«Я просто делаю свое дело»31 декабря исполнилось 75 лет старейшему работнику ООО «Корякморепродукт», рефмеханику БМРТ «Данко», Владимиру Александровичу САТЮКОВУ. |
Недаром крылатой стала фраза: «Кадры решают все». Дорогого стоит преданность человека своей организации и своему делу. Это понимают и в руководстве ООО «Корякморепродукт», поэтому с особой гордостью здесь говорят о Владимире Александровиче Сатюкове, рефмеханике БМРТ «Данко», утверждая, что он, несмотря на возраст, «все еще рвется в бой». Совсем недавно, 31 декабря, Владимир Александрович отметил свое семидесятипятилетие. Руководство «Корякморепродукта», коллеги, родные и друзья искренне поздравляют его с юбилеем, прежде всего, обращаясь с пожеланиями здоровья и долголетия.
А здоровье нашему герою еще понадобится. Подрастают двое внуков, «Родик и Колька», как ласково зовет их дед, которым необходима его поддержка. На берегу всегда ждут его возвращения дети и жена. Правда, сейчас у детей собственные семьи, взрослые заботы, однако, на помощь родителей они всегда могут положиться. Вот и продолжает в свои 75 лет Владимир Александрович работать, не жалуясь на судьбу. Удивляется только, как незаметно промчались годы.
Трудовой стаж Владимира Александровича измеряется десятилетиями. Шли годы, менялся строй, менялись места работы, но его преданность своему делу оставалась неизменной.
- Владимир Александрович, 75 лет – цифра значительная, и из них более 50 лет Вы отдали морю…
- Никогда не думал, что столько проживу, – улыбается Владимир Александрович. – Есть, что вспомнить, о чем рассказать внукам. Хотя на флот я попал случайно: служил в Приморском крае, а во Владивосток приехал, чтобы дождаться брата и вместе с ним отправиться домой, на Волгу. Устроился кочегаром на пароход «Кильдин». Ушел в море, а, вернувшись с путины, узнал, что брат погиб.
Пришлось задержаться во Владивостоке, из кочегаров был переведен в рефмашинисты, да так и остался здесь.
11 января исполнилось 50 лет с того дня, как В. А. Сатюков демобилизовался и приехал во Владивосток (прим. «РП»).
- Как ваши родные отнеслись к тому, что вы оказались так далеко от дома?
- Родился я в Рыбинске, отец погиб, когда мне было девять лет, а мама… волновалась, конечно, а что делать? Я ведь не сразу приехал на Дальний Восток, постепенно отдалялся от родных мест.
Нельзя сказать, что детство В.А.Сатюкова было безоблачным, однако поводы для радости всегда находились. В военные годы, благодаря усилиям матери дети выжили (кто знает, что ей пришлось пережить), получили возможность учиться дальше. В 1950 году наш герой окончил Рыбинское речное училище и по распределению попал в Таллинн. Там проработал пять лет, и продолжил бы работать, если б не вышел приказ маршала Жукова, по которому молодые люди, «переростки», должны были отправляться служить.
«Тогда всех, эстонцев, латышей, русских собрали и отправили в Ленинград, а оттуда мы больше месяца добирались до места назначения, – вспоминает Владимир Александрович.- Состав в 1500 человек. Знаете, заключенных перевозят в вагонах, и у нас такие же были, только без решеток. Так я попал в Ленинград, а оттуда – в Приморский край, в Бикин, там служил около года, а потом еще два с половиной на Пушкинском военном полигоне».
В семье Сатюковых было восемь детей, шестерых мать вырастила. Все разъехались по стране, кто куда. Кто в Ленинград, кто в Ярославль. Старший брат жил в Калинине. Писали друг другу письма, встречались, когда приезжали погостить к матери. А после не стало возможности видеться.
«Раньше я даже на свою пенсию мог купить билет на самолет, пенсия у меня была 132 рубля, а билет до Москвы – 117 рублей. Потом уже никто не мог себе такого позволить», – рассказывает Владимир Александрович.
- Какие же испытания судьба приготовила молодому человеку в чужом городе, впервые оказавшемуся на борту судна?
- Первые рейсы было трудно, – делится воспоминаниями юбиляр, давно привыкший к запаху моря и подчас неожиданным сюрпризам гордого Нептуна, – очень сильно укачивало, как и многих, наверное, потом постепенно привык. Всякое бывало, работа, она и есть работа, нельзя сказать, что в ней самое трудное, разделить ее на части.
Бывали, конечно, случаи, когда приходилось и поволноваться. Попадали мы в шторм.
Представьте: ночь темная, мертвый пароход, ничто не работает. Испугались здорово, тряслись все, старались двигатели завести, а когда первый двигатель заработал, закричали «Ура!».
Однажды напарник подвел. Меня ночью механик разбудил и говорит: «Володя, вставай. Там все белое!». А у нас 5 компрессоров, 2 из них были залиты аммиаком, оба стучали. Три дня пришлось восстанавливать. Ничего, справились, пережили.
