Теперь по вопросу о бизнес-инициативах Росрыболовства. Как известно, до 1 июня будут внесены в правительство документы по созданию государственной компании «Росрыбфлот».
Сама идея создания этого предприятия преследует цель, во-первых, обеспечения поставок на госнужды, и, во-вторых, погашения задолженности государству за построенные в 90-е годы под гарантию Правительства РФ рыболовные суда.
Против такого государственного мышления трудно возразить. Вместе с тем возникают вопросы. Во-первых: что такое госнужды? По каким правилам они будут осуществляться? В советские времена это была система Союзрыбпромсбыта со своими подразделениями на всех бассейнах страны. Сегодня ничего подобного нет. Более того, в стране нет рынка сбыта такого количества рыбопродукции, регулируемого госструктурами. Достаточно показательным является пример поставки минтая за прошедшую путину. Вылов в ОМЭ составил 630 тыс. тонн, в пересчете на «безголовку» выпуск продукции составил 380 тыс. тонн. В Россию отправлено всего 60 тыс. тонн. При поставках на экспорт рыбаки заплатили только за «безголовку» пошлину в размере более 300 млн. долларов, плюс за икру около 170 млн. долларов. Какой же руководитель был бы против того, чтобы оставить эти средства в своем бюджете, если бы была возможность продать всю продукцию в России!
Возникает вопрос: что изменится в следующем году при создании «Росрыбфлота»? Отвечаю: ничего не изменится, пока не будут созданы соответствующие условия для привлечения поставок на внутренний рынок. Они, безусловно, будут созданы. Но для этого понадобится время и, конечно, не один и не три года. Рыбаки тем временем будут платить баснословные экспортные пошлины, и нет никакой гарантии, что они еще не вырастут. Ведь как обещает Андрей Крайний, в течение трех лет пошлины будут плавно увеличиваться. О каком развитии в этих условиях можно вести речь?
Выполнить поставки рыбопродукции на так называемые госнужды можно. Их нужно осуществлять путем установления задания каждому предприятию, которым оговаривается объем и ассортимент поставок государству в размере, зависящем от потребности рынка по каждому виду продукции. При этом можно установить жесткий контроль за исполнением задания. Вряд ли найдется руководитель, который попытается нарушить этот порядок.
Теперь о вопросе расчета по долгам государства. Проблема решается за счет наделения до сих пор в этом году находящихся в простое 20 с лишним судов соответствующими расчетными объемами квот и путем установления жесткого контроля за выпуском продукции и финансовыми потоками. Контроль можно осуществить путем присутствия на предприятиях представителя Внешэкономбанка или каким-либо другим эффективным способом. Проблема возврата долга государству в этом случае решается в течение 4–5 лет. В 2002 году руководство Госкомрыболовства предлагало Правительству Михаила Касьянова изъять из аукционов 250 тыс. тонн минтая и в течение 3–4 лет наделять квотами эти построенные под гарантию Правительства суда и таким образом решать проблему задолженности государству (400 млн. долларов). Однако Герману Грефу уж очень не хотелось сворачивать аукционную продажу минтая. Проблема через 7 лет возникла снова.
Таким образом, создание «Росрыбфлота» нецелесообразно и даже вредно, поскольку у действующих рыбаков будут изъяты квоты в объеме 250 тыс. тонн и, надо полагать, что эти объемы будут сняты с дальневосточных рыбаков. Однако проблема, как уже было сказано выше, решается без излишних затрат по созданию такого немалого предприятия как «Росрыбфлот». В связи с этим Федеральному агентству стоит еще раз внимательно изучить вопрос о целесообразности создания «Росрыбфлота» и сделать соответствующие выводы.