Дальневосточные уловы – на стол России, или Как сохранить рыболовство в условиях нефтегазового освоения шельфов?Исследованиями учёных установлено, что физическое, духовное и социальное здоровье этносов на 50 % определяется качеством их жизни; на 25-30 % – качеством среды обитания, которая деградирует на наших глазах; на 15-20 % – генетическими корнями поколений, а они у нас обрублены и давно засохли; на 8-10 % – состоянием здравоохранения и его доступностью. Сегодня мы живём в условиях растущей стоимости лечения и лекарств, хотя Конституция гарантирует гражданам право на медицинское обслуживание. Полноценное питание, особенно рыбным белком, оказывает благотворное влияние на продолжительность жизни и активную деятельность человека, являясь необходимым условием восстановления здоровой России. |
В атласе «Окружающая среда и здоровье населения России», изданного в 1995 году, отмечается, что уже в первые годы «реформ» произошёл перекос в потреблении животного белка в сторону увеличения углеводов. А ведь показатель соотношения белков и углеводов является, говоря научным языком, «индикатором структуры питания массовых контингентов населения». Особенно он актуален для старожилов и аборигенов северных и дальневосточных приморских регионов с традиционным рыбным рационом, чей уровень жизни значительно ниже общероссийского. Только в нашем крае, по данным Камчатстата, 22,8 % населения имеют среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, размер которого 9 644 тыс. руб., а часть – даже меньше его половины. Прогнозируется, что низкое качество жизни камчатцев к 2026 году уменьшит население полуострова на 44 тыс. человек.
РЫБОЛОВСТВО НА МЕЛИ
По данным ВНИЭРХ, произошло падение общего улова с 8 млн. тонн (1990 г.) до 3,2 млн. тонн (2005 г.) со снижением среднедушевого потребления рыбных продуктов с советских 18,6 кг до 12,4 кг в год на человека. И это в условиях импорта рыбных товаров порядка 1 млн. тонн и экспорта 1,4 млн. тонн! По многочисленным публикациях в СМИ, доля импортной продукции по стране 33 %, в столице – 60 %. Даже на Камчатке почти 50 % привозной рыбопродукции, вплоть до норвежской, а по консервам – все 60 %.
Средние цены (2005 г.) 1 тонны рыбопродукции в стране составили 764 доллара, 1 тонна сырьевого экспорта 1385 долларов, а 1 тонна импортируемой товарной продукции – 909 долларов.
Вывоз морепродуктов за рубеж сопровождается масштабным браконьерством. Об этом свидетельствует сокращение за последние 5 лет общего допустимого улова камчатского краба (по исследованиям ТИНРО-Центра, в 16 раз – до 3,4 тыс. тонн в 2008 году) с подрывом его запасов. Поэтому промышленный лов крабов у берегов Западной Камчатки запрещён, хотя ранее его добывалось от 30 до 50 тыс. тонн.
По информации пресс-службы Следственного комитета при МВД России, только за 2006 и начало 2007 года 17 краболовов всего ОДНОЙ из рыбопромышленных компаний выловили и отправили за рубеж 36 тыс. тонн крабов, хотя имели квоту лишь в 2,5 тыс. тонн. Вникните в эти цифры!
По словам главы ФАР А. Крайнего, из 1 млн. тонн выловленного минтая 0,85 млн. тонн идёт за рубеж, при этом 40 % его экспорта находится вне контроля государства. К этому следует добавить: сегодня доля топлива в стоимости рыбопродукции уже составляет 30-50 % и достигает более 1300 долларов за 1 тонну, а рыбаки и страна переживают сложные времена.
КАК ТРУДНО СНЯТЬСЯ С МЕЛИ
Но определённые шаги по развитию рыбохозяйственного комплекса страны и поставок рыбопродукции на внутренний рынок принимаются. Например, создана Федеральная целевая программа (ФЦП) «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 гг.» с показателями объёма вылова водных биоресурсов 4,7 млн. тонн и поставок (с нынешних 62,5 %) до 80,1 % продукции для внутреннего спроса. Но это позволит довести среднедушевое потребление пищевой рыбопродукции лишь до 16 кг. На реализацию ФЦП выделяется 62 млрд. руб. В итоге рентабельность отрасли должна возрасти с нынешней в 1,7 % – до 12 %.
