Технический регламент: работа над ошибками продолжаетсяО некоторые выводах, сделанных в процессе принятия Технического регламента, документа, от которого зависит будущее рыбохозяйственного комплекса России, а также возможных последствиях его введения в действие для рыбной отрасли в данном варианте рассказывает председатель комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор ОРЛОВ. |
– После длительного (более трёх лет) периода подготовки и обсуждения 28 января 2009 г. в первом чтении Государственной думой принят проект федерального закона № 470322-4 «Технический регламент «Пищевая продукция из водных биоресурсов». На стадии разработки текст документа неоднократно менялся, в регионах обсуждались его различные варианты и даже готовились поправки к тексту, которые приходили в адрес нашего комитета и других профильных комитетов Совета Федерации и Государственной думы. То есть, формально предусмотренное Федеральным законом «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27 декабря 2002 года публичное обсуждение до первого чтения законопроект прошёл.
– Данный законопроект вызвал массу нареканий со стороны рыбацкой общественности.
– К сожалению, принятый вариант законопроекта содержит массу противоречивых моментов и даже казусов, а используемый в нём понятийный аппарат не согласуется с другими действующими законодательными актами. Применение отдельных статей и положений из этого варианта «Технического регламента» на практике может ухудшить обстановку в рыбной отрасли и даже создать правовую основу для коррупции со стороны контролирующих органов в отношении рыбопромышленных предприятий.
Вместе с тем, в отличие от предшествующих этапов доработки законопроектов в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов сегодня в Госдуме, Совете Федерации, администрации президента и правительстве Российской Федерации преобладает понимание необходимости создания прогрессивных правовых условий для комплексного решения проблемы производства и реализации качественной пищевой продукции из водных биологических ресурсов.
– Какая сегодня работа проводится?
– В течение 30 календарных дней с момента принятия законопроекта в первом чтении необходимо направить в Государственную думу поправки и дополнения к тексту документа, а затем с учётом замечаний и предложений ещё в течение последующих 30 дней – до второго чтения – привести в соответствие с действующим законодательством правовые нормы и положения законопроекта, устранить имеющиеся замечания и включить в текст наиболее прогрессивные предложения от заинтересованных сторон, способствующие развитию рыбохозяйственного комплекса и потребительского рынка рыбопродукции.
– Для координации работы создана экспертная группа Федерального агентства по рыболовству для подготовки предложений к проекту федерального закона «Технический регламент «Пищевая продукция из водных биоресурсов». Кто от Совета Федерации вошёл в состав экспертной группы?
– Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды активно участвует в доработке данного варианта документа и направил для работы в составе экспертной группы в Федеральном агентстве по рыболовству и Государственной думе главного консультанта комитета В.В. Зарецкого и в качестве специалиста-эксперта директора по развитию ООО «Рыбинвесткомпани» А.Т. Петросова. Также в работе группы принимает участие советник комиссии по национальной морской политике В.Б. Соловьёва.
Главная задача членов Совета Федерации – осуществлять координацию работы экспертов и подготовиться к процессу оформления и защиты поправок.
– Каковы итоги работы первых заседаний экспертной группы?
– Первые дни работы экспертной группы над текстом законопроекта показали наличие у её участников общих подходов и мнений по большинству принципиальных моментов. На сегодняшний день принято решение в полной мере учесть замечания государственно-правового управления президента Российской Федерации и правового управления Государственной думы, отдела законодательной техники и систематизации законодательства Государственной думы, а также большинство замечаний минздравсоцразвития Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека. Например, решено устранить из текста законопроекта статьи 6, 39-43 – как несоответствующие целям технического регулирования, статьи 44-48, посвящённые принципам и формам государственного контроля, объединить в одну и изложить в новой редакции. Согласованы основные термины и понятия, использованные в законопроекте, а также уточнено их содержание. В настоящее время проводится правовая оценка понятийного аппарата и положений законопроекта на предмет их соответствия действующему законодательству.
Вместе с тем у экспертов много вопросов вызывает содержание приложений к законопроекту и возможность применения и соблюдения при производстве пищевой продукции из водных биологических ресурсов предлагаемых режимов обработки сырца, а также использование на практике терминов и показателей оценки безопасности готовой продукции самими производителями и контролирующими органами. Пока, по мнению большинства экспертов, все показатели в приложении к тексту законопроекта невозможно соблюсти при производстве пищевой продукции из водных биологических ресурсов и даже оценить на имеющемся сегодня в производственных лабораториях оборудовании. Зато при их сохранении в документе большой простор для предъявления претензий открывается контролирующим органам.
– Комитет Совета Федерации, Ассоциация добытчиков минтая, научные организации и предприятия рыбохозяйственного комплекса считают необходимым до принятия решения всесторонне и серьёзно оценить в регионах последствия введения в рыбной отрасли инициируемых со стороны Росрыболовства предложений «по обязательному подтверждению соответствия процессов производства, перевозки, хранения продукции из водных биоресурсов, входящих в сферу деятельности по рыболовству требованиям данного Технического регламента в форме присвоения номера регистрации в рыбохозяйственном реестре». Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
– Федеральное агентство по рыболовству хочет получить право выдавать разрешения на процессы производства, хранения, перевозки пищевой продукции из водных биоресурсов и осуществлять контроль за такой деятельностью. Присвоение номера регистрации в рыбохозяйственном реестре должно осуществляться, по мнению авторов данного предложения, по уведомительному принципу на основании заявки. С заявкой должна предоставляться техническая документации о схеме расположения производственных и вспомогательных помещений, водопроводов, паропроводов и других путепроводов, места установки и перечень оборудования, описание направлений движений сырья, вспомогательных материалов и готовой продукции и тому подобное. Кроме того, должна быть представлена на рассмотрение система собственного контроля по видам производства пищевой продукции из водных биоресурсов и техническая документация на производство, разработанная самостоятельно изготовителем или другим лицом, на каждый вид предлагаемой к выпуску продукции.
По сути дела, речь идёт о непредусмотренной действующим законодательством новой форме контроля за особенностями технологии производства пищевой продукции из водных биологических ресурсов, которая отсутствует в недавно принятых технических регламентах по производству других видов продукции – «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», «Технический регламент на масложировую продукцию» и др. Доводы руководства Росрыболовства, что данное направление контроля не охвачено пока сферой деятельности Россельхознадзора и Роспотребнадзора, что последние попытаются в ближайшее время заявить свои права на эту деятельность, и всё это станет для рыбаков гораздо сложнее, а главное – «дороже», не убедили большинство экспертов.
До окончательного принятия коллегиального решения по этому и другим вопросам эксперты настаивают на обсуждении данной проблемы в приморских субъектах Российской Федерации.
В целом, пока ещё есть время, рыбацкая общественность вправе на местах объективно рассмотреть предлагаемые Росрыболовством правовые нормы и через своих представителей в федеральных и законодательных органах субъектов Российской Федерации инициировать конкретные поправки к законопроекту ко второму чтению в установленные действующим законодательством сроки. А мы совместно с членом Совета Федерации Борисом Аркадьевичем Сорокиным будем отстаивать их при доработке законопроекта.
Беседовала Мария ВАРКЕНТИН, www.rybazdes.ru.