Газета «Рыбак Приморья»
Сергей ПОДОЛЯН

Сергей ПОДОЛЯН: За прошедший год нам удалось многое

Завершилась череда новогодних праздников. Страна, отдохнув от гонки последних дней года уходящего и подведения итогов очередного «отчетного периода», возвращается к прежнему ритму трудовых будней. Направление и темп движения рыбной отрасли в 2009 г. будут зависеть, прежде всего, от прочности заложенного фундамента – нормативной базы. Его «строительство» было поручено специально созданной Комиссии по законопроектной деятельности. Насколько эффективной оказалась работа ведомства в данном направлении, «РП» предложил оценить председателю Комиссии – статс-секретарю – заместителю руководителя ФАР Сергею ПОДОЛЯНУ.

- Сергей Анатольевич, прежде всего, нашим читателям было бы интересно узнать о состоянии нормативной базы в области рыболовства на сегодняшний день и на перспективу. По-вашему, насколько большой шаг был сделан в этом направлении за прошедший год, и какие из принятых документов Вы могли бы выделить как наиболее важные?

- Несомненно, наиболее важным документом, определившим курс работы Агентства на весь 2008 год, стал Федеральный закон N 333, внесший изменения в основной закон о рыболовстве N 166. В части реализации этого закона Росрыболовством была проделана действительно беспрецедентная работа. И подтверждением тому является выход на сегодняшний день более 20 актов. И это притом, что максимальным результатом законотворческой деятельности ведомств нашего уровня, как правило, являются 3–4 документа. Так что четверть сотни нормативно-правовых актов за год – на наш взгляд, такой результат говорит сам за себя.

Естественно, что при таком объеме правовой базы не удалось на практике до конца изучить работу ряда норм в том году, но уже по некоторым из них было очевидно, что они требуют переосмысления и доработки. Так родился Федеральный закон N 250-ФЗ от 3 декабря 2008 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», который, вступив в действие с 9 декабря прошлого года, уже с учетом годичной практики внес определенные дополнения в базовый 166-ФЗ.

В частности, в последнем варианте закона о рыболовстве даны определения нескольким терминам, среди которых – «прибрежное рыболовство», «рыбное хозяйство», «уловы водных биоресурсов». Дополнены основания для принудительного прекращения права на добычу ВБР в случае недоставки их на таможенную территорию Российской Федерации. Кроме того, существенно изменен в пользу рыбаков порядок расторжения договоров о наделении долями квоты на вылов водных биоресурсов. Определен законом и порядок предоставления права на добычу видов ВБР, рыболовство которых ранее осуществлялось только в научно-исследовательских и контрольных целях.

Поэтому, если подводить чисто технические итоги деятельности за год, то, конечно, удалось многое. Что касается итогов применительных – определяющим в этом смысле будет год наступивший. Однако определенные положительные результаты заметны и в ушедшем году. Во-первых, удалось провести без сбоя кампанию по закреплению квот на 10-летний период. Это стратегический вопрос для отрасли. Закрепление долей проходило в сложнейших условиях подготовки к промыслу 2009 г. и одновременной разработки целого ряда нормативно-правовых документов, но, тем не менее, оно прошло успешно, что говорит о заслугах тех специалистов, которые работали на этом направлении. А это практически все агентство.

Во-вторых, безусловно, важно отметить, что удалось без сбоев освоить квоты 2008 года. И это опять же можно отнести к итогу нормативно-правовому, поскольку по целому ряду рыбопромысловых направлений была предварительно проведена соответствующая работа нашими специалистами. Это лишний раз отражает тот факт, насколько неразрывно связана нормативно-правовая база, с точки зрения ее написания на бумаге, и реальные прикладные вопросы.

