Приморский край был представлен на переговорах многочисленной группой, в которую вошли представители Приморской администрации, территориального управления Росрыболовства, ФГУП «ТИНРО-Центр», краевого Пограничного управления ФСБ РФ, Дальневосточного таможенного управления, территориального управления Россельхознадзора и рыбацкой общественности.
От рыбаков ждут достойной альтернативы импорту
Открывая совещание, руководитель Федерального агентства Андрей КРАЙНИЙ подчеркнул успешный старт главной путины года: благодаря своевременному распределению долей между компаниями в конце 2008 г. и оперативной выдаче разрешений почти весь флот смог без задержек приступить к промыслу с первых же дней наступившего года.
Важную роль сыграл выход правил рыболовства по Дальневосточному бассейну. И, конечно, острейшие вопросы, с которыми в 2008 г. в ходе Охотоморской путины столкнулись рыбаки и пограничные власти, помог снять выход Временного методического руководства по определению фактического выхода икры минтая. «Сегодня нет никаких оснований для возникновения подобных проблем», – заявил глава отрасли.
Кроме того, с начала года оперативное руководство в районе промысла осуществляет воссозданный штаб охотоморской путины, «благодаря которому все возникающие проблемы будут решаться своевременно и качественно», – выразил уверенность Андрей Крайний.
Благоприятный фон создают и растущие в последние годы запасы минтая, что позволяет увеличивать ОДУ и, соответственно, вылов этого промыслового объекта. В результате до 30% всех уловов сегодня составляет минтай.
Вместе с тем руководитель Федерального агентства заострил внимание на недостаточном использовании российскими рыбаками возможностей отечественного рынка. Несмотря на увеличение объемов поставок минтая на территорию РФ, наши производители не используют имеющиеся резервы – емкость и насыщенность рынка – в полном объеме.
«Чем больше рыбы мы поставим на внутренний рынок, тем больше россиян смогут ее приобрести. Это подтверждает пример с мойвой, которая разлетается сегодня, как горячие пирожки. Тем более что в условиях кризиса большинство потребителей выбирают, прежде всего, кошельком», – отметил глава ФАР.
Больше внимание, по мнению Андрея Крайнего, российским рыбакам необходимо уделить сегодня и переработке уловов. «Когда наши рыбопромышленные компании проведут модернизацию оборудования на судах и будут производить то же филе минтая, вопросов с реализацией этой продукции в России станет еще меньше, – уверен он. – Так, в прошлом году в Российскую Федерацию было ввезено 110 тыс. тонн филе пангасиуса. Понятно, что по вкусовым и прочим качествам оно не идет ни в какое сравнение с нашей рыбопродукцией. Между тем, этот объем был реализован полностью.
Таким образом, мы могли бы принять меры таможенного регулирования, могли бы практически закрыть поставки пангасиуса в Россию, но все это лишь в том случае, если наша промышленность сможет дать достойную альтернативу импорту».
С причала – на рельсы
Слово взяли регионы. Большая часть проблем, на которые указывали дальневосточники, возникает непосредственно в районах промысла. В частности, Магаданская область обратила внимание на недостаточное обеспечение безопасности участников экспедиции, которую в настоящий момент поддерживает единственный спасатель «Справедливый». У камчадалов по-прежнему актуальна проблема нехватки сырья для переработки на многочисленных береговых предприятиях, не имеющих свой флот и квоты.
Возмущение руководителя Росрыболовства вызвала деятельность ряда небезызвестных рыбодобывающих компаний, которые осваивают свои доли квот в запретных территориях. «Мы наслышаны о происходящем и не намерены оставлять это без внимания! – заверил участников совещания Андрей Крайний. – Тем более что результатом их действий становится крупный ущерб. Еще немного, и мы покажем им «красную карточку». Отберем доли квот и будем действовать по предусмотренной на такой случай схеме».
Отрадными новостями с берега поделился с участниками совещания Приморский край. Как отметил руководитель Приморского теруправления Росрыболовства Александр ИВАНКОВ, проведенная руководством отрасли и регионами работа создала максимально благоприятные условия для эффективной работы приморских предприятий. В результате освоение минтая на сегодняшний день уже достигло 26%. В основные порты Приморского края прибыло 94 судна, которые доставили более 107 тыс. тонн рыбной продукции, из которых на экспорт ушло лишь 14 тыс. тонн.
Таким образом, по его словам, в настоящий момент наблюдается запланированный сдвиг в пользу берегового направления движения рыбопродукции. И, что важно, при этом не возникает каких-либо трудностей с ее оформлением на подвижной состав.
