Эдуард Климов: Накормить страну – задача МинрыбхозаВ условиях кризиса продовольственная безопасность России испытывается на прочность. Падение курса рубля делает импортную продукцию недоступной для значительного сегмента населения, дорожают и отечественные продукты, при производстве которых используются завозные компоненты. Тем временем Доктриной продовольственной безопасности РФ, которая должна лечь на стол Президенту со дня на день, предусмотрена 80-процентная доля отечественной рыбопродукции на внутреннем рынке. Каким образом возможно достичь этого показателя – с этой темы мы и начали разговор. На вопросы отвечает глава медиа-холдинга «Fishnews-Новости рыболовства», член Общественного совета при Росрыболовстве Эдуард Климов. |
- Глава Росрыболовства Андрей Крайний уже озвучил идею о заградительных пошлинах на импортную рыбопродукцию, заполонившую прилавки магазинов.
- Эта мера проблемы не решит, и правительство прекрасно это понимает. Импорт и без того сокращается, по отдельным позициям уже на 40%, а с дальнейшим углублением кризисных явлений эта импортная река превратится в тоненький ручеек, по берегам которого будет ходить голодный потребитель, потерявший заработок, и выискивать дешевую российскую рыбу.
- А ее нет.
- Но она должна появиться. И, я думаю, правительство не упустит момент, при котором все уловы будут завернуты на российский берег уже не только для оформления, но и для реализации. Во всяком случае, в кабинете министров уже существует проект соответствующего постановления.
- Но это же миллионы тонн! Разве внутренний рынок способен столько переварить?
- Почему только внутренний? Вы забываете про рыбные биржи, работу по созданию которых пока никто не отменял, более того, в нынешних условиях они приобретают вполне реальные очертания. Там будут покупать все, кто заинтересован в сырье, в том числе иностранные компании.
- В среде рыбопромышленников очень много противников биржевой торговли рыбой.
- Среда рыбопромышленников не однородна – это, во-первых. Там есть и те, у кого перерабатывающие мощности загружены не полностью. Во-вторых, вы совершенно верно заметили, что это пока только среда, но далеко не сообщество, способное к консолидации ради общих интересов отрасли и, в конце концов, интересов своего бизнеса. По всей стране существует великое множество мелких союзов и ассоциаций, не способных не только влиять на принятие решений, но даже внятно и слаженно заявить о себе. Все прикрываются региональными и корпоративными особенностями, пытаются время от времени разрулить какие-то свои мелкие проблемки, не видят, не слышат и не поддерживают друг друга. Вся эта картина напоминает раздробленность у восточных славян накануне татаро-монгольского нашествия. Вы наверняка помните из уроков истории, чем тогда дело кончилось.
Не выполняет в полной мере своей функции и ВАРПЭ, эту организацию необходимо усиливать, но, видимо, к этому пониманию в среде рыбопромышленников еще не пришли. В связи с этим Ассоциацию добытчиков минтая можно отнести к уникальным явлениям: за сравнительно короткий срок АДМ набрала авторитет. Но ассоциация минтайщиков не может заменить собой ВАРПЭ, да и не ставит перед собой такой задачи.
В такой ситуации правительство внедрит в жизнь и биржи, и идею доставки всей рыбы на берег без особых проблем.
Если же говорить о положительных сторонах биржевой торговли рыбой, то я бы, в первую очередь, отметил гарантированную оплату за товар, реализуемый посредством торгов, что в нынешних условиях роста взаимных неплатежей становится очень актуальным.
Конечно, введение рыбных бирж поставит целый ряд рыбодобывающих компаний в, мягко говоря, неудобное положение перед иностранными кредиторами. Но о биржах известно уже давно, однако не нашлось до сих пор такой структуры из вышеупомянутой среды, которая бы стала ежедневно будоражить правительство по поводу острой необходимости немедленного создания финансового инструмента развития для отрасли. Каждый со своим кредитором договаривается, как умеет, или пытается собрать бумаги для льготы по процентам.