Еще одним важным документом, находящимся сейчас на завершающей стадии проработки, является законопроект «Технический регламент «Пищевая продукция из водных биоресурсов». Данный документ, в частности, будет призван разделить две государственные функции по контролю. Ответственность по одной из них предполагается закрепить за Россанэпиднадзором – это госконтроль за соответствием пищевой продукции из водных биоресурсов на стадии обращения, а также за соответствием производства. Что касается контроля за соблюдением производителями норм хранения, перевозки продукции из ВБР – эта функция будет закреплена за федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Безусловно, важными также является и функция гармонизации норм технического регулирования с международными стандартами. Также впервые этим документом официально вводится государственная система мониторинга соответствия санитарным нормам водных биоресурсов по районам промысла, который Росрыболовство выполнял уже несколько десятков лет в рамках научно-исследовательских работ по бюджетному финансированию. Данные мониторинга должны будут распространяться на всю продукцию, доставляемую в порты из районов промысла.

- Но, несмотря на такую активную работу в течение года, наверняка, еще остался ряд важных документов, принятие которых пришлось перенести на год 2009-й?

- К нашему сожалению, в минувшем году не удалось провести конкурсы для участков по спортивно-любительскому рыболовству и коренных малочисленных народов Севера. Я думаю, что закрыть эти вопросы, находящиеся сейчас на рассмотрении в Правительстве, удастся в самое ближайшее время и подписание ответствующих постановлений даст нам основу для завершения работы и в отношении этих категорий пользователей.

Кроме того, необходимо доработать и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов «О сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб и регулировании оборота продукции из них», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, направленных на совершенствование механизмов государственного контроля за оборотом рыбной продукции, охраны и воспроизводства водных биоресурсов» и, конечно, «Об аквакультуре».

- Действительно, последний закон пока остается одним из самых актуальных «пробелов» в законодательной базе отрасли. Как сегодня продвигается работа с данным документом?

- Мы исследовали нормативно-правовую базу в области аквакультуры по 17 странам, 8 из которых входят в десятку мировых лидеров в данной сфере деятельности. Проведенный анализ показал, что только в двух из них – Норвегии и Новой Зеландии – существует специальный федеральный закон об аквакультуре. В 13 странах основные нормативные положения, касающиеся данного вида деятельности, заложены в федеральных законах о рыболовстве или о рыболовстве и аквакультуре. В оставшихся трех – нормативное правовое регулирование этой сферы осуществляется на региональном уровне.

Таким образом, в каждой из стран существует отдельное законодательство об аквакультуре, и государство принимает решение о нормативно-правовом обеспечении этого направления, исходя из метео-географических и экономико-политических условий, а также используя уже имеющийся в стране опыт в области аквакультуры. И вполне естественно, что в каждом государстве этот документ будет иметь кардинальные отличия, так как нет единого типового подхода к этому подвиду рыболовства.

- Все-таки рыболовства…

- Мы считаем, что это так. И стоит признать, что Россия все же вряд ли когда-либо выйдет в лидеры в области аквакультуры. Возможно, я ошибаюсь, но даже в случае реализации всех наших новаций, создания для данного направления всевозможных преференций, отечественный товаропроизводитель вряд ли превысит показатель выпуска в 300–400 тыс. тонн продукции аквакультуры. Все же это сложно сравнивать с 30 млн. тонн, производимыми аквафермерами Китая.

Таким образом, возвращаясь к работе над законопроектом, перед нами сейчас стоит задача определить, насколько мы нашими действиями по искусственному выращиванию водных биоресурсов можем навредить естественным, «диким» популяциям. И это кардинальная позиция, учитывая, что сегодня к данному вопросу обращаются в основном лишь с точки зрения собственников и потребителей.

В настоящее время документ находится на стадии разработки концепции техзадания. Мы неоднократно проводили рабочие совещания по данному вопросу и уже в ближайшее время, я думаю, это будет обсуждаться на комиссии по законопроектной деятельности.

- Еще одним «вопросом дня», которому сегодня все же уделяется гораздо больше внимания, является перспектива перехода рыбохозяйственных предприятий страны на режим Единого сельскохозяйственного налога…

- Наше общее мнение – необходимость преференций рыбопромышленному комплексу назрела уже давно. А в нынешних условиях развивающегося финансового кризиса, безусловно, этот вопрос актуален как никогда. Так что можно считать настоящей победой рыбаков тот факт, что внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс.

