В повестке дня значились три вопроса. Собравшиеся рассмотрели итоги Дальневосточного научно-промыслового совета, который проходил во Владивостоке 25-26 февраля, а также Приморского рыбохозяйственного совета, состоявшегося 27 февраля. Подробно ознакомились с информацией о ходе выполнения Постановления Правительства РФ N 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов ВБР и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах РФ» в части изменения таможенного законодательства. А также рассмотрели вопросы подготовки к заседанию Коллегии Федерального агентства по рыболовству, которое состоится в Санкт-Петербурге 20 марта по итогам работы Росрыболовства в 2008 г. и задачах на 2009 г.
Комментируя итоги Совета корреспонденту «РП», президент АРПП Георгий Мартынов отметил, что для приморцев важно озвучить свою позицию на коллегии Федерального агентства по рыболовству. Кроме того, письмо с предложениями по повышению эффективности освоения водных биоресурсов в 2009 г. планируется направить на имя руководителя отрасли Андрея Крайнего и председателя правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, первого вице-премьера Виктора Зубкова.
Среди обсуждавшихся на Совете вопросов центральной стала тема о возвращении единого промыслового пространства добычи ВБР. «Не должно быть разделения на прибрежные и промышленные квоты, – утверждает Георгий Мартынов. – Слава богу, что это начали понимать и наши дальневосточные коллеги. Например, Сахалин на последнем Дальневосточном научно-промысловом совете предложил рассмотреть возможность увеличения района освоения прибрежных квот в некоторых районах до 50 миль. Тогда давайте вообще уберем это ограничение!»
По словам президента АРПП, Приморье ежегодно теряет до 70 тыс. тонн рыбопродукции, поскольку не может осваивать целый ряд важных промысловых объектов. В крае сосредоточено обрабатывающие мощности по выпуску консервов из сайры. Но когда сайра заходит в прибрежную сахалинскую зону, приморские рыбаки не могут ее осваивать, потому что квот у них там, естественно, нет. А предприятиям приходится покупать эту рыбу у сахалинцев, потому что своими силами на Сахалине ее не переработают.
Другой стратегический момент для края – аквакультура. Разговоры об уникальных возможностях для ее развития, которыми обладает регион, уже навязли в зубах. На днях было принято постановление правительства о проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства и заключении такого договора, чем, казалось бы, сделан шаг этом направлении. Если до этого какой-либо механизма выделения воды отсутствовал, то сегодня он появился. Однако на деле вновь оказалось, что документ совсем не такой, какого ждали аквафермеры, поскольку предполагает наделение участками на конкурсной основе.
«Что такое конкурс? Во-первых, он предусматривает элемент состязания, в том числе, и в плане «кто больше даст», – рассуждает Георгий Мартынов. В Приморье сегодня 36 хозяйств марикультуры, которые были организованы 8–10 лет назад, когда еще действовала норма закона, позволяющая субъектам федерации выделять акватории в пользование. Потом, приняв определенные законодательные акты, государство этот порядок ликвидировало. И власти Приморья были вынуждены отменить эти решения. То есть де-юре у 36 действующих хозяйств марикультуры воды нет, а сейчас они должны проводить конкурс. Взять ту же «Нереиду», которая существует больше 10 лет, куда люди вложили серьезные деньги. Если аквафермер проиграет, ему что сворачиваться и уходить? Что тогда делать с рабочими местами, с выращенной продукцией?»
Конкурс заметно осложнит жизнь и тем предпринимателям, кто только собирается заняться марикультурой. «Марикультура, как говорят рыбаки, – это занятие для богатых. Потому что надо взять воду, а по новым правилам за нее нужно заплатить. Надо закупить посадочный материал, надо 3–5 лет его охранять и выращивать, содержать людей, определенное технологическое оборудование. Только через несколько лет появится цикличность, то есть пока одни гидробионты подрастают, другие уже можно будет продавать. Но все это время предприятие не будет получать никакой прибыли. Где, в таком случае, взять деньги?» – резонно спрашивает президент Ассоциации.
И самое главное, пока не принят федеральный закон об аквакультуре, нет правил игры. Потому и предлагают правительству приморские рыбаки внести изменения в февральское постановление N 136, которые бы позволили действующим хозяйствам заключить договоры на участки вне конкурса, причем в документе прописать право на изъятие выращенных на морских плантациях гидробионтов, и продумать систему поддержки товаропроизводителей.
Еще один вопросом, рассматривавшимся на Совете АРПП, стали биржи. «Правительство подготовило проект постановления о том, что вся рыбопродукция, добытая в российских водах должна реализовываться на экспорт через товарные биржи. Рыбаки считают, что этого делать нельзя. Поэтому мы обращаемся к правительству с просьбой провести дополнительную правовую экспертизу проекта с участием рыбного бизнеса и с учетом мирового опыта биржевой и аукционной торговли рыбной продукцией», – сообщил Георгий Мартынов.
Он отметил заслуги законодателей в принятии решения о переходе рыбохозяйственных предприятий на уплату ЕСХН, но в тоже время подчеркнул, что в нынешнем виде налоговая льгота не работает. Прежде всего, из-за ограничения на численность сотрудников предприятия – до 300 человек. «Да на одном только плавзаводе или плавбазе трудится в среднем 400–450 человек. А если у предприятия 3–4 плавзавода? На крупных рыбопромышленных предприятиях часто по нескольку тысяч работников. И что они – не товаропроизводители, не рыбаки? Это неправильно и ограничение нужно снять», – к такому выводу пришли участники Совета.
К положительным моментам президент АРПП отнес большое внимание, которое правительство уделяет проблемам рыбной отрасли. «Сегодня существует система работы рыбацкой общественности с субъектами федерации, с Росрыболовством и с правительством. Создана правительственная комиссия под председательством первого вице-премьера, в состав которой входят и представители рыбацких ассоциаций. Задачи ставят конструктивно и по-деловому, другое дело, что их не всегда выполняют. Мне кажется, что наша следующая задача – как раз и отработать механизм выполнения поручений», – резюмировал Георгий Мартынов.