Новый год как всегда щедр на подарки. Наконец вступили в силу часть 3 статьи 19 Федерального закона N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также 184 Постановление Правительства РФ, которые и по сей день будоражат рыбацкую общественность.
Напомним, согласно этим нормативно-правовым актам с 1 января 2009 года все биоресурсы, выловленные в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, подлежат доставке из района промысла на таможенную территорию РФ для оформления. Прежде же рыбопродукция могла быть транспортирована за границу без захода в российские порты, что подчас было экономически рентабельнее. Срок оформления – 3 часа.
С точки зрения законодателей, подобные меры должны способствовать ужесточению контроля за незаконным выловом рыбы (в море, когда число добытой рыбы проконтролировать не всегда возможно, возникает соблазн скрыть реальный объем улова) и послужат стимулом для развития собственной рыбодобывающей и рыбообрабатывающей инфраструктуры региона.
Мы попросили прокомментировать сложившуюся на данный момент ситуацию в портах начальника Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), генерал-майора таможенной службы Игоря ВЛАСЕНКО, а также подвести некоторые итоги работы ДВТУ за 2008 год.
- На начало 2009 года всего Дальневосточным таможенным управлением оформлено 66 судов, из них Первомайским таможенным постом Владивостокской таможни оформлено 10 судов с рыбопродукцией, предназначенной для потребления на внутреннем рынке, и 1 судно – с экспортной рыбопродукцией.
Законодательством установлены достаточно жесткие сроки, в которые должен быть оформлен груз – 3 часа. Как показала практика, сегодня среднее время оформления судов – около двух часов. Подобные временные лимиты объясняются тем, что не менее чем за 24 часа согласно 12 пункта Постановления в администрацию порта подается развернутая информация о наличии рыбопродукции и намерении об ее реализации (остается на внутреннем рынке или экспортируется). В течение суток, пока суда стоят на рейде, эта информация обобщается, анализируется, таможня обменивается необходимыми данными с другими контролирующими органами и встречает рыболовное судно «во всеоружии». На начало года ДВТУ справляется со своими функциями, и пока нет необходимости каким-то образом усиливать личный состав.
Если продукция морского промысла предназначена на экспорт, она подлежит таможенному оформлению. Важно соблюсти все необходимые требования, чтобы скоропортящаяся продукция не задержалась у владивостокского берега.
Если заявленная рыбопродукция будет реализовываться на российском рынке, она вообще не подлежит таможенному оформлению и контролю, а оформляется документально, в упрощенном уведомительном порядке – таможенники не поднимаются на борт судна. За исключением случаев, когда имеется какая-либо информация о правонарушении. В подобной ситуации мы имеем право судно досматривать. И мы это будем это делать. Я веду речь, конечно, об исключительных случаях, – пояснил начальник ДВТУ.
- Можно привести в пример оформлявшееся на экспорт судно «Дорида», которое простояло в порту несколько дней. По рыбной муке, находящейся на борту судна, была получена оперативная информация из двух адресов. Однако эти сведения не были подтверждены. Конечно, на то могут быть разные причины. И одна из них – недобросовестная борьба конкурентов. При таможенном оформлении экспортной рыбопродукции на судне «Дорида» не в пользу рыбопромышленников сыграли такие обстоятельства как некорректное оформление стандартных документов перевозчика, задержка с фактическим поступлением денежных средств на счета таможни по 1 грузовой таможенной декларации, отсутствие необходимой суммы на счетах таможни вследствие повышения курса доллара по 2 ГТД.
Вместе с тем, следует отметить, что с начала года, претензий по работе нашей службы заявлено не было.
- На кого возлагается ответственность в случае задержки судна в порту по причине неподтвердившейся оперативной информации?
- Точно, не на государство. К сожалению, данный вопрос до конца не урегулирован. Подчас, сталкиваясь с подобными фактами, участники идут в суды и предъявляют ущерб федеральному бюджету.
За 2008 год подразделениями дознания таможен Дальневосточного региона возбуждено 349 уголовных дел, из них 21 дело – по фактам, связанным с нарушениями рыболовного законодательства. Пресечено незаконное перемещение водных биоресурсов объемом 1500 тонн, общей стоимостью свыше 52 миллионов рублей. Показатель выявляемости подобных правонарушений возрос на 43% по сравнению с предшествующим годом.
Как отметил заместитель начальника Дальневосточной оперативной таможни, подполковник таможенной службы Дмитрий ПОЛУЛЯХ, «подобных положительных результатов борьбы с контрабандой удается достигать благодаря тесному взаимодействию таможенных органов региона с региональными пограничными управлениями ФСБ РФ».
«Способы совершения таких преступлений «нехитрые». Как правило, сопряжены с перемещением водных биоресурсов, которые добываются браконьерским способом, с сокрытием от таможенного контроля, а также связаны с попытками уйти от декларации или оформить ее недобросовестно, – отметил замначальника ДВТУ. – Предметом правонарушений обычно оказывается краб, морской еж, моллюски».
По итогам работы за прошедший год всего в федеральный бюджет таможнями ДВТУ перечислено 180,76 миллиардов рублей, что превысило плановое задание на 110%. По сравнению с 2007 годом сумма перечислений увеличилась на 43,54 миллиарда рублей (на 38%). Больше других отличились Владивостокская (35% таможенных платежей перечислено в федеральный бюджет) и Находкинская таможни (31%).
«Подводя итоги года и определяя перед собой задачи на 2009 год, безусловным ориентиром осуществления правоохранительной деятельности была и остается защита экономических интересов и безопасности государства», – в заключении подчеркнул Дмитрий Полулях.