Государство пришло к осознанию того, что необходимо способствовать развитию рыбной отраслиМировой кризис начал негативно отражаться на отечественных рыбных компаниях. По сути, кризис ликвидности и банковского кредитования рыбного сектора фактически перекрыл возможность доступа к оборотным средствам для большинства компаний. На фоне кризиса ликвидности и просрочек оплаты за товар следует моральный кризис доверия, который способствует дестабилизации функционирования всех бизнес-процессов – от вылова до конечного потребителя. Он ещё опаснее. На данный момент многие рыбные компании и импортёры отпускают продукцию в предоплату, естественно, это снижает уровень объёмов поставок рыбы потребителю, вызывает в конечном итоге дефицит и приводит к росту цен. |
Инвестиционно-аналитической группой «Рыбный союз» было проведено исследование ситуации, сложившейся на рыбном рынке в России в период мирового кризиса, и проблемы по импортозамещению, и на основании этого был выработан прогноз развития ситуации для рыбных компаний России. О значимости возникших барьеров свидетельствует динамичный рост объёма импорта по итогам 10 месяцев 2008 года – на 9 процентов, удовлетворяющего растущий внутренний спрос даже на те виды рыбопродукции, которые вылавливает или производит Россия. В среде рыбных компаний началась тенденция под названием «оптимизация бизнеса», включающая в себя ряд экономических и социальных последствий: сокращение квалифицированного персонала, сокращение непроизводственных и внереализационных расходов, пересмотр оперативных и стратегических планов, выбор ключевого направления деятельности, реструктуризацию и консолидацию материальных и человеческих ресурсов, приостановку финансирования инвестиционных проектов и закрытие непрофильных направлений деятельности.
Необходимо оказать поддержку рыбному бизнесу в переходный период
Сегодня одним из направлений деятельности Общественного Совета Федерального агентства по рыболовству должна быть помощь и участие при составлении комплексной антикризисной программы для рыбных компаний. Необходимо провести анализ и дать прогноз развития не только какого-нибудь сегмента или направления рыбного рынка, но и в целом попытаться оценить ситуацию и сделать прогноз развития на ближайшую перспективу всей рыбной отрасли, в особенности перспектив динамики – торговли рыбопродукцией и импортозамещения. Необходимо оказать поддержку рыбному бизнесу в этот переходный период. Не оставлять рыбные компании наедине со своими проблемами.
На данный момент руководство рыбных компаний ставит перед собой главную задачу: продержаться на плаву, удержать профильный бизнес, сократить расходы – и наш совместный контакт и взаимодействие должны помочь рыбацкому бизнесу в определении их реальных сил, материальных и человеческих ресурсов и финансовых возможностей в этот трудный период. «Пиком смысла жизни» для многих компаний будет конец I квартала 2009 года. Именно на этот период попадают оплаты за поставленную продукцию в предновогодние и посленовогодние праздники, не говоря уже о налогах, открытие кредитных линий и закрытие платежей по кредитным договорам. К концу I полугодия года многим компаниям будет окончательно ясно, сможет ли их бизнес в дальнейшем работать. В этой связи члены Общественного Совета Федерального агентства по рыболовству должны быть готовы к диалогу с рыбацкими профсоюзами. В рыбных компаниях происходит оптимизация бизнеса, включая сокращения работников. В отрасли уже отмечаются случаи введения режима неполного рабочего дня, работником предупреждают о сокращении социальных и стимулирующих выплат, возможных сокращениях рабочих мест. Совет совместно с профсоюзными организациями должен быть готов к конструктивному диалогу по минимизации проблем, проведению разъяснительной и организационной работы с руководством компаний, рыбацкими профсоюзами.
Необходимо избежать роста цен на рыбопродукцию
Стоит отметить, что на рыбном рынке начинается этап консолидации бизнеса, при этом наметилась тенденция к отказу большинства компаний от непрофильного развития направлений бизнеса: логистики, транспортного обеспечения, сортировки и упаковки продукции и т.п. Компании переходят на аутсорсинг. В этих условиях со стороны Общественного Совета необходим активный обмен информацией и содействие рыбным компаниям. В частности, необходимо тесное сотрудничество Совета с представителями профильных ассоциаций и союзами, которые сопровождают рыбный бизнес и участвуют в торгово-закупочной деятельности – Союзхолодпром, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Союз транспортников России, представители логистики и др.