Однозначно, введение нормы по отнесению рыбопромышленников к категории сельхозтоваропроизводителей с последующим переходом на систему оплаты ЕСХН существенно облегчит налоговое бремя предприятий отрасли. Но при этом не стоит переживать о каких-то существенных финансовых потерях для самого государства: в динамике через 2–3 года все это сторицей вернется в бюджет.

В частности, произведенные нашими специалистами расчеты указывают на то, что выпадающие доходы федерального бюджета от распространения на предприятия рыбной отрасли ЕСХН составят: в 2009 г. – 1285,4 млн. рублей, в 2010 г. – 495 млн. рублей, а в 2011 г. федеральный бюджет получит дополнительные доходы уже в размере 856 млн. рублей. При этом ежегодный прирост объема вылова водных биоресурсов составит 100 тыс. тонн, а численность предприятий в отрасли может увеличиться на 4%.

Ощутимое финансовое облегчение принесет и амнистия, объявленная до 1 января 2010 г. для судов рыбопромыслового флота, которые были приобретены у иностранных фирм, построены на зарубежных верфях и/или прошли модернизацию вне таможенной территории Российской Федерации. Эта мера позволит рыбаками увеличить объемы производства на миллиарды рублей, увеличив, соответственно, и объемы налоговых поступлений в бюджеты страны и регионов.

- А что Вы можете сказать о нормативных изменениях по стимулирования поставок рыбы на российский берег и рыбопереработки. Какие-то вопросы в правовом плане еще остаются открытыми?

- Как раз для нас, с точки зрения правовой, никаких пробелов не осталось. Все вопросы, которые могут возникнуть в этой области, касаются лишь реализации данного постановления на практике.

Возвращаясь к истории вопроса, стоит отметить, что эта норма изначально была достаточно четко прописана в законодательстве – всем было понятно, что она заработает с 1 января 2009 года. Так что за год соответствующие органы исполнительной власти должны были провести подготовительную работу, которая позволила бы в последствии реализовывать данную норму без ущерба для государства. Результат этой работы будет виден уже в Охотоморскую минтаевую путину. То есть уже с конца января – начала февраля будет понятно, насколько технически готовы соответствующие службы не на словах, а на деле.

Несомненно, для Федерального агентства это такое же беспокойство и ответственность, как и для самих рыбаков. Конечно, хотелось бы верить, что большинство опасений развеются, но без каких-то шероховатостей все же не обойтись, ведь подобной практики наша страна прежде не имела.

С другой стороны, можно рассматривать этот шаг как проверку со стороны государства, которая даст возможность понять, насколько состоятельна, поворотлива исполнительная власть в реализации подобных поручений.

- Проверка боем?

- Как всегда в нашей стране… Но на самом деле здесь же нет ничего неожиданного – решение об этом принято не вчера, на подготовку всем нам выделялся год. Поэтому, говоря о Росрыболовстве, могу заверить, что вся необходимая работа проведена и проведена она хорошо. А что касается наших коллег из Федеральной таможенной службы, Пограничной службы ФСБ, Минтранса, который также в силу своей компетенции задействован в этом процессе через администрации порта, – я надеюсь, что они также готовы. Надеюсь, что к этому готовы и предприятия рыбопромышленного комплекса.

- Из российских вод переместимся в моря иностранные – как обстоит ситуация с вопросом о присутствии России в Мировом океане?

- В настоящее время Россия принимает участие в консультациях по обеим конвенциям – в Северо-Западной и Южной части Тихого океана (СЗТО и ЮТО).

Инициатором Конвенции по ЮТО выступают Чили, Австралия и Новая Зеландия. Суть ее состоит в том, чтобы определить правила игры за пределами 200-мильных зон государств в этих районах. Эта Конвенция уже прошла достаточно много этапов согласования. Последние переговоры завершились осенью в Австралии. Естественно, на всех встречах Россия отстаивает свои позиции и продолжит бороться за «ключ» в доступе к этим биоресурсам и в дальнейшем. Тем более, что у нас есть все основания не проиграть на данном направлении, тем более, что по данному району мы традиционно проводили глобальные исследования. Не думаю, что этим странам удастся каким-то образом лишить Российскую Федерацию возможностей промысла – об этом даже не может быть речи.