Ситуация в портах действительно изменилась, притом кардинально. Согласно данным, приведенным президентом Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгием МАРТЫНОВЫМ, если за аналогичный период 2008 г. порядка 60% рефрижераторных емкостей Приморья были заполнены, сегодня этот показатель не превышает 15%. Таким образом, примерно на 90-95% продукция, которая выгружается на дальневосточный берег, уходит железной дорогой в центральные регионы страны. Высока и скорость выгрузки – от 1000 до 1300 тонн в сутки. Все это позволило увеличить поставки рыбопродукции на российский берег на 164%!
Благоприятны и прогнозы науки. Так, по словам генерального директора ФГУП «ТИНРО-Центр» Льва БОЧАРОВА, в нынешнем году мы имеем дело с аномальными синоптическими и, соответственно, океанологическими событиями. Речь идет о том, что нынешняя зима оказалась теплее даже на фоне последних лет. В этой связи ученые указывают на вероятность более раннего выхода нерестующего минтая на запретные для флота изобаты и преждевременного рассеяния скопления молоди. Пока она концентрируется в Северо-Восточной части Тихого океана, однако последующее перемешивание ее с нерестующим минтаем, приведет к повышению процента молоди в прилове.
Наблюдения научников помогли сделать и экономически перспективные выводы в отношении внешнего рынка. Поскольку у наших американских коллег-рыбаков в Беринговом море промысловая обстановка складывается сегодня, мягко говоря, неважно, в этом году на икорных рынках формирование цены будет по сути дела определяться российскими компаниями, констатируют ученые.
Учитывая столь грандиозные планы, глава отрасли обратил особое внимание на важность совместной работы крупнейших участников икорного рынка от России – членов Ассоциации добытчиков минтая.
Но, как оказалось, одной лишь самоорганизации здесь, к сожалению, мало – серьезным препятствием для всех рыбаков остается вопрос таможенного оформления продукции.
Время уходит на таможне
За период с 14 января в портах Дальнего Востока проходили оформление экспортной продукции 13 судов с грузом предприятий – членов АДМ в 35 тыс. тонн. Из них в установленный постановлением Правительства РФ N 184 срок (или близкий к нему) прошли оформление всего 6 судов. В результате потери времени составили 12 судосуток.
Вместе с тем, как сообщил президент АДМ Герман ЗВЕРЕВ, в период с 16 по 28 февраля ожидается прибытие в порты еще 12 транспортных судов с грузом предприятий – членов Ассоциации в 45 тыс. тонн. При сложившемся порядке оформления потери времени составят не менее 25 судосуток.
- Сейчас, когда мы располагаем практикой оформления уже более десятка судов, есть основания делать вывод: длительные задержки в оформлении судов – это не случайность и не просто недоработка отдельных сотрудников, – уверен президент Ассоциации добытчиков минтая. – Главные причины: ряд ведомственных приказов, устанавливающих порядок оформления судов, необходимо немедленно переписать, рядовые сотрудники в ведомствах плохо знакомы с теми изменениями, которые внесли ведомства – смежники в свою нормативную базу.
Суть проблемы руководителю Росрыболовства подробно изложил вице-губернатор Приморского края Игорь УЛЕЙСКИЙ. По его словам, требования таможенного законодательства и нормативных правовых актов ФТС сегодня делают попросту невыполнимыми постановления Правительства РФ N 184 и N 990 в части соблюдения установленных сроков оформления судов. На деле выходит, что данные нормы выполняются только в части срока ожидания и времени нахождения комиссии на борту судна. Вместе с тем сама комиссия не может приступить к работе без выхода грузовых таможенных деклараций.
Регламентированный же постановлением N 990 принцип последовательного и непрерывного контроля судов, уловов и рыбопродукции, доставленной в порт для декларирования и дальнейшего вывоза за рубеж, не соблюдается вовсе.
Как пояснил представитель администрации края, фактически этот процесс разбивается на два этапа. На первом – производится оформление судна и груза на ввоз на территорию России. Сюда входит работа комиссии на борту и оформление документов, в том числе грузовой таможенной декларации на импорт.
Второй этап подразумевает оформление на вывоз, включающий в себя оформление грузовой таможенной декларации (ГТД) на экспорт с уплатой таможенных пошлин или обеспечения и работу комиссии на борту судна.
