Газета «Рыбак Камчатки»

Лучше меньше да лучше?

В Советском Союзе верхом престижности для любого производителя товаров и услуг был тот факт, что его продукция выставлялась на самой главной выставке страны – ВДНХ. Собственно, большинство граждан в те времена ни о каких других выставках и не слышали. Да и сертификатный знак – показывающий, что товар не просто товар, а «супер-пупер», – был один: пресловутый Знак качества. Сейчас эмблемок на банках, коробках и упаковках с товаром – как грязи, а выставок проводится видимо-невидимо. Не успевает закончиться одна – глядишь, уже надвигается следующая. Хорошо это ли плохо? И для чего вообще нужно такое обилие всевозможных экспозиций?

Выгода организаторов, думаю, понятна всем. За возможность красиво разложить свою продукцию в выставочном павильоне участники платят деньги. На местном уровне суммы небольшие, а вот если речь идёт о международной или общероссийской, тут взнос участника может доходить до нескольких тысяч евро. Прибавьте сюда расходы на командировочные, проезд, организацию всяческих фуршетов, кофе-брейков и дегустаций… В итоге общая сумма за участие фирмы в крупной выставке сопоставима с годовой зарплатой крупного менеджера. Но «стоит ли овчинка выделки»?

Вот мнение начальника отдела реализации колхоза имени В.И. Ленина Е.В. Гривской:

– Мы относимся к участию в различных выставках с осторожностью и ездим на них нечасто. В последний раз, если не ошибаюсь, делегация колхоза участвовала в крупной выставке в Германии в 2006 году.

У нас другие задачи – развивать производство, наращивать мощности. Для этого мы покупаем суда, осваиваем новые виды продукции и стараемся, чтобы всё, что производится на нашей рыбоперерабатывающей фабрике, было высочайшего уровня. Наша рыба и консервы и без выставок пользуются огромным спросом. Об этом свидетельствует и тот факт, что когда на Камчатку приезжал с визитом советник Испании в РФ Хосе Луис Пас, он после ознакомления с ассортиментом нашей продукции лично встречался с председателем колхоза В.З. Драчёвым и пригласил его в гости для установления дальнейших контактов. У колхоза им. В.И. Ленина есть партнёры в Германии, Израиле, на Украине и в странах Балтии.

Мы самостоятельно ищем рынки сбыта и новых покупателей. И я считаю, что для этого совсем не обязательно ездить выставляться. По большому счёту, ни в плане рекламы, ни в плане продвижения продукции эти выставки ничего нам не дают.

То, что камчатские рыбопромышленники теперь ездят на специализированные выставки гораздо реже, чем в прежние годы, подтверждает и Т.В. Попович, заместитель директора Камчатского центра научно-технической информации (ЦНТИ). По роду деятельности ей постоянно приходится посещать выставки и формировать делегации. Вот её мнение по этому вопросу:

- Сейчас ездят мало. Может, в следующем году соберём делегацию для участия в «ПродЭКСПО». Но и это под вопросом. Впрочем, при такой нестабильности в стране в этом нет ничего удивительного. Вот недавно вроде хотел поучаствовать в одной из выставок Камчатрыбпром, да и расхотел.

Не участвует в выставках Акрос: в прежние годы из-за трений с областной администрацией и губернатором, а нынче по неизвестным причинам. Колхоз имени В.И. Ленина сначала собирался принять участие в «РыбпромЭКСПО-2008», а потом передумал.

Впервые в этом году не принял участие в выставке «Тертей».

Я думаю, они разочаровались. Да и потом, какой смысл участвовать, если таким крупным в масштабах края известным компаниям не выделяют квот?

Складывается впечатление, что их просто пытаются «задавить». Вот раньше фирма «Полесье» выпускала замечательные консервы из краба варёно-мороженного. Сейчас их не делает. Нет сырья. Компания «Берег» выпускала икру в стеклянной баночке. Тару заказывали в Германии, этикетку разработали оригинальную, крышку. Выпускали в картонной упаковке по 6 баночек. Эта продукция вызывала восхищение у всех, кто её видел. И где она сейчас? Нет её. Или вот помните фирму «Хит компании»? Та же история.

С другой стороны, мне кажется, во главе рыбных фирм раньше стояли патриоты нашей Камчатки. Как ни тяжело им было, в самые сложные времена они все же понимали, что такое честь области и нашей рыбной продукции. Сегодня к руководству пришли другие люди, более прагматичные.

Патриотизм и продвижение родного края, безусловно, дело нужное. Но должны ли этим заниматься производители? Скорее, это одна из задач краевого правительства. Между тем министерство рыбной промышленности не приняло участия ни в последней «РыбпромЭКСПО», которая проходила в Москве в конце ноября, ни в других выставках, проводившихся ранее. По словам его сотрудников, нынче кураторством выставок занимаются не они, а министерство промышленности и инвестиций. К тому же, ни в бюджете нынешнего года, ни следующего не предусмотрены средства для поездок на какие-либо выставки.

Нельзя не отметить и тот факт, что падает престиж рыбных выставок в целом. В прежние годы была очень сильная и хорошо подготовленная выставка в Санкт-Петербурге «ИНРЫБПРОМ». Для её проведения ещё в далеком 1968 году в гавани на Васильевском острове на площади 18,5 га по распоряжению Совета Министров СССР был возведен выставочный комплекс из пяти павильонов по 2 750 кв. м каждый и сметной стоимостью 3 млн. руб. (это на те, ещё советские деньги). В первой выставке, проходившей с 6 по 20 августа 1968 г, приняли участие 267 иностранных фирм из 23 стран и 150 советских предприятий. У причалов морского вокзала стояло 18 судов из СССР, ГДР, Польши, Англии. По статистическим данным, на «ИНРЫБПРОМ-68» было продано около 700 тыс. входных билетов.

После перестройки и развала Союза значимость данного мероприятия и количество его участников стали снижаться. А в 2002 тогдашний председатель ГК РФ по рыболовству Е.И. Наздратенко издал приказ ГК РФ по рыболовству № 339 от 30.10.01 г. о проведении в павильоне № 38 Всероссийского выставочного центра в Москве первой международной рыбопромышленной выставки «Рыбные ресурсы-2002».

На пресс-конференции по случаю её открытия Евгений Иванович заявил, что «проведение международной выставки в Москве не случайно, а экономически и политически обусловлено тем, что Москва – самый ёмкий потребительский рынок страны и крупнейший европейский оптовый пункт. Кроме того, именно в столице сконцентрирован ведущий потенциал отрасли. Не так давно с Ю.М. Лужковым достигнута договорённость о создании в Москве муниципального специализированного рыбного рынка, который будет способствовать снижению цен на продукцию за счёт сокращения пути рыбы до стола покупателя».

Сейчас, спустя годы, ясно, что и Евгений Иванович и Юрий Михайлович, создавая новую выставку, меньше всего пеклись о снижении цен и сокращении пути рыбы к потребителю. Как говорят, « и ежу понятно», какие именно они преследовали личные цели и насколько хорошо бывший председатель Госкомрыболовства разбирался в проблемах вверенной ему отрасли, если публично заявлял, что ведущий её потенциал сконцентрирован в пределах Садового кольца.

В результате же получилось, что одну выставку – всемирно признанную – изничтожили, а другую, равную прежней, создать так и не смогли. Не с того ли момента и начался отсчёт падения доверия к рыбным выставкам в целом?

Восстановить его можно, мне кажется, лишь одним способом: сократив общее количество всевозможных выставок по рыбной тематике и этим увеличить значимость оставшихся. Вот только как это сделать?

Людмила ПЛЕТНЕВА.