Триста рыбаков – уже шаг вперёдНакануне Нового года, как уже писала камчатская пресса, «рыбаки получили подарок» в виде налоговой льготы. Нововведение это было прописано в федеральном законе, вносящем изменения в Налоговый кодекс РФ, чтобы создать налоговые льготы предприятиям рыбохозяйственного комплекса. |
Он был принят Советом Федерации 29 декабря 2008 года. Цель его – дать возможность развиваться предприятиям и индивидуальным предпринимателям рыбной отрасли. С 1 января наступившего года на единый сельхозналог (ЕСХН) помимо сельскохозяйственных производителей, градо- и посёлкообразующих рыбохозяйственных организаций должны перейти «рыбные» предприятия с численностью работающих не более 300 человек, и индивидуальные предприниматели. На него смогут переходить рыбохозяйственные предприятия, занимающиеся рыболовством не только на собственных рыбопромысловых судах, но и на зафрахтованных ими.
Этим законом к сельскохозяйственной продукции отнесены уловы водных биоресурсов, рыбная и иная продукция из этих ресурсов.
Чтобы перейти на ЕСХН предприятия рыбной отрасли должны не позднее 15 февраля 2009 года подать в налоговые органы заявление о переходе на уплату этого налога.
Есть ещё одно нововведение: закон определил критерии отнесения предприятий к градо- и посёлкообразующим. Ими становятся организации, имеющие свой собственный флот или использующие зафрахтованные суда. Доля дохода от реализации добытых биоресурсов или иной продукции из этих ресурсов составляет в общем доходе от реализации не менее 70 % (в прежнем варианте закона было – более 70 %). И последнее требование для статуса градо- и посёлкообразующего предприятия: на нём работников должно быть не менее 50 % от общей численности населения посёлка или города, с учётом совместно проживающих с ними членов семей.
Надо отметить, что за этот закон членам Совета Федерации пришлось голосовать дважды: при первом голосовании он не был принят, поскольку многие сенаторы считают его недоработанным. Ну, к примеру, как понять тот факт, что в случае утраты возможности работать по предлагаемой схеме предприятия лишатся льгот, да ещё должны будут платить пеню, если вовремя не уплатят налоги?
Недостаточно проработанным считает его и наш представитель в Совете Федерации Борис Сорокин. Ещё до принятия в Госдуме он вносил ряд существенных поправок в законопроект, и, пожалуй, главная из них – дать налоговые льготы в виде уплаты ЕСХН не только мелким, а всем предприятиям рыбной отрасли: то есть, снять все ограничения по численности.
Во время обсуждения законопроекта в Совете Федерации Б. Сорокин взял слово для выступления, пытаясь донести до сенаторов и представителей правительства, присутствующих в зале, свою боль за отрасль. Вот, в частности, что он сказал:
– Мне как человеку, который всю жизнь проработал в рыбной отрасли, наверное, больнее всего, что её проблемы находятся так далеко от понимания. Распад Советского Союза отразился и на рыбной отрасли. Новый флот не строился. Покупались старые суда польской постройки, корейские, японские шхуны, министерства рыбного хозяйства не стало. Управление рыбной отраслью всё время находится в стадии реорганизации. Комитет, агентство пришли в лоно минсельхоза, но при этом никакие льготы сельхозпроизводителей на рыбаков не распространились: ни единый сельхозналог, ни дотации на топливо при выросших до максимума ценах на нефть – до 140 долларов за баррель. Государство «не замечало», а рыбаки тянули и тянули эту ношу.
Я внимательно смотрел заседание Государственной думы. Заместитель министра финансов С. Шаталов сказал, что рыбаки на крабе и минтае делают безумные деньги. Я бы хотел, чтобы кто-то из здесь присутствующих хотя бы мысленно представил, как во время шторма надо не просто осуществлять одиночное плавание, а добывать рыбу и обрабатывать её в любое время года.
Во всех странах рыбная отрасль дотируется, рыбаков поддерживает государство. Примеры – Япония, Корея, Новая Зеландия и так далее. Во времена пика стоимости барреля нефти Евросоюз поддержал своих рыбаков, выделив 7 млрд. евро. У нас рыбная отрасль находится всё время в одиночном плавании, в преодолении проблем.
