«РП» не раз обращался к теме реализации поправок в ФЗ-166 «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» и развивающих его постановлений правительства (N 184 от 19 марта и N 990 от 24 декабря 2008 года), рассказывал, как работают в новых условиях рыбаки, освещал отчеты таможни и иных заинтересованных структур и ведомств. На этот раз о работе по новым правилам с корреспондентом газеты поделились транспортники.
Заход в порт
5 марта ТР «Рустика» (судовладелец – ООО «Навигатор-ДВ») согласно плану зашел в порт Владивосток для выгрузки рыбопродукции. На судне на родной берег следовал груз 3 получателей (более полутора тысяч тонн рыбы). Рефрижератор следовал из каботажного рейса после окончания работы у берегов Западной Камчатки.
Перед заходом, как и полагается, капитан «Рустики» и судовой агент подали заявки на заход во все необходимые адреса: лоцману ВМРП, диспетчеру рыбного порта, пограничникам, таможенникам, в Госморинспекцию, в Центр управления движением судов, в санитарно-карантинный отдел, в портнадзор и портофлот ВМРП, портконтроль торгового порта, диспетчеру Далькомхолода (куда планировалось отгрузить продукцию).
К причалу «Рустика» должна была встать в 9 утра, что и было оговорено в заявке. Прибыв в порт в 5 утра, рефрижератор встал на одну из якорных стоянок. Попытка встать к причалу с хода успехом не увенчалась – в телефонной беседе диспетчер холодильника заявил о неготовности принять судно ранее 8 часов утра в связи с пересменкой.
Трехчасовой отсчет начался с момента постановки судна на якорь в 05 утра. Напомним, в нормативно-правовых документах (ФЗ-166 и постановлениях правительства) определены жесткие сроки (на таможенное оформление отведено всего 3 часа) и порядок работы контролирующих служб. На практике же…
- Сразу при постановке судна к причалу в 9 часов 30 минут прибыла комиссия морской администрации порта (МАП) в составе трех человек для проверки судна, – рассказывает заместитель генерального директора ООО «Навигатор-ДВ» Михаил РЫЖОВ. – Со слов проверяющих, нас заподозрили в перегрузе. Однако по документам – по составу груза и наличию судовых запасов – перегруз отсутствовал. Тогда возникли проблемы с нанесенной грузовой маркой. Проверяющие посоветовали нам обратиться в Морской Регистр, однако, так и не смогли сформулировать свое замечание. В итоге, отработав 2,5 часа в каюте капитана и продержав его в нервном напряжении, они уехали.
В это время в каюте старшего помощника капитана работал инспектор ГМИ. На ревизию всех документов (судовой и промысловой документации) проверяющий потратил ни много ни мало – 4,5 часа.
- Инспектор установил, что мы нарушили Положение о порядке прохождения российскими и иностранными судами МКП (точек) и системы МКП (точек). Пройдя линию внешней границы ИЭЗ России в полпятого утра (8.02.09 г.), капитан подал соответствующую телеграмму-уведомление в адрес погрануправления ФСБ РФ в полчетвертого дня (7.02.09 г.), то есть менее чем за 24 часа до пересечения линии внешней границы исключительной экономзоны, как то предусмотрено соответствующим Положением.
Инспектор ГМИ выписал Протокол о нарушении в адрес капитана судна, с дальнейшим вынесением штрафных санкций на него, как на физическое лицо (15 тыс. руб). Затем по данному протоколу было вынесено решение о наложении штрафа и на Судовладельца в размере 200 тыс. руб.
Несмотря на то, что в постановлении по делу об административном нарушении отмечается, что мы такой «промах» совершили впервые и не нанесли никаких вредных последствий своим бездействием, штрафные санкции были применены как к злостным нарушителям, наносящим ощутимый вред государству. Мы, конечно, свою вину не отрицаем и сделаем все возможное, чтобы не допустить подобного. Вместе с тем, как нам кажется, сумма штрафных санкцией несоразмерна нарушению, – считает представитель фирмы-судовладельца.
