Рыбной отрасли не обойтись без отечественных судовВопросы развития отечественной гражданской морской техники обсудили на совещании, которое в минувшую пятницу провел Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин. |
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Правительства России, в этом направлении наша страна обладает значительным потенциалом. Сегодня судостроительная отрасль – это 168 предприятий, 86 из которых находятся в государственной собственности. Объем продаж в 2008 г. составил 150 млрд. рублей. Кроме того, около 200 предприятий, находящихся в частной собственности, совмещают работу в области судоремонта и судостроения.
По словам Владимира Путина, реформирование судостроительного комплекса – вопрос ближайшей перспективы. «Все организационные мероприятия должны быть завершены к 1 апреля текущего года», – заявил он, отметив, что к этому времени будет завершено и формирование Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
В те же сроки предполагается завершить разработку и согласование производственной программы ОСК, при этом упор должен быть сделан на выпуск конкурентоспособной и востребованной линейки гражданских судов: «Нужно реально оценить наши возможности, занять те ниши, где мы сможем предложить конкурентоспособный или даже эксклюзивный товар».
Прежде всего, отметил глава Правительства, речь идет о так называемых наукоемких судах – морской технике для добычи и транспортировки углеводородов с месторождений на континентальном шельфе, о судах ледового класса и ледоколах, плавучих атомных электростанциях, научно-исследовательских и специальных судах.
«Полагаю также, что, обладая мощной рыбохозяйственной отраслью, мы не обойдемся без современных рыбопромысловых судов собственного производства, – подчеркнул он. – Было бы неразумно полностью отказаться от работы на этом емком рынке. Совсем недавно мы обсуждали с руководителем отрасли эти вопросы, надеюсь, мы к ним сегодня еще вернемся».
Согласно приведенным данным, в настоящее время ОАО «ОСК» составило ориентировочную программу производства гражданской судостроительной продукции. Так, по направлению строительства судов для рыбохозяйственного комплекса заложено примерно 265 единиц. Развитие транспортной системы России по этой программе – 791 судно. «Газпром» и «Роснефть» планируют заказать до 2030 г. еще 307 судов.
«Естественно, предложенная программа должна быть ориентирована на реальный, платежеспособный спрос. Повысить привлекательность отечественной продукции мы можем, в том числе за счет широкого применения лизинговых инструментов. И, конечно, те средства, которые заложены в федеральных программах, инвестиционных планах естественных монополий и госкомпаний, должны идти на закупку отечественной техники», – в очередной раз обратил внимание Владимир Путин.
Кроме того, с 2009 г. Правительство приступает к реализации новой Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники», рассчитанной на 8 лет. Планируется, что более 70% ассигнований по ФЦП пойдет на финансирование научных и исследовательских работ, то есть «на создание конкурентного, опережающего задела».
Условиями, определяющими успешный исход прилагаемых усилий, премьер-министр назвал правильную расстановку приоритетов и глубокую модернизацию судостроительных заводов и верфей – «назвать их современными и эффективными мы сегодня пока, к сожалению, не можем», – а также создание новых производств «с чистого листа». «Для судостроения таким прорывным инвестиционным проектом, который выведет отрасль на качественно другой технологический уровень, должно стать строительство новых, полноценных верфей, ориентированных на гражданские нужды», – уверен он.
Что касается финансовой стороны вопроса, на 2009 г. доля финансирования судостроения составит примерно 110 млрд. рублей. Как отметил Владимир Путин, это довольно заметные средства, а посему нуждаются в эффективном расходовании. Для этого, по его словам, необходимо предпринять определенные шаги по структурированию отрасли, которые сделали бы ее «современной, дееспособной и конкурентоспособной».
Пошаговый план реализации поставленных задач включает в себя, прежде всего, поддержку инвестиционных планов новых перспективных проектов, наращивание усилий по загрузке отечественных верфей заказами от национальных заказчиков. «В этой связи рассчитываю на наши крупные компании, на региональные проекты, на рыбаков, на Министерство транспорта», – обратил внимание председатель правительства.
Дополнительной корректировке, по его словам, подвергнется и режим фискальной нагрузки на судостроительную отрасль. «Имею в виду налогообложение, таможенные сборы. Посмотрим повнимательнее, что можно и нужно сделать для поддержки судостроения. И посмотрим повнимательнее на кредитный портфель основных финансовых учреждений, которые получают поддержку Правительства и Центрального банка Российской Федерации. Надо внимательно взглянуть на то, как расходуются и куда направляются полученные в последнее время ресурсы», – заявил Владимир Путин.
РИА Fishnews.ru