Об одной я хотел бы сказать. Только по постановлению правительства № 184, которое вступило в силу с 1 января, возникает дополнительная налоговая нагрузка в виде оплаты экспортной пошлины. Для одного стабильного предприятия она составит около 180 миллионов рублей. Эта цифра достоверная. Механизм работы этого постановления до сих пор не готов. Что же может произойти? Транспорт будет заходить в порты, платить маячные сборы, таможня будет два раза брать таможенную пошлину за ввоз и вывоз, начнутся простои судов в ожидании оформления – всё это ляжет, естественно, на фрахт.
Как жить рыбакам? Как осуществлять модернизацию флота, технологическое переоборудование? Как выпускать достойную и востребованную на рынке продукцию?
Как нам завтра выходить в Мировой океан? Глава ФАР озвучил, что мы в следующем году там выловим 1,5 млн. тонн рыбы. Не знаю, чем и как. Как мы собираемся в 2009 году почти в два раза увеличить вылов – с 3,5 до 6,5 млн. тонн? Что мы собираемся вылавливать на судах, на которых всё опаснее работать? Или к нам придёт иностранный флот и «поможет» выловить нашу рыбу? Магадан, Сахалин, Камчатка и так далее – я говорю только о составляющей Дальнего Востока. А если там к недовольным повышением пошлин на иномарки добавятся и выйдут на улицы десятки, сотни тысяч безработных рыбаков? В условиях такого прессинга невозможно найти средства для достойной оплаты труда рыбаков. Не хотят в море идти. Флот будет стоять у стенки в ожидании комплектования экипажей.
Я прошу дать протокольное поручение профильным комитетам, комиссии Совета Федерации по национальной морской политике в течение двух месяцев изучить реальное положение дел в рыбной отрасли через сенаторов от «рыбных» регионов, через рыбные компании, предприятия, а затем обобщить материалы и доложить о них правительству и президенту для принятия экстренных мер по поддержке рыбной отрасли. Рыба – это такой же сельскохозяйственный продукт и так же обеспечивает продовольственную безопасность страны!
Поправки в Налоговый кодекс по распространению единого сельхозналога на предприятия рыбной отрасли численностью хотя бы в 300 человек необходимо принимать. Но в перспективе надо снимать численный барьер и распространять единый сельхозналог на все предприятия рыбной отрасли.
Виктор Орлов, представитель в верхней палате парламента от правительства Камчатского края также вносил поправки в законопроект, касающийся налогообложения рыбной отрасли, неоднократно выступал за увеличение барьера численности работников рыбного предприятия для перехода их на единый сельхозналог. На заседании Совета Федерации он заявил, что имеет массу замечаний к принимаемому закону:
– Представьте себе северное село на берегу, – сказал В.Орлов. – 70–80 % населения – представители коренных малочисленных народов. Только от числа трудоспособных максимум 50 % трудоустроены. Но где? Жилищно-коммунальное хозяйство, школа, больница, муниципалитет. Всё. Остальные 10–15 % перебиваются случайными заработками.
Где мы наберём 50 % работающих вместе с членами семьи, чтобы cделать предприятие градообразующим? Не наберём. Это тоже надо понимать!
Ещё целая серия недостатков: барьер в 300 человек… Но мы сегодня находимся в совершенно иной экономической и финансовой ситуации. Предприятиям нужна немедленная поддержка. Поэтому давайте всё-таки поддержим закон и, может быть, наши усилия по продвижению протокольного поручения с законодательной инициативой увенчаются успехом.
Во время работы над законопроектом сенаторы Борис Сорокин и Виктор Орлов обратились к председателю Совета Федерации С.М. Миронову с просьбой поддержать их поправки, направленные на уменьшение налогового бремени на рыбную отрасль России. Борис Сорокин довёл до сведения Сергея Миронова обращение Дальневосточной ассоциации добытчиков минтая с просьбой исключить из закона норму по численности работников «рыбных» предприятий, предоставив им тем самым право льготного налогообложения.
На днях Б. Сорокин получил письмо от Е. Бушмина – председателя комитета СФ по бюджету (профильного), который сообщил, что обращение Сорокина к Миронову было рассмотрено в бюджетном комитете. Кроме того, сенатор В. Новиков подготовил законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, которые отменят пени за несвоевременную уплату налогов для сельхозпроизводителей (в том числе и предприятий рыбной отрасли). Законопроект направлен на заключение в правительство. Хотелось бы верить, что он обретёт жизнь, а работа над поправками в принятый закон будет продолжаться.
Наталья СЫСОЕВА-БОГАЧЁВА, помощник члена Совета Федерации Б. А. Сорокина.