С задачей справилисьСВПУ во взаимодействии с правоохранительными и природоохранными органами и территориальными органами исполнительной власти выполнило задачи по охране водных биоресурсов в период специализированного промысла охотоморского минтая в этом году. |
Такую оценку действиям пограничников Северо-Востока дал генерал-лейтенант А.А. Лебедев во время пресс-конференции 7 мая, посвящённой итогам деятельности береговой охраны России в январе-апреле 2009 года.
Обстановка, в которой приходилось работать воинам в зелёных фуражках, складывалась непросто. Мало того, что общедопустимый улов минтая был увеличен (если в 2008 году он составлял 658,5 тыс. тонн, то в этом – 821 тыс. тонн. Соответственно увеличились и квоты для рыбопромышленников), так ещё и погода не баловала. В феврале-первой половине марта в Охотском море сложилась крайне неблагоприятная метеорологическая и ледовая обстановка. Значительная часть акватории Северо-Охотоморской подзоны оказалась подо льдом (из-за этого рыбопромышленники не успевали вовремя освоить выделенные им минтаевые квоты, и путину пришлось продлить на 10 дней, до 20 апреля). Тем не менее, в море выходили для контроля за промыслом минтая до 7 сторожевиков и патрульных судов, произведено 15 разведвылетов пограничной авиации в район промысла. К контролю за минтаевой путиной было привлечено до 60 государственных инспекторов, в том числе из других дальневосточных пограничных управлений – на усиление прибыли приморцы, хабаровчане, сахалинцы. В период минтаевой путины было организовано взаимодействие с правоохранительными и природоохранными органами, создано 5 совместных групп, которыми осмотрено 175 судов, выявлено 4 нарушителя и задержано судно под флагом Сьерра-Леоне «Си Фокс».
Эта работа дала определённые результаты. В ходе 780 проверок выявлено 23 факта нарушений, по которым возбуждены административные производства. Капитаны 18 судов привлечены к административной ответственности, сумма штрафных санкций составила порядка 400 тыс. руб.
Накануне путины в законодательную базу был внесён ряд дополнений и изменений. Часть из них (к примеру, Правила рыболовства) и в новой редакции не по всем позициям ясны, некоторые пункты толковались по-разному.
В связи с этим в СВПУ по инициативе Камчатской природоохранной прокуратуры провели заседание рабочей группы, в ходе которого был выработан ряд решений по практическому выполнению этих правил. Может быть, поэтому, в отличие от прошлого года, в этом нарушения требований выхода икры минтая не носили систематического характера, и в ходе путины выявлено только 6 фактов подобных нарушений. Из-за того, что в 2008 году не было соответствующим образом подготовлено законодательство, в Авачинской бухте стояли 12 задержанных судов. Нынешняя же путина отличается от прошлогодней коренным образом. Как сказал А.А. Лебедев, пограничники никому не мешали работать. И не их вина, что ОДУ был освоен на немногим более 63 %.
Путина 2009 года не стала «урожайной» на задержанные суда. Пограничники сами слегка озадачены этим. Но стоит учесть, что по итогам прошлогодней минтаевой путины в Авачинскую бухту были отконвоированы 15 браконьерских судов под чужим флагом. Из них 6 конфискованы, причём далеко не все из них – ржавые посудины. Видимо, криминальные группировки не настолько богаты, чтобы из года в год бросать на браконьерский промысел всё новые и новые суда. С другой стороны, изменилась тактика действий браконьеров. Если раньше они в Охотском море чувствовали себя более-менее свободно, то теперь стали избегать заходов в районы промысла, оказавшиеся под контролем пограничников. Браконьеры стали чаще применять систему антимониторинга – судно может быть на расстоянии от 230 до 250 миль от того места, где оно якобы находится по данным мониторинга. Но и СВПУ тоже преподнесло «сюрприз» браконьерам. «Чёрные» добытчики завязаны на транспорт, куда они перегружают неучтённую продукцию, которая затем отправляется за границу. Зная это, пограничники основные усилия направили на то, чтобы «выбить из дела» транспортные суда, что ломает схему незаконного промысла. Если транспорт не приходит в назначенное время, добытчикам-браконьерам приходится ломать голову, куда девать незаконную продукцию – то ли вписывать браконьерский улов в легальные объёмы, то ли выбрасывать его за борт, опасаясь проверки?
Определённые проблемы у пограничников появились и с выполнением требований по доставке продукции, произведённой из минтая, на таможенную территорию России. Но они справились с этим с честью. Совместно с таможней было организовано круглосуточное оформление судов в Северо-Курильске и Петропавловске. Пришлось в сжатые сроки «осуществить манёвр сил и средств» – усилить КПП в Северо-Курильске за счёт инспекторского состава из Чукотки и Магадана. Поэтому удалось избежать простоя перерабатывающих и приёмно-транспортных судов, хотя объём проконтролированной инспекторами рыбопродукции превысил 559 тыс. тонн. В ходе минтаевой путины по вине органов пограничного контроля СВПУ не допущено задержек и при оформлении заходящих и покидающих порт судов.
Следующей их крупной операцией станет участие в контроле лососёвой путины-2009. Несмотря на то, что мировой финансовый кризис отразился и на СВПУ (как и на их коллегах – 17-м районе Береговой охраны США), на качестве контроля предстоящей лососёвой путины это никак не скажется, пообещал А.А. Лебедев. Пограничники возьмут под серьёзный контроль ещё и японский дрифтерный промысел – в порты Японии и на флагманские суда-дрифтероловы будут направлены сотрудники всех дальневосточных пограничных управлений.