- Сейчас проценты достигли 28–30, и рыболовство банки опасаются кредитовать. Доли не являются залогом.
- Флот, кстати, тоже, особенно в нынешнем его состоянии. Но тема старения флота уже настолько набила оскомину, что вызывает только нервный тик.
И без самостоятельного института развития, специально предназначенного для работы с рыбной отраслью, эту проблему не решить. Этой точки зрения, кстати, придерживаются многие эксперты.
Но сейчас речь уже не идет о кредитовании под масштабное строительство, сейчас надо иметь хотя бы приемлемые оборотные средства. У экспортеров по известным причинам этой проблемы не существует, но если проект постановления, о котором я уже упоминал, перестанет быть только проектом, и вся рыба действительно будет перенаправлена на российский берег, эта проблема может возникнуть у многих.
- В более выгодном положении окажутся те компании, которые ориентированы не только на вылов, но и на собственную глубокую переработку.
- Правительство определенно нацелено на развитие отечественной переработки, и административная переориентация сырья на российский берег будет первым шагом. Следующий шаг обязан носить стимулирующий характер, поскольку административными мерами переработку не разовьешь. Это должна быть целая система льгот и преференций. Пока же Федеральная целевая программа «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2013 года» предусматривает обновление рыбообрабатывающего оборудования рыбоперерабатывающих организаций только из внебюджетных источников.
- То есть рыбопромышленники должны сами финансировать развитие переработки.
- Уже в этом году в целом по стране они должны поставить у себя оборудование почти на 2 миллиарда рублей. Это, к примеру, 50 линий небольшой мощности по производству сурими.
Но приходится констатировать, что комплекс мер, необходимый для решения крупномасштабной государственной задачи по развитию перерабатывающих производств и насыщению внутреннего рынка выходит за рамки ответственности Федерального агентства по рыболовству. Это уже, как минимум, задача Министерства рыбного хозяйства. Согласитесь: рыболовство и рыбное хозяйство – это далеко не одно и тоже. По логике вещей, агентство должно отвечать за добычу и сохранение водных биологических ресурсов. Как и Федеральный Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» должен регулировать именно эти направления деятельности. Но ведь доходит до абсурда: Росрыболовство, согласно своему положению, отчитывается о вылове, а о производстве рыбопродукции рапортует Минсельхоз! Закон «О рыболовстве» уже регулирует не только добычу и охрану, но и кому и где перерабатывать, и как торговать!
Давайте честно признаем, что на Федеральное агентство по рыболовству возложили весь груз многолетних и разноплановых проблем, плюс поставили перед ним новые задачи, поэтому ситуация давно уже требует коррекции статуса штаба отрасли. Тогда и Минсельхоз не будет отвлекаться на то, сколько, например, выпустили консервов на Камчатке. У них самих сейчас хлопот полно – потребление молока падает и цены на мясо растут. И люди, занятые в аквакультуре, перестанут себя чувствовать сиротами при живых родителях. Они же до сих пор не знают, к кому прибиться: то ли к животноводам, то ли к рыболовству! Может быть, тогда, наконец, появится долгожданный Закон «Об аквакультуре», который будет не только отвечать требованию сохранения экосистем, но и цели наращивания производства товарной продукции. Соответственно, Минрыбхоз может и должен обеспечить и развитие отечественной рыбопереработки, и создание сети магазинов «Океан» тоже логически впишется в круг задач министерства.
По большому счету, если государство берется разворачивать потоки рыбы, то оно должно обеспечить часть технологической, маркетинговой и пропагандистской работы, чтобы предприятия до конца понимали, на каком уровне может стабилизироваться спрос на их продукцию. Тогда они будут готовы вкладывать средства в выпуск продукции с уверенностью, что она будет востребована. Но эти задачи, подчеркиваю, уже полностью в компетенции структуры министерского образца.