Тем временем второй и третий помощники, помимо того что помогали в организации текущих проверок (предоставление судовых документов, копирование документации и т.д.), занимались подготовкой документов на оформление прихода судна, на организацию выгрузки. Как нам пояснили в компании, в уведомительном порядке с таможней пока работать не получается. Для оформления необходимы оригиналы коносаментов, а их можно предоставить только при постановке судна к причалу, пройдя предварительно Госветнадзор.
Обеденное время. С постановки судна к причалу (09-30 утра) прошло около 3 часов. На борт поднялась следующая комиссия – уже береговой охраны. Вооруженная группа перекрыла проход и сход с судна.
- Офицеры разместились в каюте капитана. Цель проверки не объяснили, а на просьбу предъявить какое-либо предписание отослали к статье 9 Закона о Государственной границе. Перелопатили массу документов, запросили различные копии (судового журнала, всех правовых и судовых документов, документов на груз и прочих имеющихся в наличии у капитана) и… удалились с судна, задержав еще на час оформление судна и груза.
Все приготовились к отгрузке рыбопродукции. Представители компании съездили в ветеринарную службу и оформили необходимые документы. В 12-30 прибыли в таможню, где их озадачили еще одним вопросом – почему нарушили 184 постановление? Ведь судно встало к причалу в 9 утра, а в таможню представители компании пришли только в полпервого. Так или иначе оформлять таможню закончили после трех дня. Судно получило право на выгрузку рыбопродукции.
- К сожалению, каждый проверяющий и инспектирующий считает себя самым главным, – сетует представитель «Навигар-ДВ». – Они не стесняются ни в выражениях, ни в формулировках, ни в запросах. Найдя любой предлог, стараются представить обстоятельства как серьезнейшие нарушения Закона, Постановлений правительства, правил Рыболовства и т.д., что само по себе влечет как минимум штрафные санкции и задержку судна, но, есть варианты этого не заметить… Капитан же по любому поводу пишет пояснения, что отнимает уйму времени.
Уход из порта
Планировалось, что сразу по окончании выгрузки судно выйдет в рейс с закрытой границей на конкретную работу. Как пояснили нам в агентирующей фирме, точно спланировать окончание грузовых работ очень сложно, поэтому заявка на отход подается предварительная (точное время отхода зависит от многих факторов – работы стивидорской компании по разгрузке, от снабженцев и бункеровщиков, метеоусловий). В частности, ТР «Рустика» планировал покинуть родной порт в 9 утра 7 марта (с уточнением). Вновь были поданы заявки по всем адресам.
Однако из-за неблагоприятных метеоусловий осуществить выгрузку к назначенному времени не удалось, пришлось перенести время отхода на 16-00. Но и в это время завершить все необходимые действия по разгрузке и закрытию документов не получилось. В конце концов, пограничный наряд ступил на судно в 18-30. И сразу требование – снять двух пассажиров с судна (причина – судовые роли на них заверены капитаном рыбного порта В.В. Бардык).
- Ссылка старшего наряда – «читайте внимательно правила оформления судовых ролей». Однако там об этом ни слова… Но спорить не стали, так как в противном случае был бы оформлен акт о неготовности судна к оформлению на отход и наряд ушел бы, а нам бы оставалось ждать их следующего визита. Держать судно не имело смысла. Это не в наших интересах, и тем более не в интересах тех, с кем заключен договор на выгрузку рыбопродукции.
Продолжили оформление. На борт прибыл наряд Погранслужбы ФСБ РФ:
- И снова «цирк»! Капитан и агент начали писать письменные объяснения по факту задержки оформления судна более трех часов от заявленного. Акты, объяснительные, какие-то гарантийные обязательства следовали одно за другим. Несмотря на то, что мы неоднократно заявляли о том, что претензий на этот счет не имеем и просили как можно скорее оформить отход, нам отвечали – «не положено», пока не напишите письменные объяснения.
В 20-00 ТР «Рустика» покинуло порт Владивостока.
От редакции:
«РП» считает нужным напомнить, что 1 декабря на селекторном совещании, посвященном реализации Постановлений N 990 и N 184, вице-премьер Виктор Зубков заявил: «За оперативность оформления судов чиновники будут нести персональную ответственность!»