Лишь погода виновата…Сомнения в том, что Камчатка готова работать в соответствии с постановлением правительства № 184, которое с 1 января обязывает рыбопромышленные предприятия поставлять продукцию из водных биоресурсов на таможенную территорию России, рыбопромышленники Камчатки выражали ещё в конце ноября на одном из заседаний комитета по рыболовству, природным ресурсам и аграрной политике краевого Заксобрания. |
Не доверяя рапортам пограничников и таможенников, представители рыбного бизнеса полуострова говорили о том, что Петропавловский морской порт работает только с 9 до 20 часов, что для своевременного оформления судна не хватает нарядов контролирующих органов. И считали, что ситуация не будет исправлена к началу года. При этом ссылались на опыт Приморья, портовые структуры которого уже давно работают круглосуточно и без выходных, перехватывая поток рыбопромысловых и транспортных судов, и критиковали камчатские власти за то, что они не заботятся о будущем.
Тем не менее, правительству края в короткие сроки удалось добиться многого. Было проведено совещание с участием пограничников, таможни, Россельхознадзора, Роспотребнадзора и капитана Петропавловского порта. На нём обсуждалось, как не допустить задержек с оформлением судов и рыбопродукции, но укладываться в отведённый для этого 3-часовой временной отрезок. Пограничникам и таможенникам было предложено внести в технологическую схему оформления судов рыбопромыслового флота такие изменения, при которых режим их работы станет круглосуточным.
В теории выглядело всё замечательно. Правда, сомнения у рыбопромышленников всё же оставались. Однако практика первого месяца применения этой нормы, похоже, пока подтверждает лучшие надежды. Как рассказал старший офицер отделения службы пограничного контроля СВПУ БО ФСБ РФ Андрей Ефименко, пограничники, как и все контролирующие органы региона, с начала года работают по новой технологической схеме оформления судов, в том числе и рыбацких.
Раньше рыбопромышленные предприятия часто жаловались – им в ожидании оформления порой приходится стоять чуть не сутками в Авачинской губе, дожидаясь своей очереди встать к причалу. Бесполезно тратились промысловое время и топливо, а рыбаки изнывали в тоске по близким людям, ведь до родных было рукой подать. После Нового года оформление судна можно произвести и на рейде, что значительно сократило время ожидания завершения этой процедуры. По информации сотрудников портнадзора рыбного порта, если сейчас и бывают задержки при ожидании оформления, то они длятся не более часа (при условии, если погода хорошая). Во время циклонов, когда наряды не могут попасть на рейд, а причалы погребены под толстым слоем снега, «пробка» всё же образуется. Так, недавно одному из судов колхоза им. В.И. Ленина довелось простоять в ожидании 15 часов, но что поделаешь: мало того, что непогода бушевала, так ещё и военные закрыли рейд.
Когда же погодные условия позволяют, пограничники работают в «штатном режиме». Это подтверждают и в рыболовецких предприятиях Камчатки. К примеру, первым транспортником «Океанрыбфлота», пришедшим 27 января в Петропавловск с грузом рыбопродукции беринговоморского минтая, оказался ТР «Меркурий». Как рассказали в службе эксплуатации предприятия, планировалось его оформить на рейде, но из-за непогоды он встал к причалу. Через 3 часа власти закончили работу по его оформлению и приняли заявку на отход на следующий день. Во многом такой скорости оформления способствовало и то, что все документы (и таможенные, и ветеринарные) были подготовлены заранее.
К сожалению, не все судовладельцы оказываются столь предусмотрительными и готовыми к работе в новых условиях, хотя этот порядок разъясняли пограничники и краевая администрация, а таможенники собирали рыбопромышленников на консультационный совет. Например, таможенниками отмечаются случаи несвоевременного уведомления о заходе судна в порт (что нужно делать за 24 часа до его прибытия), качество предоставляемых необходимых для производства таможенного оформления документов не всегда соответствует установленным требованиям.
О том, чем может обернуться беззаботность в этом отношении, говорит факт задержки в Петропавловске ТР «Заря» 15 января. Во время оформления отхода пограничниками было установлено, что на судне нет схемы трюмов, заверенных судовладельцем, а это – нарушение Правил рыболовства. Пока выясняли обстоятельства, составляли административный протокол, транспортник простоял 9 часов.
На выполнение правительственного постановления № 184 брошены все силы пограничников и таможенников. Наряды воинов в зелёных фуражках работают в круглосуточном режиме, при необходимости (если позволяет погода) они выходят на рейд. Вместе с ними контроль судов и продукции, произведённой из водных биоресурсов, выловленных в экономзоне и континентальном шельфе России, также осуществляют и камчатские таможенники. На отсутствие работы им жаловаться не приходится. С 1 по 25 января в Петропавловске были оформлены 41 рыбодобывающих и транспортных судов, которые уходили в море или приходили в порт для декларирования рыбопродукции. А по данным Камчатской таможни, за 27 дней января её ввезено на таможенную территорию РФ 9 633 тонны; 6 837 тонн оформлено на экспорт. Совместные усилия СВПУ и таможни края привели к тому, что с момента вступления в силу постановления № 184 практически все рыбопромысловые суда в регионе были оформлены в установленный 3-часовой срок. Справятся ли они с этим и в дальнейшем, ведь это сейчас поток уходящих в рейс и приходящих из районов промысла судов ещё невелик? Не вернётся ли прежний «порядок» с его многочасовыми ожиданиями оформления судна, когда Охотоморская минтаевая путина подойдёт к концу, а из порта в районы промысла лосося потянутся рыбацкие суда? Однако оснований для паники из-за опасения задержек судов или рыбопродукции у судовладельцев быть не должно, считают сотрудники таможни. Увеличение их потока они прогнозируют в конце апреля, с приближением «красной» путины. К тому времени, может быть, удастся добиться увеличения штата Камчатской таможни (сейчас её руководство пытается обосновать в Москве необходимость этого). Если же нет, то придётся перераспределять сотрудников так, чтобы увеличить наряды для оформления судов. Поскольку закон есть закон, и никто не собирается его нарушать.