Попадёт ли рыба на камчатский берег?22 января состоялось совместное заседание комитета по рыболовству, природным ресурсам и аграрной политике Заксобрания края и краевого министерства рыбного хозяйства. |
Вопрос был один, но стоил многих: собравшиеся обсуждали перспективы развития береговой инфраструктуры в Камчатском крае, связанной с приёмкой, хранением и переработкой водных биоресурсов. Выработанные здесь предложения должны отправиться в российское правительство, которое всерьёз озабочено развитием прибрежных регионов. Именно поэтому на заседание были приглашены рыбопромышленники, занимающиеся как добычей водных биоресурсов, так и их переработкой на берегу. Ведь они с 1 января уже должны были работать в соответствии с поправками в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», предусматривающими поставки выловленной в «прибрежке» рыбы на территорию субъекта Федерации для её обработки.
Министр рыбного хозяйства Камчатского края В.М. Галицын просил высказаться рыбопромышленников по вопросам повестки. Самой главной проблемой рыбообработчики назвали отсутствие сырья. Заводы, многие из которых способны выпускать продукцию глубокой переработки на современном оборудовании, практически весь январь стоят без работы. Бизнесмены, занимающиеся обработкой рыбы, пытались сделать виноватым в этом краевые власти и региональные контролирующие органы, подписавшие в конце минувшего года протокол о том, что в отсутствие технического регламента, определяющего требования к производству рыбной продукции, соответствующая статья Федерального закона «О рыболовстве…» не устанавливает необходимость доставки уловов ВБР, добытых при осуществлении прибрежного рыболовства, на территорию субъекта Федерации. А следовательно, якобы прибрежные уловы можно сдавать и на перерабатывающие суда в море.
На самом деле, заявил В.М. Галицын, виноваты в этом федералы – они приняли поправки в Закон, не озаботившись добавить к ним подзаконные акты. Нет до сих пор и разъяснения о порядке применения этих поправок ни со стороны Госдумы, ни со стороны правительства. Вот и оказались и региональные власти, и рыбопромышленники в условиях, когда приходится догадываться, как же продолжать работу. Протокол и должен был облегчить положение рыбопромышленников. Но, похоже, он не устроил всех. Добытчики предпочитают выжидать. А обработчики хором требуют неукоснительного соблюдения Закона («выловленную в прибрежке рыбу – на берег!»), несмотря на отсутствие техрегламента, не хотят и слушать доводов представителей добывающих предприятий о том, что это выгодно далеко не всем. Если в Петропавловск-Командорской и Камчатско-Курильской подзонах существует более-менее развитая береговая инфраструктура и добытую здесь рыбу можно доставить на берег, то в Западно-Беринговоморской, Карагинской и Западно-Камчатской подзонах это сделать невозможно. Нельзя Камчатку взять и заставить возить всю рыбу на береговые предприятия – на большей части территории полуострова не осуществляется навигация из-за тяжёлой ледовой и навигационной обстановки.
Но постепенно на совещании вырисовывались и другие проблемы, которые волнуют сегодня рыбопромышленников. К примеру, предприятия брали валютные кредиты по одному курсу, а возвращать придётся по другому – невыгодному. Необходимо попросить правительство заморозить процентные ставки по таким кредитам на момент их получения. Правительством России сейчас готовится перечень системообразующих предприятий, которые будут получать государственную поддержку. Но в него пока не вошло практически ни одно предприятие рыбной отрасли.
Нужен Камчатке и оптовый рыбный рынок, разговоры о строительстве которого идут не один год. Поскольку Закон уже принят, а рассмотрение камчатского обращения об отсрочке введения в действие этой поправки – дело не ближайшего будущего, нужно работать над понятийным аппаратом технического регламента, чтобы чётко закрепить в нём определения первичного и окончательного производства рыбной продукции. А также, раз уж в условиях рыночной экономики невозможно заставить добытчиков сдавать всю рыбу на берег, так как им это экономически невыгодно, нужно компаниям, которые всё же решились везти уловы на береговые предприятия для более глубокой переработки, компенсировать дорогостоящие квоты, скажем, на треску или крабов. Иначе добывающий флот просто не будет осваивать прибрежные квоты, и Камчатка их может потерять, что ударит по самим компаниям, занимающимся переработкой рыбы на берегу.
Вопросы, которые задавали камчатские рыбопромышленники, после доработки были включены в предложения правительства Камчатского края и направлены в правительство Российской Федерации, на специальном заседании которого в первом полугодии 2009 года будут обсуждаться проблемы развития береговой инфраструктуры.