Непредсказуемость ситуации в экономике и нарастание социальной напряжённости ведёт, в конечном итоге, к росту цен и снижению уровня потребительской корзины. На фоне экономического кризиса ликвидности расцветает социальный кризис доверия по всей цепочке бизнес-процессов от производителя, оптовика до ритейла. В большинстве случаев многие компании заняли выжидательную позицию. Между тем, для оптовиков, импортёров и рыбопереработчиков IV квартал 2008 года являлся самым доходным периодом. Если в этот период они не заработали и не получили доход, то уже в последующем смогут и не выдержать. Ожидается, что многих рыбных компаний в наступившем году ждут не лучшие времена.
За период 10 месяцев 2008 года предприятия рыбной отрасли получили прибыль 3 миллиарда рублей. В сравнении с аналогичным периодом 2007 года, продолжается динамика снижения финансового результата по рыбной отрасли на 34 процента или около 1 миллиарда рублей, в т.ч. рост консолидированного убытка от деятельности предприятий рыбной отрасли увеличился в 2,3 раза – до 1,8 миллиарда рублей. Лучшая позиция для выживания в этих сложных условиях, конечно же, у вертикально-интегрированных холдингов, тех, у кого отлажены бизнес-процессы от вылова до переработки и дистрибуции. Но и здесь обнаруживаются проблемы с транспортировкой, железнодорожными тарифами, надзорными и ветеринарными службами, оброками со стороны ритейла и т.п. И здесь Общественному Совету надо принять активное участие по способствованию решения этих проблем.
Радует то, что падение производства и рост цен на рыбную продукцию пока не такие уж значительные, как прогнозировалось ранее. По данным Росстата, за период 10 месяцев 2008 года производство пищевой рыбной продукции, включая рыбные консервы, составило 3055 тысяч тонн, в сравнении с аналогичным периодом 2007 года произошло снижение производства на 1,9 процента. При этом за период с 2000 по 2007 год среднегодовой темп роста производства рыбопродукции составлял 4 процента, а в период с 2005 по 2007 год 9 процентов. Прогноз работы за весь 2008 год по рыбопродукции: объём производства будет ниже (1-2 процента) или на уровне прошлого года и составит около 3,5 миллиона тонн. За период 11 месяцев прошлого года цены на продукты питания выросли на 16,3 процента, а в годовом исчислении – на 18,4 процента. В это же время по рыбопродукции рост цен составил примерно 10 процентов, а по году составит – 11,5 процента. При этом сейчас наметился кризис ликвидности в ритейле, задержки платежей за поставленную рыбопродукцию уже превышают 35-40 дней. Пока рыбные компании компенсируют свои убытки за счёт оптимизации бизнеса, но сейчас они закладываются в цену продукции, и вполне очевидно, что в 2009 году нас ждёт новый виток цен. Здесь со стороны Общественного Совета Федерального агентства по рыболовству необходимо содействие в проведении и отслеживании тщательного мониторинга и анализа динамики цен.
Со стороны Общественного Совета Федерального агентства по рыболовству анализ цен позволит отследить и в последующем спрогнозировать ситуацию с ценообразованием на всех цепочках бизнес-процесса от порта, либо страны-отправителя – экспортёра в случае импорта, до прилавка магазина, и в случае отклонения предпринимать совместные оперативные действия и меры по регулированию и определению болезни роста-снижения на всех этапах процесса товародвижения.
Сегодня необходимо проработать вопрос по регулированию торговой наценки на социально значимые, «народные» и недорогие сорта рыб: сельдь, мойву, кильку, салаку, сайку, пикшу, бычка. Совет должен принять активное участие в информационном освещении необходимости организации оптовых рыбных рынков, возрождении социальных магазинов с ассортиментом и по типу «Океана». Этому будет способствовать организация и рыбных бирж, и выработка отлаженного механизма транспортировки морепродуктов внутрии страны, например, с Дальнего Востока.
Сезонный фактор пикового роста спроса на рыбу всё же даёт о себе знать и позволяет поддерживать оборот на удовлетворительном уровне у многих рыбных компаний. Между тем, сегодня компаниям необходимо придерживаться тактики поддерживания оборота, а не получения и тем более увеличения дополнительной прибыли. Стоит отметить, что со стороны крупных компаний по отношению к средним конкурентам агрессивной маркетинговой и т.п. политики в целях увеличения своих позиций на сегментах рынка, включая демпинг цен, антирекламу и т.п. – на рыбном рынке пока не отмечается. Таким образом, не всё так плохо, как казалось.