Только после прихода транспорта с продукцией морского промысла в российский порт и после представления оригинальных документов (коносамента, заверенного инспектором ГМИ ПУ ФСБ РФ, грузового плана, контракта, ветеринарных и др. документов) таможенный орган приступает к рассмотрению ГТД в режиме «Импорт-40». Этот процесс занимает в среднем 1-2 рабочих дня в зависимости от объема доставленного груза, количества грузоотправителей и ассортимента продукции.
Подача документов на рассмотрение таможенным органом продукции на вывоз в режиме «Экспорт-10» возможна только после выхода таможенной декларации в режиме «Импорт».
И все это, отметим – в отношении российской рыбы, выловленной российскими рыбаками в российских же водах и доставленной на всю ту же российскую территорию…
Причина банальна – вся эта бюрократическая цепочка стала следствием того, что до настоящего времени «во исполнение п. 4 постановления Правительства РФ от 24 декабря 2009 г N 990 нормативные правовые акты ФТС не приведены в соответствие к требованиям данного постановления». И в результате ни одно судно, прошедшее через порты Приморского края по схеме ввоз-вывоз без выгрузки на таможенную территорию РФ, не было оформлено в непрерывном режиме с однократным прибытием комиссии на борт.
Подобное двойное оформление приводит к простаиванию транспорта в разгар путины в портах от 2 до 5 суток. Однако время нахождения комиссий на борту соблюдается минута в минуту и не превышает установленные 3 часа. Результат – полная иллюзия оперативной работы всех контролирующих органов. При этом только по причине оформления таможенных документов транспортные рефрижераторы «Дорида» и «Капитан Кириченко» потеряли по двое суток, простои ТР «Кристалл Арктика» превысили пять.
По рукам связаны и грузовладельцы. Они не имеют возможности осуществить предварительное декларирование, которое позволило бы ускорить процесс оформления судна и подготовки всех необходимых документов, в том числе уплаты таможенных платежей, до прихода судна в порт.
Данная возможность оговорена в приказе ФТС РФ от 14.05.2008 г. N 578 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу РФ рыбопромысловыми судами». В соответствии с п. 12 допускается таможенное оформление груза на основании представленных товаросопроводительных документов на продукцию морского промысла до прихода судна в морской порт.
Однако ст. 130 теперь уже Таможенного кодекса РФ предусматривается проведение предварительного декларирования до прибытия на таможенную территорию РФ только в отношении иностранных товаров. В результате чего подача документов на ввозимую продукцию морского промысла происходит лишь после прибытия груза на таможенную территорию РФ.
Доставляемая же на одном судне продукция рыбного промысла, как правило, сопровождается значительным количеством коносаментов (продукция разного ассортимента и от разных производителей) и предполагает оформление такого же значительного количества таможенных деклараций, что на практике занимает от 5 до 15 документов. На обработку такого объема бумаг уходит от 8 до 20 часов рабочего времени. При этом предварительное оформление деклараций на вывоз рыбопродукции невозможно до ее фактического прибытии в порт и выпуска на таможенную территорию России.
Еще одна причина задержки таможенного оформления – невозможность грузовладельцем заблаговременно оплатить таможенные пошлины.
Фактически решение о таможенной стоимости товара принимается таможенным инспектором при оформлении таможенных документов, то есть после доставки продукции на территорию России. При этом норма, установленная законом РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе» и постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу», предусматривает, что первоосновой для определения таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки. То есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения, во внимание не принимается.
По данным вице-губернатора, анализ оформления ГТД продукции морского промысла на экспорт в 2009 г. показывает, что на таможенных постах большинство грузовых деклараций не было оформлено по заявленной участником внешней экономической деятельности цене. И практически все ГТД были подвергнуты сомнениям. Причем отличие между стоимостью продукции морского промысла, указанной в контракте, и ценовой информацией, имеющейся в таможенных органах, зачастую соотносилось как 1:2 в пользу последних.
Большинство же предъявленных контрактов на продажу продукции морского промысла попросту не были приняты во внимание таможенными органами. Причина – сомнения в соответствии контрактной и таможенной стоимости товара, итог – выставление требования грузоотправителям на уплату обеспечения таможенных платежей. На деле же все это обрекает владельцев товара и таможенные органы на длительные рассмотрения правомерности этих требований в Арбитражных судах. При этом в ход идут оборотные средства, которые рыбопромышленники, вынуждены изымать из процесса производства и вносить на счет таможенных органов для обеспечения уплаты таможенных платежей. В процессе чего накидывается дополнительное время на проведение этих платежей.
