Газета «Рыбак Приморья»
Андрей КРАЙНИЙ: «Флот выходит из строя быстрее, чем мы шевелимся!»

Андрей КРАЙНИЙ: «Флот выходит из строя быстрее, чем мы шевелимся!»

На подавляющем большинстве российских верфей строить современный торгово-промысловый флот сегодня нельзя. По словам руководителя Росрыболовства Андрей Крайнего, виной тому как технические, так и экономические причины.

Председатель Правительства РФ Владимир Путин провел в Комсомольске-на-Амуре совещание по вопросам развития судостроительной отрасли в Дальневосточном регионе. В повестку были включены вопросы финансово-экономического состояния предприятий региона. Рассматривались возможные меры государственной поддержки приоритетных программ, составляющих основу Стратегии развития судостроения до 2020 г. Обсуждались и производственные планы предприятий с учетом возможностей государственного заказа и спроса со стороны крупных корпоративных структур, а также возможности оптимизации структуры производственных мощностей в рамках «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта».

С оценкой возможностей отечественного гражданского судостроения выступил руководитель Росрыболовства Андрей Крайний, «взорвав» общую атмосферу совещания. «На сегодняшний день, во всяком случае, на Амурском заводе строить современный торгово-промысловый флот нельзя», – категорически заявил он.

По словам главы отрасли, причины этого можно разделить на две составляющие – технические и экономические.

Прежде всего, необходима глобальная модернизация российских верфей, поскольку они элементарно не соответствуют современным техническим характеристикам и требованиям промыслового флота.

Что касается экономики, к своему большому сожалению, Андрей Крайний отметил, что все дальневосточное судостроение исторически было «заточено» под нужды военно-морского флота. «Следовательно, с издержками предприятия Дальнего Востока (равно как и Запада») работать не умеют, – констатировал он. – Когда мы ставим на стапель рыбопромысловое судно, все общезаводские издержки наваливаются на одно судно, в результате оно получается золотым. Мы неконкурентоспособны сегодня по срокам строительства и по цене».

По этой же причине отечественные заводы отказываются участвовать в тендерах на строительство, объявляемых государством: «год и два месяца – срок, который не укладывается у завода в сознании, и завод не может построить судно за это время. Мы уже неконкурентоспособны. Корейцы строят за 8 месяцев», – пояснил руководитель Федерального агентства.

«Поэтому нам предстоит глобальная модернизация – как техническая, так и перестройка сознания, – заявил он. – Нужно отдельно выделять гражданское судостроение. Должна быть отдельная бухгалтерия».

Конечно, в стране еще можно найти сегодня судостроительные заводы, которые смогут справиться с поступающими заказами для нужд рыбопромысловой отрасли. Но таких – единицы. «У нас сегодня может строить только Восточная верфь во Владивостоке. И есть проект в Находке, он стартовал, на базе Приморского судостроительного завода – «Роскоршипбилдинг», – сообщил участникам совещания Андрей Крайний. – Это совместное российско-корейское предприятие. В декабре мы ставим там на стапель первое судно. Два стапеля будут для судов среднетоннажного и малотоннажного флота. В марте 2010 г. там будет крупнотоннажный стапель».

По его словам, отрасль также намерена поддержать идею по использованию судостроительных мощностей завода «Звезда» в Большом камне для гражданских нужд, поскольку ситуация в отрасли по состоянию промыслового флота на сегодняшний день – критическая.

«У нас сегодня в Дальневосточном регионе 2125 судов рыбопромыслового флота, из них 902 судна с превышением сроков эксплуатации. При существующей скорости выбывания судов у нас в 2012 г. останется 1223 единицы, в 2017-м – 998, а к 2020 г. – 818 судов, то есть менее половины ныне действующих. Из них конкретно в Приморском крае 3 судна, если ничего не делать. И мы к 2020 г. не будем добирать, технически не сможем вылавливать около 2 млн. тонн водных биоресурсов, если не будем строить».

Анализируя существующую перспективу, руководитель отрасли спрогнозировал следующие темпы строительства, необходимые для поддержания жизнеспособности отрасли: «За 5 лет, начиная с 2009 г. до 2013 г., нам нужно построить 34 крупнотоннажных судна, 51 среднетоннажное, 136 малотоннажных судов. А всего для Дальневосточного бассейна до 2020 г. нам нужно построить 562 судна – от малотоннажных до крупнотоннажных».

В противном случае, отметил глава Росрыболовства, Россия попросту не сможет осваивать ресурсы даже в своей экономической зоне. А это в свою очередь уже чревато нарушением конвенция ООН по морскому праву, которая подразумевает принудительную «помощь соседей» в освоении ресурсов страны, которая самостоятельно справиться с ними не в состоянии. Не говоря уже о присутствии российских рыбаков в Мировом океане.

