Транспортные расходы на контроле у ФАСКассационный суд оставил без изменения постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда по пп.5, 8 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» решения Федеральной антимонопольной службы России в отношении ОАО «РЖД» и ОАО «Рефсервис». |
Как пояснили РИА Fishnews.ru в ФАС России, ранее антимонопольная служба признала группу лиц в составе ОАО «Рефсервис» и ОАО «РЖД» нарушившими п.2, 4, 5, 8 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции». В свою очередь суд подтвердил законность решения антимонопольного органа в части признания группы лиц нарушившими пп.5, 8 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в необоснованном уклонении перевозчика ОАО «РЖД» от предоставления грузоотправителю комплексной транспортной услуги перевозки железнодорожным транспортом общего пользования грузов в изотермическом подвижном составе общего парка. Для этого ОАО «РЖД» понуждало заключить договор с ОАО «Рефсервис».
Кроме того, ОАО «Рефсервис» и ОАО «РЖД» создавали дискриминационные условия для транспортных экспедиторов/операторов изотермического подвижного состава, не входящих в группу лиц ОАО «РЖД».
Напомним, в мае 2006 г. из состава ОАО «РЖД», являющегося единственным на железных дорогах России публичным перевозчиком, было выделено дочернее общество – ОАО «Рефсервис», которое не является перевозчиком, не осуществляет перевозки и не заключает договоры перевозки грузов, а оказывает лишь услуги по организации перевозок и услуги по предоставлению подвижного состава. При этом на этапе рассмотрения дела дочернему обществу ОАО «РЖД» было передано в собственность около 6700 изотермических и рефрижераторных вагонов перевозчика, что составило порядка 45% от общего количества приписного парка изотермического и рефрижераторного подвижного состава перевозчика.
При этом, отмечают специалисты ФАС России, грузоотправители фактически лишались возможности напрямую воспользоваться услугами перевозчика для перевозки их грузов, так как перевозчик – ОАО «РЖД» – после создания ОАО «Рефсервис», отказывал в оказании услуги по перевозке из-за отсутствия у него вагонов, но соглашался это делать только если функции экспедитора выполняло ОАО «Рефсервис».
Таким образом, грузоотправители теперь вынуждены обращаться к владельцам изотермического подвижного состава, среди которых доминирующее положение занимает ОАО «Рефсервис». В результате, условием доступа грузоотправителей к перевозке грузов железнодорожным транспортом является договор на оказание услуг по организации перевозок с владельцами изотермических вагонов, среди которых только ОАО «Рефсервис» имеет возможность за вознаграждение (сумма которого устанавливается отдельным договором) осуществлять подачу парка ОАО «РЖД» грузоотправителям.
Важно отметить, что согласно приложению к указанному договору, ОАО «Рефсервис» по заявке грузовладельца заказывает у перевозчика – ОАО «РЖД»- изотермические вагоны общего парка. Стоимость такой навязываемой грузовладельцам услуги составляет до 50% от стоимости провозных платежей, предусмотренных Прейскурантом N10–01 для перевозки груза в вагонах общего парка. По сути, ОАО «Рефсервис» выступает посредником между грузовладельцами и перевозчиком, что создает искусственное удорожание транспортных расходов грузовладельцев и фактически является нарушением установленного государством порядка ценообразования на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом.
В ФАС России считают, что выполнение решения и выданного в соответствии с решением предписания по данному делу, законность которого подтверждена судебными решениями, приведет к снижению транспортных расходов производителей и торговли на перевозки по железной дороге продуктов питания, и, как следствие, – к ограничению роста цен на продовольствие.