Законодательные ошибки надо исправлятьРаботники и ветераны рыбного хозяйства Российской Федерации направили обращение председателю правительства РФ В. В. Путину. |
Уважаемый Владимир Владимирович!
Работники и ветераны рыбного хозяйства Российской Федерации с удовлетворением отмечают огромное значение для развития отрасли принятых за последнее время поправок к Закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Федеральные законы № 333-ФЗ от 06.12.2007 г. и № 250-ФЗ от 03.12.2008 г. заложили основу этому процессу. Эту оценку целиком разделяют рыбацкие коллективы, видящие в этом позитивные перемены в отношении власти к проблемам рыбохозяйственного комплекса.
Вместе с тем ряд положений указанных законов вызывают обеспокоенность и тревогу в виду того, что в результате их реализации ухудшаются условия работы рыбаков. Особую обеспокоенность вызывают изменения, внесённые в статью 21 закона (№ 250-ФЗ от 03.12.2008), согласно которым все законно выловленные в процессе научно-исследовательских и контрольных работ водные биоресурсы при невозможности возвращения их в среду обитания из-за физического состояния подлежат уничтожению, а производство продукции из них на судах, осуществляющих НИР, запрещено.
Таким образом, факт уничтожения таких уловов означает приравнивание их к уловам браконьерского промысла. Однако даже при резком сокращении в 2009 году квот вылова ресурсов, выделяемых для НИР, объёмы уловов морского промысла от проведения таких работ будут составлять тысячи тонн, а их уничтожение в установленном порядке потребует финансовых средств в сумме, сопоставимой с объёмом финансирования науки в целом.
Данное положение, установленное законом, не позволит научным организациям, работающим на научно-исследовательских и рыбопромысловых судах, сформировать научно-обоснованные прогнозы на 2010 и последующие годы, так как мониторинг, который проводится при этом, зависит от качества и количества проделанной работы, получения необходимых статистических материалов.
В этих целях предлагаем из статьи 21 Федерального закона от 03.12.2008 г. № 250-ФЗ исключить части 3.1 и 3.2, что позволит научным организациям составлять качественные прогнозы общедопустимых уловов.
Редакция новой статьи 7.1 устанавливает, что производство продукции из водных биоресурсов на судах допускается при осуществлении промышленного рыболовства, а при осуществлении прибрежного промысла разрешено производить продукцию только на территориях прибрежных субъектов, т.е. на судах рыбопромыслового флота, в том числе и на специализированных перерабатывающих судах (плавзаводы) переработку осуществлять запрещено.
При этом не учитывается тот факт, что в ряде районов прибрежного рыболовства, особенно на Дальнем Востоке, отсутствует достаточное количество береговых рыбоперерабатывающих мощностей. Примером может служить побережье Западной Камчатки, где на добыче донно-пищевых и лососёвых видов рыб без участия судовых приёмных мощностей весь объём уловов прибрежного промысла обработать невозможно, так как отдельные районы лова находятся на расстоянии 200 и более миль от береговых предприятий.
В этих условиях с целью дальнейшего развития прибрежного рыболовства просим Вас, Владимир Владимирович, рассмотреть и поддержать предлагаемые нами изменения в Федеральный закон от 3 декабря 2008 года № 250.
Пункт 10.1 изложить в следующей редакции: «10.1) прибрежное рыболовство – предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приёмке, обработке, в том числе на судах рыбопромыслового флота, способных осуществлять производство рыбной продукции, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определённые органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации».
Статью 7.1 (производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов) изложить в следующей редакции: «1. Переработка водных биоресурсов осуществляется на предприятиях, расположенных на территории Российской Федерации, иных территориях, установленных соответствующими соглашениями и договорами, а также на оборудованных технологическими линиями по переработке судах рыбопромыслового флота, используемых для промышленного и прибрежного рыболовства.
2. Использование уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, осуществляется для производства рыбной или иной продукции из водных биоресурсов на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации, а также допускается их переработка на судах рыбопромыслового флота.
3. Использование уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении видов рыболовства, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, а также товарного рыбоводства, может осуществляться для производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на территории любого субъекта Российской Федерации.
4. Производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов».
Применение норм статьи 16 часть 4 (№ 333-ФЗ от 06.12.2007), вводящей запрет на использование с 01.01.2009 нерезидентных судов, привело к прекращению промысловой деятельности 27 высокоэффективных рыбопромысловых судов (15 судов типа “Стеркодер” и 12 ярусоловов), эксплуатируемых на условиях бербоут-чартера, строительство и ввод в эксплуатацию которых в своё время было осуществлено под гарантии правительства Российской Федерации. Вывод их из производственного потенциала отрасли будет иметь крайне негативные социально-экономические последствия для регионов, где эксплуатируются эти суда. Останутся без работы члены экипажей судов (вместе с семьями порядка 5000 человек), бюджеты всех уровней потеряют более 300 млн. рублей.
С целью недопущения негативных последствий остановки промысла указанных судов просим правительство дать поручение заинтересованным федеральным органам исполнительной власти по подготовке в кратчайшие сроки проекта Федерального закона о внесении изменений в часть 4 статьи 16 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусматривающего возможность осуществления рыболовства судами, построенными под гарантию правительства Российской Федерации.
Введён запрет на ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов и электроловильных систем, установленный новыми частями 4-6 статьи 26 закона (№ 250-ФЗ от 03.12.2008 г.). Сейчас все суда, приходящие с промысла, имеют на борту орудия лова, изготовленные из синтетических материалов, а их приход в родной порт будет рассматривается не иначе как незаконный ввоз с точки зрения таможенного законодательства с соответствующими санкциями. Необходимо, чтобы при формировании предусмотренного нормой закона перечня было сделано чёткое разграничение между сетями из синтетических материалов и необходимым промвооружением для работы рыбопромысловых судов и промысловых бригад прибрежного лова.
Также считаем необходимым распространить положение статьи 150 части второй Налогового кодекса по отмене налогообложения на построенные рыбопромысловые суда и иностранное комплектующее оборудование за рубежом. Следует также предусмотреть возможность перехода на единый сельскохозяйственный налог береговых рыбоперерабатывающих предприятий.
Из приведённых примеров видно, что отдельные изменения в законодательстве о рыболовстве ведут к ухудшению условий осуществления рыбохозяйственной деятельности, а следовательно, мешают выполнению основной задачи отрасли в повышении уровня продовольственной безопасности страны и наиболее полном удовлетворении спроса населения.
Такие, мягко говоря, упущения вызваны тем, что на предварительной стадии формирования законодательной базы, к этой работе не привлекаются практики рыбного хозяйства, либо их мнение игнорируется со стороны законодателей.
Уважаемый Владимир Владимирович, в связи с изложенным просим Вас дать соответствующим федеральным органам исполнительной власти поручение по устранению отмеченных недостатков и срочной подготовке изменений в законодательство о рыболовстве.
Н.П.КУДРЯВЦЕВ, первый заместитель министра рыбного хозяйства СССР (1976-1988 гг.), участник Великой Отечественной войны;
А.Н. ГУЛЬЧЕНКО, заместитель министра рыбного хозяйства СССР (1975-1990 г.г), участник Великой Отечественной войны;
В.К.Зиланов, заместитель министра рыбного хозяйства СССР (1988-1992 гг), заместитель председателя Госкомрыболовства России (1992-1997 гг.), председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства России.