Аргументированные доводы грузовладельцев, такие как: предыдущие контракты с отметками банков о прохождении платежей, общий анализ рынка по данному виду товара на этот момент, соответствие цены размерному ряду, качеству, времени добычи и району лова – таможенными органами во внимание не берутся. В основу расчетов ложится информация по коду товара объекта лова, без учета особенностей и по наивысшей ставке.
Иными словами, в условиях действующего «вороха» нормативных документов, относящихся к процессу оформления рыбопродукции, для оформления ГТД требуется предоставление огромного количества совершенно ненужных документов, на подготовку которых затрачивается значительное время.
К сожалению, кроме проблем законодательного и нормативного характера присутствует еще и субъективный фактор. Как отметил Игорь Улейский, уже неоднократно отмечались случаи волокиты и непринятия на оформление грузовых таможенных деклараций. При этом таможенные инспекторы попросту игнорируют требования о предоставлении письменного отказа в приеме документов.
«Формальный, бюрократический подход к вопросу таможенного оформления продукции в портах превратил норму закона «O рыболовстве…», направленную на противодействие незаконному лову, в очередной административный барьер, причем во многом зависящий от субъективных факторов, – подчеркнул представитель приморской администрации. – При этом непонятна роль федеральных органов, призванных координировать рыбохозяйственную деятельность и вырабатывать государственную политику в этой сфере. Фактически эти органы выполняют функции статистиков, не пытаясь исправить ситуацию».
К примеру, почти три недели назад в Приморском крае работала комиссия Росрыболовства по вопросу исполнения постановления Правительства N 990. В ходе работы специалистам Федерального ведомства были озвучены все эти проблемы, даны предложения по их решению. На сегодняшний день ситуация осталась прежней.
«Между тем, сегодня в районах промысла на Дальневосточном бассейне находится более 30 транспортных судов, – продолжил он. – Ориентировочно через две недели начнется массовая отгрузка рыбопродукции из Охотского моря. Ровно столько времени у нас осталось на исправление ситуации. Простои транспортов в портах по 2-5 суток, связанные с оформлением таможенных документов, приведут к коллапсу и угрозе остановки в марте Охотоморской минтаевой путины».
Решения готовы
«План спасения», предложенный Администрацией края и Ассоциацией добытчиков минтая, включает в себя ряд мер, часть из которых возможно реализовать уже в ближайшее время.
Прежде всего необходимо ввести и разъяснить практику временного периодического декларирования, которая позволит урегулировать часть формальностей, не задерживая отправление судна. А также разрешить таможенным органам осуществлять предварительное декларирование судов до их подхода в порт по радиоконосаментам.
Это позволит существенно сократить время оформления непосредственно в порту. «По нашему мнению, последние предложения могут быть учтены уже при подготовке новой редакции приказа N578, а поэтому вполне реально в течение 10-12 дней утвердить по ним положительное решение», – отметил Герман Зверев.
Остальные предложения нуждаются в юридическом оформлении, а посему срок их реализации, несмотря на первостепенную значимость данных шагов, может занять более продолжительный срок.
В частности, это касается признания за продукцией морского рыбного промысла, вылавливаемой в ИЭЗ России, статуса «Товар российского происхождения» для упрощенного порядка таможенного оформления продукции.
К сожалению, несмотря на очевидность данного факта для всех участников селекторного совещания, включая Росрыболовство, одного лишь «разъяснительного письма» для региональных таможенных служб будет явно недостаточно. Единственно действенное решение проблемы экспортно-импортной волокиты – внести соответствующие изменения непосредственно в нормативную базу.
Кроме того, эксперты АДМ полагают, что увеличение количества кодов продукции из водных биоресурсов, позволит исключить случаи необоснованного применения завышенных размеров таможенных платежей применительно к продукции с низкой степенью обработки.
Решению ценового вопроса будет способствовать и создание постоянно действующего коллегиального органа по выработке ценовой информации в отношении продукции морского промысла. Его деятельность позволит обеспечивать таможенные органы объективными данными для определения таможенной стоимости этой группы товаров и сформировать общедоступную базу их таможенной стоимости.
Проблемы выявлены – решения ясны. Остается надеяться, что, несмотря на качество связи телефонной, острота и актуальность поднятых на совещании вопросов были в полной мере восприняты Москвой. А значит, и реакция центра не заставит себя ждать. Тем более что времени на раскачку не предусмотрено – темп работы задает Охотоморье.