Кроме этого, СМИ широко информируют, что решаются вопросы по созданию портовых особых экономических зон на срок 49 лет с режимом свободной таможенной территории; рыбных бирж для прозрачной продажи биоресурсов на экспорт; запрета дрифтерного лова в экономзоне; объединения морских и рыбных портов в единой структуре и многие другие.
С 1 января 2009 года 80 % сборов за пользование морскими водными биоресурсами поступают в бюджеты регионов (ранее 70 % направлялось в федеральный бюджет). Кроме того, с этой же поры российским рыбопромышленным компаниям запрещается использовать иностранные суда в экономзоне страны.
На основе конкурсов проведено закрепление прибрежных и речных рыбопромысловых лососёвых участков сроком на 20 лет и долей вылова в экономзоне сроком на 10 лет.
Рыбаки внесли предложения законодательно восстановить статус «прибрежного рыболовства», что и было сделано, хотя по поводу формулировки мнения расходятся. А также, чтобы государство частично компенсировало затраты на топливо для рыбохозяйственных предприятий, поставляющих уловы на внутренний рынок, которые затем пойдут на модернизацию производства и ряд других.
ЧЕМ БОГАТЫ, ТЕМ И РАДЫ
Рыбное богатство дальневосточной «морской нивы» общеизвестно. В 2007 году общий вылов здесь достиг 2,1 млн. тонн – 84 % общего улова страны. При этом на континентальном шельфе Камчатки сосредоточено 65 % всех промысловых запасов дальневосточных морей.
Но акватории Дальневосточных морей (Берингова, Охотского, Японского), а это 800 тыс. км2, не менее перспективны и на углеводороды (УВ). При этом в их недрах сосредоточено всего 10,4 % всех начальных суммарных ресурсов УВ, причем 69 % прогнозируется в Охотском море у берегов Сев. Сахалина и на Магаданско-Западно-Камчатском шельфе. В море пробурено более 80 скважин, и уже открыто 9 месторождений УВ у Сахалинских берегов. В ближайшие годы запланированы 7 тендеров у берегов Сахалина, Магадана и Корякии.
Только у берегов Камчатки к Западно-Камчатскому участку акватории в 62 тыс. км2, где уже пробурена первая скважина с целью геологического изучения недр и поисков УВ, наращивается оставшаяся – северная часть Охотского моря («Корякия-1») на акватории 56, 2 тыс. км2, а в Беринговом море – «Корякия-2» на акватории 99, 8 тыс. км2.
Как эффективно использовать ресурсный потенциал рыбохозяйственного комплекса в условиях освоения УВ шельфов? Только через хозяйственную их специализацию с учётом геополитических, экономических, экологических и социальных интересов государства, регионов, береговых муниципальных образований и общин коренных малочисленных народов Севера, причём это необходимо отразить в документах государственной рыболовной политики.
ЧТО ДЕЛАТЬ? девять ШАГОВ
Во-первых, руководствуясь поправками ст.2.2. от 29.04.2008 № 58-ФЗ “О недрах”, отнести недра наиболее богатых биоресурсами участков акватории Охотского и Берингова морей с высокими прогнозными запасами УВ к перечню федерального фонда резервных участков недр в пределах их нераспределённого фонда. Например, Шелиховский, Пенжинский в Охотском море, Карагинский и Олюторский – в Беринговом.
Ранее предлагалось в случае открытия месторождений УВ на таких участках акватории отнести их к стратегическому резерву УВ-сырья страны. Однако установленная этим законом “совмещённая лицензия” (на поиск, разведку и сразу добычу УВ) может свести на нет формирование стратегического резерва УВ-сырья у берегов Камчатки.