Что касается Северо-Западного направления – здесь также продолжают проводиться активные переговоры. Последний, 5-й раунд консультаций проходил в октябре в Токио. На нем, в частности, Россия подтвердила свое согласие на расширение района применения будущей конвенции на восток при соблюдении ряда условий. Вместе с тем российской делегацией было предложено отложить рассмотрение вопроса относительно определения южной границы для будущих консультаций в связи с тем, что участники процесса создания конвенции по Южной части Тихого океана до сих пор не определились с северной границей своего проекта. Следующая встреча пройдет в Южной Корее, в Пусане.

Таким образом, по направлению СЗТО сейчас рассматривается возможность создания конвенционного района не только в Северо-Западной части, но и всей северной части Тихого океана, то есть объединение этих зон. Я думаю, что и здесь у нас очень хорошие позиции, потому что мы можем за счет истории промысла и объемов, которые мы вылавливали в этом районе, доказать свои права, а точнее – прибрежность в отношении этой конвенции.

Что касается бизнеса, то он действительно будет вынужден соблюдать определенные правила, создаваемые данными конвенциями. Сегодня пока рано говорить о каких-то конкретных ограничениях, но ясно, что страны по-разному понимают возможность их определения. Например, сегодня много говорится о возможности запрета донного тралового промысла на Императорских хребтах. Россия более умеренно относится к такой позиции. Поэтому, думаю, что нам предстоит пройти еще достаточно много дискуссий, прежде чем конвенционное соглашение будет согласовано.

- Говоря в целом об условиях Вашей работы: есть ли понимание между Федеральным агентством и законодателями, другими ведомствами, участвующими в процессе разработки нормативной базы? Удалось ли наладить работу с самими субъектами отраслевого права – рыбаками и ассоциациями, с кем из них, по-вашему, работать эффективнее?

- Уже давно и продуктивно у нас ведется работа и с профильным комитетом Государственной думы – Натальей Комаровой, и с профильным комитетом Совета Федерации – Геннадием Горбуновым, а также с коллегами – статс-секретарями в различных министерствах. Поэтому сегодня никаких препонов для наращивания взаимодействия не существует. И даже при возникновении серьезных разногласий по принципиальным вопросам нам всегда удается находить решения, компромиссы. Так что в этом плане у Росрыболовства нет никаких проблем. Наоборот, сегодня нас везде встречают с пониманием и готовностью к такому же активному сотрудничеству.

А что касается работы с отраслевыми ассоциациями и предприятиями – разумеется, в организационном плане всегда удобнее работать с общественными объединениями. Тем более что уже отходит в историю та пора, кода существовало бесчисленное множество всевозможных ассоциаций. Сегодня откристаллизовываются те союзы и объединения, которые смогли выжить в новых условиях или возникнуть на устойчивой политической платформе. Да и сами ассоциации сейчас формируются не на принципах «митинговщины», а на основе выбранного профиля деятельности. Поэтому могут защищать интересы достаточно большой группы предприятий, обоснованно подкрепляя все свои доводы. Конечно, с такими организациями работать приятно и нужно, так как взаимные сигналы бизнеса и власти способны находить решения в любой сложной ситуации и, зачастую, приводят к каким-то поправкам или изменениям в законодательной базе. Сегодня все мы понимаем, что нужно для того, чтобы бизнес развивался динамично, а бизнес понимает, что требования государства в данном случае обоснованы и ясны.

- В заключение нашей беседы, что бы вы хотели пожелать всем рыбакам в наступившем году?

- Не хотелось бы произносить высокопарных слов. Конечно, хочется пожелать каждому из вас всего только самого хорошего. Я думаю, что у нас есть все предпосылки говорить о том, что наша отрасль сможет без особых потерь пережить этот кризис, и наступивший год обязательно будет отмечен новыми победами, свершениями и своими рекордами. Главное, чтобы во всех делах нам сопутствовала удача!

Наталья СЫЧЕВА

  • Сергей ПОДОЛЯН
  • Андрей КРАЙНИЙ и Сергей ПОДОЛЯН, Всероссийское совещание рыбаков, Владивосток