Создать благоприятные условия для промысловиков и рабообработчиков
В рыбной отрасли Росрыболовство распределило квоты добычи водных биологических ресурсов на 10-летний период, проработало вопрос о российском таможенном оформлении и сокращении проверяющих и оформляющих вылов. Ранее состоялось конкурсное распределение рыбопромысловых участков на 20 лет. Кроме того, при поставке рыбы на территорию страны рыбаки сегодня платят 10 процентов ставки за пользование водными биоресурсами, при поставке на экспорт – 100 процентов. Это создаёт благоприятные условия для последующей работы рыбных аукционов. Промышленное рыболовство страны наконец-то получает продолжительный горизонт планирования, а следовательно, инвестиционно привлекательные правила игры. И, конечно, это значительно повышает инвестиционную привлекательность рыбопромыслового и рыбоперерабатывающего сектора национальной экономики.
Необходимо способствовать этому процессу. Ближайшей задачей Общественного Совета Федерального агентства по рыболовству становится содействие в снижении налоговой нагрузки, переходе на уплату единого сельхозналога, который позволит активизировать инвестиционный процесс в отрасли.
В период кризиса ликвидности нарушается принцип соблюдения устойчивости поставок рыбопродукции от гарантированных производителей и импортёров. Вследствие этого ряд критериев, гарантирующих, что поставляемая рыбная продукция соответствуют принятым стандартам, обеспечивающим надлежащее качество и безопасность продукции, может ставиться под сомнение. На фоне кризиса ликвидности и кризиса доверия многие крупные и средние рыбные компании и импортёры отказываются пролонгировать договоры с проблемными торговыми сетями, переориентирируют каналы сбыта, переходят на другие сегменты и меняют свою стратегию на рыбном рынке.
Закупая рыбную продукцию, многие торговые сети, до этого тесно сотрудничавшие с постоянными поставщиками, переориентируют свои закупки на случайных поставщиков. Главный принцип для торговых сетей «Качество и цена» сегодня может отойти на второй план. На первое место выходит забота о доходе и сокращении линейки продукции на прилавках, кабальные условия и отсрочка платежей до 90 дней.
Это помимо дефицита и перебоев с поставками продукции на прилавок, роста и без того поднявшихся цен может привести к снижению безопасности и качества продукции, а порой и к фальсификации продукта.
Станет ли техрегламент камнем преткновения для производителей рыбопродукции?
В этой ситуации существует необходимость скорейшего принятия технического регламента в области рыбной продукции. В процессе и после принятия техрегламента потребуется отработка и наладка системы механизмов внедрения, отслеживания и контроля по функционированию техрегламента. При правильном подходе к выполнению техрегламента произойдёт резкая дифференциация с последующим падением цен на некачественную и стабилизацией на качественную рыбопродукцию, в особенности на продукты глубокой переработки.
Серьёзные опасения вызывает у специалистов способность нашей рыбопромышленности и рыбопереработки обеспечить неукоснительное исполнение техрегламента. Линии и технологии производства в стране морально и физически устарели, а уровень использования береговых объектов рыбоперерабатывающего производства и модернизация действующих производств высокотехнологическими линиями в целом по стране остаются низкими. К тому же, производственные мощности задействованы не на полную мощность и в среднем достигают 40 процентов.
Эксперты высказывают серьёзные опасения по развитию ситуации с импортом продукции. В настоящее время ёмкость отечественного рыбного рынка составляет около 4,2-4,5 миллиона тонн рыбопродукции и морепродуктов, при этом из них 1,3-1,5 миллиона тонн – это импортная продукция. Импортная зависимость по рыбе и рыбопродукции сегодня оценивается в 35 процентов. На этом рынке уже отмечается тенденция к концентрации и консолидации импортёров. Этому способствует ужесточение мер Россельхознадзором к внешним и внутренним участникам рынка.
Надо признать, что неэффективность отечественной промышленности обусловлена низкой конкурентоспособностью продукции. Высокая доля импорта в структуре потребления, с одной стороны, и существующая в мире долгосрочная тенденция к глобализации рынков – с другой, указывают на неизбежность обострения конкуренции и необходимость выхода отечественных производителей на уровень международных стандартов.
Надо отметить, что некоторые наши рыбные компании предпринимают попытки, и небезуспешные, выхода на довольно сложный мировой рынок рыбной продукции. Между тем, наш рыбный экспорт по существу состоит в основном из сырья, а не переработанной рыбопродукции. Несомненно, что дальнейший прогресс в развитии рыбной отрасли России возможен только при широкомасштабном использовании нововведений и инновационных подходов, внедряемых во все звенья производственной и социально-экономической сферы деятельности предприятий и отрасли в целом, что и положено в основу принятой Концепции и Федеральной программы развития рыбохозяйственного комплекса.
