Рыба против кризисаГлава Росрыболовства Андрей Крайний провел во Владивостоке совещание с руководителями рыбохозяйственных предприятий, организаций и контролирующих органов региона. Как всегда в таких случаях, совещание проходило в большом зале Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. |
Открывая встречу, Андрей Крайний кратко подвел итоги сделанного за последний период и сказал несколько слов о тех договоренностях, которых удалось достичь с японской стороной на межправительственных встречах.
Напомним, глава Росрыболовства прилетел во Владивосток из Токио, где находился в составе делегации в рамках визита Председателя Правительства РФ Владимира Путина в Японию.
По словам главы Росрыболовства, трудно переоценить значение документа, который был подписал в Токио. Это Меморандум о борьбе с ННН-промыслом. Как сказал Андрей Крайний, Меморандум – это только первый шаг, на очереди межправительственное соглашение.
Он также отметил, что без международного сотрудничества проблему браконьерства решить не удастся, поэтому планируется заключить аналогичные соглашения с Республикой Корея и Китаем. «Это нормальная мировая практика, когда государство флага подтверждает легальность груза. К 2010 году мы должны выйти на всеобъемлющее соглашение по борьбе с нелегальным и неконтролируемым промыслом», – пояснил Андрей Крайний.
Говоря о предстоящих задачах на 2009–2010 годы, глава ведомства обозначил два направления. Первое – это кардинальное обновление флота и перерабатывающей инфраструктуры. Второе – это международная деятельность.
Следует отметить, что в течение всей встречи А. Крайний вновь и вновь обращался к теме обновления флота – до 2020 года только на Дальнем Востоке необходимо построить 560 новых судов. При этом он подчеркивал, что недоосвоение выделенных лимитов происходит в основном по причине старения флота, на котором сложно конкурировать с зарубежными коллегами. «Себестоимость нашей продукции на 25% выше», – заявил Андрей Крайний.
К сожалению, в стране еще сложно найти сегодня судостроительные заводы, которые смогут справиться с поступающими заказами для нужд рыбопромысловой отрасли. «У нас сегодня может строить только Восточная верфь во Владивостоке. И есть проект в Находке, он стартовал, на базе Приморского судостроительного завода – «Роскоршипбилдинг», – сообщил участникам совещания Андрей Крайний. – Это совместное российско-корейское предприятие. В декабре мы ставим там на стапель первое судно. Два стапеля будут для судов среднетоннажного и малотоннажного флота. В марте 2010 г. там будет крупнотоннажный стапель».
По его словам, отрасль также намерена поддержать идею по использованию судостроительных мощностей завода «Звезда» в Большом камне для гражданских нужд.
В то же время руководство ФАР считает ситуацию хоть и критической, но не безнадежной. «У нас подписаны соглашения с ОСК. Сегодня нужно создавать консорциумы. Брать зарубежных проектантов и строить на своих верфях флот. Предпочтение, отметил А. Крайний, будет отдаваться норвежцам. Они – лучшие рыболовы в мире».
В итоге было решено до 2 квартала 2009 года Росрыболовству совместно с Администрацией Приморского края и руководителями рыбодобывающих предприятий Дальневосточного региона определить потребность в строительстве новых судов и их промысловом вооружении для формирования судостроительной программы.
Андрей Крайний еще раз обратил внимание собравшихся на возможность при обновлении флота использовать государственную помощь – субсидирование процентной ставки. «Мы с Россельхозбанком создали совместную комиссию, на которой рассматриваем все крупные проекты. Кроме того, можно обращаться со своими бизнес-проектами по обновлению флота напрямую в Росрыболовство». И еще раз озвучил идею строительства под государственные гарантии через лизинговую компанию. По замыслу руководства отрасли, компании, которые будут получать эти суда, должны заложить в залог все свое имущество, в том числе и доли квот. Тогда эта схема будет работать. Ведь потеря квот – это, по сути, потеря бизнеса.
Вместе с тем вопросу вторичного рынка оборота долей, использования доли в качестве обеспечения по кредиту Андрей Крайний уделил мало внимания, лишь назвав эту тему «актуальной». Ни сроков, ни ответственных за проработку столь важного вопроса лиц он не уточнил.
Однако Крайний отметил, до сих пор заявок на льготные кредиты гораздо меньше, чем разговоров о том, что государство мало помогает рыбакам.
- Сейчас, привел пример г-н Крайний, – мы работаем над проектом Преображенской базы тралового флота по покупке двух корпусов. И я уверен, что нам удастся довести дело до конца.
Вместе с тем он согласился, что сегодня эффективно-действующей системы кредитования рыбаков пока нет, все заявки приходится прорабатывать «в ручном режиме».
По словам Андрей Крайнего, государство делает все возможное, чтобы рыбаки могли нормально и спокойно работать. «А раз так, государство вправе рассчитывать на то, что рыбаки поставят свои уловы на российский рынок», – добавил руководитель ФАР.
Говоря о наполнении внутреннего рынка отечественной рыбопродукцией, глава Росрыболовства подчеркнул, что «хороши любые способы, которые помогают продвигать рыбу к потребителю».