И в Северо-Курильске ломались… много чего вспомнить можно, жизнь длинная. Но особенно героического тут ничего нет, просто каждый делал свое дело».
Так, наверное, и должно быть. Каждый человек должен стремиться как можно лучше выполнять свою работу, а потомки рассудят, кто прав был, а кто нет.
Первая запись, которую можно найти в трудовой книжке Владимира Александровича: «Служба в Советской Армии с 23 октября 1954 по 2 января 1958 года».
29 января 1958 года – «Зачислен на должность кочегара первого класса на пароход «Кильдин»». Потом будут еще другие записи, поощрения и награды за верную службу. А на мое удивление числу благодарностей в трудовой книжке, Владимир Александрович ответил просто и незатейливо: «Я в чужие трудовые книжки не заглядывал, у всех, наверное, так».
Да нет, Владимир Александрович, не у всех. Не все верны однажды, в самом начале трудового пути, выбранному делу.
- Да ничего особенного тут нет, – снова заявляет В. А. Сатюков, – работают же люди и на заводах всю жизнь. Затягивает человека это. Я думал – год отработаю, вернусь на родину. Ко всему человек приспосабливается. Привыкаешь…По пять лет ходил на китобазах, тридцать шесть лет проработал в Дальморепродукте, и продолжал бы работать, если бы все «не поразвалилось».
Вновь и вновь возвращается к больной для себя теме Владимир Александрович. Для его поколения развал страны и тяжелые постперестроечные годы явились нелегким испытанием. Болит сердце за утраченную мощь гигантов рыбной индустрии «Дальморепродукт» и «Востокрыбхолодфлот», которым отдано много лет кропотливого и отнюдь не легкого труда. Бередит душу плачевное состояние отрасли, в которую до сих пор приходится вкладывать силы, вспоминая прошлое и надеясь на будущее.
«Организации меняются, а работа – она одна и та же, – отмечает наш герой. – В 8 часов принимаешь вахту и до 12 следишь, чтобы все механизмы нормально работали, ремонтируешь, если где что нужно. А потом, вечером, с 20 до 24 часов все сначала».
При таком графике и той ответственности, которая лежит на должности рефмеханика, трудно себе представить наличие разнообразного досуга.
«Здесь главное успеть отдохнуть, силы восстановить, – подтверждает Владимир Александрович. – Книги, например, читаю «все подряд», какие найдутся, чтоб отвлечься.
А с морем мне случилось однажды расставаться, – вспоминает В.А. Сатюков. – Когда на пенсию вышел, в 55 лет. Потом по семейным обстоятельствам снова пришлось вернуться на работу».
«Семейные обстоятельства» действительно не дают скучать. Несмотря на свой солидный возраст, Владимир Александрович по-прежнему основной кормилец и опора семьи.
Сейчас у него двое детей, сын и дочь. Двое внуков, Коля и Родион. Младшему недавно исполнилось год и три месяца. «Когда в последний раз в море уходил, он трехмесячный был, мы с ним сфотографировались, потом его родители домой отвезли, – с радостью рассказывает Владимир Александрович, еще раз подтверждая народную мудрость, что «внуки – это всегда больше, чем дети».
- С женой мы живем в частном доме, в Уссурийске. Как работа заканчивается, спешу домой, стараюсь сначала по хозяйству помочь, дров нарубить. Скучать и на берегу некогда. У нас небольшое подсобное хозяйство – надо его обрабатывать. Если в море ухожу надолго, с собой беру домашние соленья: огурцы, помидоры».
А рыбацкая жизнь такова, что разлука с домом исчисляется месяцами, за это время многое меняется. Приходишь из рейса – внук уже ходит, в следующий раз возвращаешься – уже разговаривает.
«Самый длительный срок работы в море, что у меня был, – 14 месяцев, – рассказывает Владимир Александрович. – За годы в море бывал в Сингапуре, а так больше рядом с иностранными берегами ходил, не швартуясь, – работа такая.
За более чем полувековую Службу (иначе я не могу назвать работу Владимира Александровича) юбиляром был накоплен неоценимый опыт, который, к счастью, есть, кому передать.
- Учеников у меня много. На этой неделе, например, двое заходили повидаться. Есть у меня и письма учеников с благодарностью за науку, пишут, как живут, кто где устроился, кто рефмехаником, кто рефмашинистом – по-разному. И из «мореходки» ученики приходят, из Дальрыбвтуза.
Когда я спросила юбиляра о планах на будущее, он, недолго думая, ответил: «Пока есть силы, буду работать». Наверное, и за это упорство, стойкость, могучую целеустремленность уважают и ценят Владимира Александровича Сатюкова те, кто помоложе. На таких людях и отрасль, русская земля держится!
Редакция «РП» от всей души желает Вам, Владимир Александрович, чтоб силы были, чтоб Вы как можно дольше сохраняли свой неутомимый жизненный оптимизм и присутствие духа. С юбилеем!