Уже сегодня, имея весьма оптимистичные перспективы по объемам вылова главных промысловых объектов, Россия проигрывает в технических возможностях своим иностранным коллегам. Показательным примером может служить Баренцево море, промысловым запасом которого РФ управляет совместно с Норвегией. На промысле мойвы у российских судов, стоящих в 100 метрах от норвежских промысловиков, себестоимость вылова – на 25% выше. Причина – из-за морально устаревших судовых энергетических установок на судах 1975–1978 гг. постройки на тонну вылова отечественные рыбаки тратят на 205 кг топлива больше, чем норвежцы.

Однако, по словам Андрей Крайнего, ситуация не безнадежна. «У нас подписаны соглашения с ОСК. Мы, проведя ряд консультаций, пришли к общему выводу, что нам нужно создавать консорциумы. То есть брать зарубежных проектантов (они есть, они известны, в основном, это норвежские компании) и строить на своих верфях по проектам, которые разработали норвежцы. Они лучшие рыболовы в мире».

Правда, для реализации задуманного глава отрасли предложил внести поправку в федеральную целевую программу развития гражданской морской техники до 2016 г., которая подразумевает создание концептуальных проектов рыбопромысловых судов. «Хотел бы сказать, что нам нужны не концепты, нам нужны класс-проекты с рабочей документацией. И не к 2016 г., а к 2009–2010-му. Иначе мы просто не успеем. У нас флот выходит из строя быстрее, чем мы шевелимся».

Также руководитель Федерального агентства обратился с просьбой внести в протокольное решение предложение о готовности Росрыболовства выступить госзаказчиком в данной ФЦП в части проектирования судов рыбопромыслового флота.

Андрей Крайний также напомнил о необходимости внесения в таможенную политику изменений, подразумевающих обнуление таможенно-тарифных ставок на судовое техническое оборудование для рыбопромыслового флота, которое в России не производится.

В качестве дополнительной инициативы Росрыболовством была предложена идея строительства под государственные гарантии через лизинговую компанию серии судов (порядка 10–12 единиц) для освоения высоколиквидных объектов, таких как минтай. «Компании, которые эти суда будут получать, должны будут заложить в залог все свое имущество, чем владеют, и доли квот. Тогда эта схема будет работать», – уверен глава отрасли.

Единственное, отметил он, для реализации подобной схемы необходимо специально создавать эту лизинговую компанию (поскольку прежний опыт работы через оффшоры оказывался неудачным) либо воспользоваться возможностями Росагролизинга. Результат – верфи получают загрузку, рыбаки – современный рыбопромысловый флот. «Потребуется примерно 10 лет – 2–3 года строить и примерно 7 лет окупаемости этого проекта», – оценил перспективы Андрей Крайний.

Помимо этого глава отрасли предложил внести в законодательство поправки, которые позволят брать кредиты на обновление флота под залог долей квот.
Глава Росрыболовства попросил премьер-министра Владимира Путина поддержать Федеральное агентство в этом вопросе. Он отметил, что наделение рыбаков долями квот на десятилетний период дает компаниям возможность для планирования. «Они готовы сегодня вкладываться и строить суда», – заявил Андрей Крайний.

Однако, по его словам, в связи с известной ситуацией сегодня на финансовых рынках, в том числе и глобальных, у рыбопромысловых компаний нет иных активов, кроме судов. Суда, поскольку они старые, банки в залог не принимают. Поэтому необходима поправка в федеральный закон о рыболовстве о порядке оформления залога долей квот на вылов водных биоресурсов для получения кредитов.

«Это такой же актив, он нематериальный, но это актив. И компании, которые оформят эту долю квоты как залог, будут очень трепетно относиться к выплате процентов и обслуживанию кредита, потому что изъятие этой доли квот для них фактически означает утрату бизнеса. Это серьезно», – уверен руководитель Росрыболовства.

«Если нужно, внесем поправку, – отметил Владимир Путин.- Но надо разобраться».

Как прокомментировал корреспонденту РИА Fishnews.ru президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, «Андрей Крайний обозначил ключевой механизм повышения финансовой привлекательности рыболовной отрасли в докладе Владимиру Путину. Стоимость основных фондов в отрасли не превышает 35 млрд. рублей, а ежегодная потребность в кредитных ресурсах оценивается в 65–70 млрд. рублей. Цивилизованных инструментов подпитки российского рыболовства российскими же кредитно-финансовыми ресурсами пока недостаточно. А вот в Москве под залог договоров аренды на недвижимость ежегодно берется кредитов на 500–600 млн. долларов. Секьюритизация договора на право вылова водных биологических ресурсов, который Росрыболовство заключает с рыболовной компанией, – явление того же порядка. Наша Ассоциация организовала 29 апреля «круглый стол» и подготовила свои рекомендации. Выходит, мы оказались в нужное время с нужным предложением».

РИА Fishnews.ru

Газета "Рыбак Приморья"