными органами.

У нас образованы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению чиновников и урегулированию конфликта интересов. Ведь одной из действенных мер борьбы с коррупцией, на мой взгляд, является повышение ответственности государственных гражданских служащих. Это направление работы будет оставаться приоритетным в нашей дальнейшей деятельности.

Но необходимо отметить, что основным в работе исполнительных органов власти является упреждение коррупционных проявлений. А правоохранительные органы и прокуратура должны заниматься непосредственно выявлением и пресечением фактов коррупции.

Борьба с нею – это комплексная кропотливая работа, которая должна начинаться с момента поступления молодого специалиста на службу в органы государственной власти. Нужно с самого начала прививать ему чувство ответственности за доверенный участок работы.

По мере карьерного роста чиновник будет использовать эти полезные навыки. Также должна быть реальная система стимулирования, система оплаты труда госслужащих. Я не имею в виду большие зарплаты. Чиновник должен получать заработную плату не за то, что он просто ходит на работу, а за реальные результаты своего труда, за профессионализм, продвижение новых методов и подходов к выполняемой работе, за высокую её эффективность.

– Не могли бы вы объяснить, что такое «коррупция», чтобы люди могли точно определить, с чем они могут столкнуться при обращении к власти. И куда сообщать, если человек уверен, что у него вымогают взятку?

– Полное определение коррупции дано в федеральном законе. Если кратко, то коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование служебного положения в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или третьих лиц.

Если у человека вымогают взятку, необходимо обращаться в УВД или прокуратуру. В правительстве края установлен «телефон доверия», по которому может обратиться каждый гражданин, его номер – 42-03-71. А в ближайшее время в органах исполнительной власти будут установлены специализированные ящики для обращений граждан по вопросам коррупции.

– Существуют планы, которыми предусмотрены меры по борьбе с коррупцией. Но будут ли они выполняться, если составляются властью, которая сама подвержена коррупции? Получается, что чиновникам предложено бороться самим с собой. Привлекаются к этой борьбе общественные организации?

– На мой взгляд, власть и коррупция – понятия не тождественные. Плохо, что в нашей стране сложился такой имидж чиновников. Но нередко граждане говорят, что вот, мол, у нас беда с коррупцией, а сами же поощряют это явление. Причём, на любом уровне – начиная от оформления простой справки где-нибудь в ЖЭУ и заканчивая получением разрешений, лицензий.

Мы пытаемся организовать всю работу краевого правительства на принципе взаимодействия власти и общества. Привлекаем общественность к обсуждению проектов управленческих решений, принимаем меры для повышения прозрачности деятельности органов власти.

Вы знаете, что 29 октября были проведены первые публичные слушания по проекту краевого бюджета. Слушания вызвали большой интерес у общественности, все желающие смогли принять в них участие и внести свои предложения. Нами уделяется большое внимание и повышению информированности населения о деятельности краевого правительства. А при приёме на государственную службу к работе конкурсных комиссий привлекаем независимых экспертов.

В будущем эта работа будет продолжена. И я призываю всех граждан к активному участию в деятельности комиссий, созданных в правительстве Камчатского края.

– Считаете ли вы необходимым в процессе борьбы с коррупцией и взяточничеством прибегать к помощи полиграфа (детектора лжи)? Известно, что в крае он есть, но будет ли задействован, как в других регионах России?

– Я знаю, что полиграф используется в мэрии Казани. При приёме на работу каждый чиновник проходит испытание. И сообщается о том, что такое тестирование неплохо работает. Думаю, что это неплохой способ проверки на честность. В УВД Камчатского края есть такое оборудование, но, насколько я знаю, полиграф всего один и работы у него хватает. А мы пока не можем позволить себе такую роскошь – покупку дорогостоящей аппаратуры.

– Не получится ли так, что в результате борьбы с коррупцией пострадают «мелкие сошки», а более крупные взяточники останутся безнаказанными?

– Для того, чтобы избежать этого, необходимо консолидировать все здоровые силы нашего общества – власти, бизнеса и общественности. И каждый гражданин, зная свои права, не должен оставаться равнодушным к проявлениям коррупции. Если создать в стране неудобные условия для развития коррупции, то эта борьба будет успешной.

– А вы в своей жизни сталкивались с проявлениями коррупции?

– С откровенными фактами коррупции сталкиваться не приходилось. Но я думаю, что вас больше интересует, предлагают ли мне взятки? Нет. А почему? Не даю поводов и не собираюсь.

Вопросы задавал Максим ТРУШ.