Во-вторых, окончательно закрыть акваторию в 56,4 тыс. кв. км в центральной части Охотского моря (за пределами нынешней 200-мильной экономической зоны РФ) для иностранного промышленного браконьерства. Здесь, кроме государственных опорных сейсмопрофилей провести бурение, направив в комиссию ООН по границам континентального шельфа дополнительные геолого-геофизические данные, свидетельствующие о единстве его связи с российским континентальным шельфом.
Третье. Начать геоэкологические исследования и государственный мониторинг геологической среды на континентальных шельфах морей ДВ с заложением федеральных полигонов и отдельных станций мониторинга. В том числе с установкой донных автономных геоэкологических станций с передачей результатов мониторинга через спутники Земли. А состояние геологической среды континентального шельфа наших морей ежегодно доводить до сведения специалистов и общественности.
Для этих исследований нужен заказ Федерального агентства по недропользованию на государственный контракт. В первую очередь – в пределах богатых биоресурсами участках акватории со снятием фоновых показателей донных осадков, водной среды и биологической продуктивности, вплоть до биотестирования.
Четвёртое. Совместно с НИЦ “Экологической безопасности РАН” (СПб) рассмотреть возможность проведения биотестирования состояния вод в пределах лицензионных участков Охотского моря на основе кардиоактивности камчатских крабов.
Пятое. Для реализации статей 17,48,49 Федерального закона “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” ускорить выделение категорий водных объектов рыбохозяйственного значения; образование рыбоохранных зон с ограничениями и особым режимом хозяйственной деятельности; оперативное выделение рыбохозяйственных заповедных зон в Охотском море с полным (или частичным) и постоянным (или временным) запретом хозяйственной или иной деятельности, в том числе по освоению УВ.
Шестое. В связи с проведённым закреплением рыбопромысловых лососёвых участков на 20 лет, а их только на Камчатке 583, для создания береговой инфраструктуры для ведения рыбного лова ускорить перевод земель запаса в промышленную категорию или оформить в аренду. В условиях дальнейшего разворота нефтегазовых работ на побережье и на шельфе, в том числе создания шельфовой и береговой нефтегазовой структуры, необходима оценка возможного негативного влияния УВ освоения зоны “берег-море”, оценок рисков и ущербов рыбному промыслу в случаях чрезвычайных ситуаций с разливами нефти.
Седьмое. В процессе изучения и освоения УВ-шельфа необходим пересмотр методики перерасчёта ущерба гидробионтам к стоимости воспроизводимой на рыбоводных заводах кеты, ибо ущерб наносится и валютоёмким промысловым рыбам (нерка, минтай), и крабам.
Восьмое. Ограничить масштабные планы строительства рыбоводных заводов при наличии естественных, но из-за браконьеров незаполненных нерестилищ, а все компенсационные выплаты за негативное воздействие хозяйственной деятельности на шельфах направлять на сохранение и восстановление природных нерестилищ дикого лосося. Учесть отрицательные последствия искусственного выращивания норвежского лосося и природные различия между Курилами, Камчаткой и Японией, где функционирует 289 рыборазводных заводов с выпуском 2 млрд. штук молоди в год. 20 таких заводов планируется создать на Курилах. На Камчатке пока работают 5 ЛРЗ с призводительностью до 35 млн. мальков лососёвых, но на очереди строительство ещё 2-7 новых.
Девятое. Ускорить выполнение президентского поручения по вопросам социально-экономического развития Камчатского края, данное 5.09.2007 года правительству РФ с участием администрации края, в части разработки комплекса мер, направленных на сохранение водных биоресурсов в прилегающих к краю районах промысла при разработке нефтяных месторождений на континентальном шельфе РФ, ибо срок его исполнения истёк 1.03.2008 года. Но работа над ним до сих пор не завершена. Несомненно, часть наших предложений может быть рассмотрена в рамках этого поручения.
Поиск баланса государственных интересов при решении вопросов энергетической и продовольственной безопасности страны, особенно в условиях перевода рыбного промысла в разряд стратегических отраслей, внесёт свой вклад в решение продовольственной программы страны. Рыбаки хотят накормить свою страну, содействуя снижению числа бедняков. Если только государство повернётся к ним и к их проблемам лицом.