Андрей Крайний сообщил, что за последнее время удалось достичь неплохих результатов. Если в конце 2006 года среднедушевое потребление рыбы в России составляло 12,6 кг, то сегодня – 13,9 кг. Тем не менее в стране нарастает дефицит белка. По словам Андрея Крайнего, падение импорта мяса, изменение структуры потребления в результате экономического кризиса, заставляет Росрыболовство искать новые пути решения проблемы полноценного питания россиян: «Мы не можем допустить, чтобы население перешло на макароны и хлеб».
С этой целью создается сеть магазинов «Океан», где рыбопродукцию можно купить по доступной цене. Например, «на юге России в таком магазине можно купить кильку по 35 рублей за кг, мойву – по 40, минтай – по 68. За рыбой стоят очереди».
Говоря о наполнении внутреннего рынка дешевым белком, Андрей Крайний затронул и тему бирж. «К сожалению, мы до сих пор не можем определиться с понятиями – будет это биржа или аукцион. Поэтому сегодня совместно с федеральными органами исполнительной власти мы ведем работу по созданию специализированных рынков по продаже рыбо- и морепродуктов в регионах. С биржами пока ничего не ясно», – резюмировал он.
«К сожалению, нам не удается убедить Правительство субсидировать расходы на перевозку рыбопродукции с Дальнего Востока в центр страны, – сообщил глава Росрыболовства, – поэтому выход у нас один – совершенствовать систему логистики». В связи с этим, Андрей Крайний рассчитывает использовать терминалы системы ГЛОНАС. Эти терминалы позволят следить за перевозкой грузов и, таким образом, оптимизировать издержки.
По словам Крайнего, «рыбаки – счастливые люди. Даже во время кризиса у них нет проблем со сбытом. Кроме того, выставка в Брюсселе показала, что Европа тоже ждет филе минтая первичной заморозки, поэтому рыбакам нужно активно заниматься сертификацией, ставить на суда филетировочные машины».
Даже комбинат питания Администрации Президента РФ при закупках руководствуется тем, что рыба должна быть только отечественная, сообщил Крайний.
В периоды, когда православные верующие соблюдают пост, в стране резко падает потребление мяса. «Я разговаривал с Патриархом, – сообщил глава Росрыболовства. – Оказывается, когда в пост нельзя есть не только мясо, но и рыбу, то в пищу можно употреблять кальмара, краба, креветку и других беспозвоночных».
Он также напомнил о том, что Росрыболовство намерено всерьез заняться социальной рекламой отечественной рыбопродукции. «У нас сейчас 390 мест под плакаты размером 17 на 5 метров, на которых мы будем размещать социальную рекламу не только сельди, но и трески, минтая, а также других видов вкусной и полезной отечественной рыбопродукции».
По итогам совещания руководитель ФАР остался доволен результатами работы и предложениями приморцев, которые прозвучали в ходе встречи. Большинство из них нашли отражение в проекте протокольного решения.
Среди них – предложения руководителя Приморского территориального управления Росрыболовства Александра Иванкова, касающиеся внесения изменений в 184 постановление Правительства РФ, регулирующих уведомительный порядок прибрежного промысла, а также в «Положение о порядке прохождения российскими и иностранными судами морских контрольных пунктов (точек)» с целью определения случаев и категорий судов, для которых прохождение МКТ не предусмотрено.
Помимо этого было решено до 2 квартала 2009 года рекомендовать Федеральному агентству по рыболовству и Федеральной таможенной службе России учесть в разрабатываемом «Соглашении о взаимодействии» порядок, сроки и объем взаимонаправляемой информации по вопросам оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки в морских портах Российской Федерации.
Заинтересовала руководство отрасли и инициатива генерального директора ТИНРО-Центра Льва Бочарова. Назвав уничтожение водных биоресурсов, выловленных по научным квотам, «безнравственным», ученый предложил реализовывать их – в порядке эксперимента – через создаваемые биржи.
Андрей Крайний счел такой подход вполне разумным и обоснованным, особенно учитывая нарастающий дефицит дешевого белка на внутреннем рынке.
С другой стороны, необходимо провести региональный мониторинг и уточнить потребность в рыбе каждого региона. Именно с таким предложением выступил президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.
- Я согласен – нам необходимо поговорить с главами субъектов, чтобы хотя бы теоретически определить потребность того или иного региона в рыбе. Мы можем возглавить такую работу, – заявил Андрей Крайний.
Генеральный директор ОАО «ДыльРыбПорт» Людмила Талабаева, в свою очередь, предложила государству поучаствовать в проекте развития беговой инфраструктуры на мысе Абросимова во Владивостоке, где планируется создать центр обслуживания рыбопромыслового флота и рыбный рынок. Это напрямую отвечает интересам государства в части повышения эффективности использования ресурсного потенциала рыбной отрасли.
Помимо этого, в проекте протокольного решения нашли отражение вопросы функционирования аварийно-спасательного отряда. Так до 3 квартала 2009 года предполагается разработать «Положение об экспедиционных отрядах аварийно-спасательных работ рыбопромыслового флота», а также предусмотреть в Уставе ФГУ «Приморрыбвод» возможность получения вознаграждения экипажами аварийно-спасательных судов.