Теснить импорт надо, но с оглядкой
Союз организаций рыбного хозяйства и аквакультуры «Рыбный союз» отмечает, что с наступлением 1 января 2009 года, когда на основании нормы Закона «О рыболовстве» вся выловленная рыба российскими рыбаками будет поступать для таможенного оформления на российский берег, фактические объёмы её вырастут. Россия добилась увеличения квот на вылов в 2009 году путассу, скумбрии, морского окуня и чёрного палтуса в Атлантическом океане по итогам переговоров в рамках смешанной российско-фарерской комиссии по рыболовству и российско-гренландских консультаций. И, наконец, знаковым событием в рыболовстве будет потенциальное увеличение объёмов вылова в 2009 году, так как после пятилетнего запрета возобновится промысел мойвы, а квота России на это рыбу составляет 152 тысячи тонн.
По сообщению отдела бассейновых промысловых прогнозов и регулирования промыслов ТИНРО-Центра, на 2009 год рыбной промышленности на Дальневосточном бассейне рекомендуется к освоению в 200-мильной зоне России более 3 миллионов тонн рыб и нерыбных объектов (без учета лососей).
В целом, в большинстве районов ожидается благоприятная промысловая обстановка. Таким образом, с внутренними и международными квотами и благоприятной промысловой обстановкой на водные биоресурсы у нас в 2009 году всё в порядке. Остаётся вопрос в освоении этих квот и приёме рыбы на российский берег.
Вроде бы в такой ситуации есть очевидный шанс у наших рыбаков и производителей значительно потеснить импортную рыбу, но остаются серьёзные сомнения в том, что отечественная рыбопродукция сможет в ближайшей перспективе эффективно конкурировать с дешёвой импортной.
До сих пор происходят случаи нарушения таможенного законодательства со стороны российских импортёров, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, «серого» импорта на таможне, недостоверной декларации и предоставления сведений на ввозимую в Россию рыбопродукцию, «манипуляции» импортёрами со структурой и объёмом, страной происхождения, при этом российский импортёр нередко занижает таможенную стоимость продукции, что, безусловно, приводит к негативным последствиям для государства и развития отечественного рыбного рынка в части снижения уплаты таможенных пошлин и налоговых платежей и, как следствие этого, – снижение конечной стоимости на импортную продукцию, что в конечном итоге приводит к ценовой неконкурентоспособности и снижению доли отечественной рыбопродукции в общем объёме рыбного рынка. Например, ввозимая в Россию рыба из Испании на самом деле производится в Аргентине и Чили. Нидерланды, Дания на 80 процентов переупаковывают чужую рыбу. Что касается крупнейшего экспортёра в нашу страну — Китая, то это, в основном, реэкспорт нашей рыбы.
В целях регламентации на импорт и соблюдения безопасности и качества продукции Россельхознадзор ужесточает с 1 января 2009 года импорт рыбы с заводов стран Евросоюза, Китая, Японии, Вьетнама. Это, безусловно, отражается и на сокращении количества импортеров – это, конечно же, положительная тенденция, если бы она касалась еще и объемов импорта.
При этом необходимо понимать, что на данный момент импорт рыбопродукции в страну необходим, так как он восполняет и удовлетворяет потребности рыбного рынка прежде всего по тем видам рыбопродукции, которые мы самостоятельно не можем в достаточных объёмах выловить или вырастить на предприятиях аквакультуры и марикультуры.
Важнейшими направлениями экономического развития России сегодня являются формирование цивилизованного рынка рыбопродукции, необходимость формирования цивилизованных рамок сотрудничества между всей цепочкой бизнес-процессов от рыбопромысловика или импортёра до производителя и ритейла. Мы должны выработать комплексную программу по развитию и формированию прозрачности рыбного бизнеса, «обелению» импорта, мер и конкретных действий по созданию конкурентоспособности отечественной рыбопродукции, соблюдению стандартов качества и безопасности и технического регламента по выпуску, способствованию организации и функционирования рыбных бирж, логистической инфраструктуры, рыбных оптовых рынков, налаживанию тесных контактов между представителями рыбных компаний и торговли.
Надо понимать, что рыбный рынок нуждается не только в защите, но и в активном взаимодействии участников рыбного рынка по функционированию и развитию рыбного рынка в условиях свободного рынка и добросовестной конкуренции.
Государство пришло к осознанию того, что необходимо способствовать развитию рыбной отрасли, но этот процесс потребует времени, долгосрочного финансирования, а самое главное – вызовет немало трудностей и проволочек при реализации программ развития рыбохозяйственного комплекса на местах.