В первый день представители Дальневосточной региональной организации РПМ побывали в Находкинском морском рыбном порту. В ходе встречи с капитаном порта профсоюзники выяснили, насколько часто сюда заходят суда под «удобными флагами», какие услуги НМРП оказывает морякам и как контролируется безопасность мореплавания и состояние этих судов.
«Как выяснилось, на деле администрация морского рыбного порта не контролирует деятельность довольно большого процента судов, находящихся на его территории, – отметил в беседе с корреспондентом «РП» председатель Дальневосточной организации Российского профсоюза моряков Николай СУХАНОВ. – Это суда торгового флота. Их деятельность, а значит и контроль за состоянием самих судов, условиями работы экипажей, находится в поле зрения администрации морского торгового порта».
В этот же день делегация региональной организации РПМ вместе с членами администрации рыбного порта и инспектором портового надзора посетили стоящий в Находкинском порту теплоход «Лора» (Lora) под флагом Сент-Китс и Нэвис (порт приписки – Бастер, компания-оператор – «Рокс» (Находка)).
«Экономика Сент-Китс и Нэвис – маленького островного государства, расположенного в Карибском море, довольно слаборазвита и ориентирована главным образом на туризм. Так что в случае непредвиденных ситуаций, в которые могут попасть члены экипажа или само судно-подфлажник, это государство не сможет защитить моряков, так как не располагает соответствующей законодательной базой и международными конвенциями», – пояснил собеседник. Опасения вызывает и преклонный возраст судна, построенного в 1967 г.
В ходе беседы с экипажем – 16-ю гражданами РФ – выяснилось, что коллективный договор на судне отсутствует, а размер заработной платы матросов и капитана (от 650 до 2,5 тыс. долларов), оговоренный в индивидуальных контрактах, не соответствует международным требованиям.
«С нашей стороны будут предприняты меры по урегулированию данной ситуации – в адрес судовладельца будет направлено соответствующее обращение с рекомендацией проведения переговоров с Российским профсоюзом моряков для того, чтобы заключить коллективный договор по требованию Международной федерации транспортных рабочих», – сообщил Николай Суханов.
Одновременно акция проходит и в странах АТР – Японии, Южной Корее, на Тайване, Филиппинах и в Гонконге. Во всех портах этих государств инспекторы Международной федерации транспортных рабочих (International Transport Workers’ Federation, ITF), национальные профсоюзы моряков государств посещают суда под «удобными флагами» и знакомятся с условиями труда, наличием коллективных договоров, а также задолженностей по заработной плате и другими проблемными вопросами: качеством питания, жилищными условиями на судне, его техническим состоянием и т.д.
После завершения акции судовладельцам будут направлены письма с предложением заключить коллективные договоры, а при необходимости – с требованием погасить задолженность перед экипажем до выхода в очередной рейс либо выполнить замечания и предложения, озвученные моряками. «В противном случае уже в следующем порту судно встретит инспектор ITF и, возможно, против судовладельца и самого судна будут проведены акции протеста или объявлен бойкот. Так что в любом случае, владельцу судна придется выполнить свои обязательства перед экипажем», – отметил Николай Суханов.
По его словам, в рамках прошлой акции, проходившей с 15 по 17 июля 2008 г., на Дальнем Востоке России было проверено 7 судов под «удобными флагами» в портах Находка и Владивосток. Морякам было выплачено более 200 тыс. долларов в счет задержанной заработной платы, на организацию питания и на оплату авиабилетов при репатриации.