Акросу не страшен кризисПрошлый год был непростым для рыбной отрасли Камчатки – её трясли конкурсы на закрепление рыбопромысловых участков и долей в промышленном рыболовстве, поправки в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», финансовый кризис. Как удавалось одному из крупнейших рыбопромышленных предприятий полуострова ЗАО «Акрос» не только не пойти ко дну, но и с честью выдержать все «шквалы», рассказывает генеральный директор предприятия В.Б. Воробьёв. |
– Валерий Борисович, с какими экономическими показателями встречает Акрос Новый год?
– Окончательно итоги будут подведены позднее. Но всё же можно сказать, что 2008 год для нашего предприятия оказался тяжёлым. Это было связано с ростом цен на дизельное топливо и мазут. В составе себестоимости затраты на топливо по разным типам судов предприятия составляли от 30 до 50 %. В связи с этим по итогам 9 месяцев Акрос имел убытки. Но из-за падения цен на нефть, следом за которыми поползли вниз и цены на топливо, в сентябре-октябре затраты на его приобретение стали снижаться. Поэтому в целом по итогам года предприятие ожидает получить прибыль.
– Как при этом на его деятельности сказался мировой финансовый кризис, ведь многие представители бизнеса заговорили о том, что прибыль будет резко сокращаться?
– Сейчас мы, к сожалению, не можем реализовать уже произведённую и даже отгруженную продукцию. Это связано с тем, что из-за финансового кризиса покупатели не могут получить кредиты на её приобретение. Поэтому у нас скопилось большое количество нереализованной рыбопродукции. А это – неполученные доходы, неплатежи поставщикам топлива, промвооружения, снабжения и т.д. Но у нас нет больших долгов перед ними – мы смогли удержаться и даже рассчитываем на прибыль.
Хотя можно было сработать и лучше. К сожалению, несмотря на принимаемые меры со стороны руководства Акроса, не удалось обеспечить эффективную эксплуатацию 12 ярусоловов, которые были переданы нашей дочерней компании ООО «Камчатка-Восток». Это произошло из-за отсутствия квот. Самое обидное, что в результате незаконного подхода к их распределению со стороны федеральных органов и региональной власти значительная часть камчатских «прибрежных» квот не была выбрана. А наши ярусоловы, которые могли бы в этом деле помочь, в частности, освоить тресковые лимиты, большую часть времени в этом году простояли в порту.
– Краевые власти постоянно призывают рыбопромышленников полуострова как можно больше осваивать лимитов, чтобы в последующем их не потерять. Что для этого делает Акрос?
– Мы купили квоты на треску, минтай, сельдь у многих камчатских предприятий, в том числе и расположенных на территории Корякского округа, из которых 3 000 тонн – для ярусоловов. Все квоты уже практически освоены – ярусоловы сейчас добирают в прибрежной зоне последние десятки тонн квот, приобретённых на коммерческой основе. В этом году нам это удалось. К сожалению, в следующем году законодательство этого не позволит – с 1 января 2009 года 12 ярусных судов не смогут работать на рыбном промысле, поскольку Закон «О рыболовстве…» запрещает эксплуатацию судов, принадлежащих иностранным собственникам. Сложился своего рода парадокс. Российское правительство в своё время дало гарантии немецкому банку, что построенные за счёт немецкого кредита ярусоловы будут обеспечены квотами, оплата за которые не будет взиматься (как и налоги, и пошлины) до окончания выплат по кредиту. Но с первого же дня работы этих судов было кабальное налогообложение, много квот пришлось покупать, а с 2001 по 2003 годы все они приобретались на аукционах. Поэтому, естественно, свободных средств у предприятия для выплат по кредиту не было. В соответствии с постановлениями правительства, изданными в 2001-2002 годах, министерствам и ведомствам было поручено решить вопросы по реструктуризации задолженности по кредитному соглашению.
К сожалению, прошло уже 8 лет, но государственные органы так и не решили эти вопросы, своей бездеятельностью нанося значительный ущерб федеральному и краевому бюджетам. И пока не решится вопрос о передаче их в российскую собственность, ярусоловы будут стоять у причала. Как только эта проблема будет снята, суда смогут выйти на прибрежный промысел.
– Но здесь их ждёт «сюрприз» – требование поправок в ФЗ «О рыболовстве…» сдавать прибрежные уловы на территорию субъекта федерации. Готов ли Акрос к этому?
– Здесь будет много вопросов. Возможно, мы придём или к изменениям в Закон о рыболовстве, или перераспределению квот, поскольку декларации о том, что Камчатка готова переработать на берегу сотни тысяч тонн, оказались блефом. Те, кто получил «прибрежные» квоты, не смогут доставить уловы на берег из-за его неготовности. Использовать ярусоловы только для вылова и поставки на берег неразумно и нецелесообразно – ведь они могут не только добывать, но и перерабатывать рыбу. И качество продукции, произведённой на береговых предприятиях, где зачастую стоит старое морозильное оборудование, не сравнить с продукцией, выпускаемой на ярусоловах, где установлены современные технологические комплексы, благодаря которым суда имеют возможность выпускать продукцию самого высокого качества и соответствующую мировым требованиям. Поэтому нас не страшит ситуация с введением технического регламента, поскольку мы ещё «вчера» были к этому готовы – давно предъявили суда на соответствие всем европейским и американским требованиям, так как уже многие годы поставляем свою продукцию в эти страны.
– Ваша продукция пользуется неизменным спросом и у камчатцев. Не думаете о расширении сети магазинов?
– Мы постоянно работаем над расширением наших точек сбыта, чтобы сделать их ближе к густонаселённым районам Петропавловска. Надеемся, что администрация краевой столицы выполнит договорённости об этом. Кроме того, обсуждается программа расширения ассортимента, поставки в торговые точки предприятия рыбопродукции, уже расфасованной в более мелкую упаковку.
– Что ждёт предприятие в наступающем году?
– Сейчас у нас нет задолженности по зарплате перед рыбаками, работниками береговых предприятий. Эту традицию мы сохраним и в следующем году. Руководство будет стараться любыми законными способами поднимать эффективность работы флота, который надо обеспечить всем необходимым снабжением и квотами, чтобы успешно начать работу в новом году.