Открытое письмоВАРПЭ в очередной раз вынуждено поставить вопрос об эксплуатации бербоут-чартерных судов, привлечённых бизнесом под гарантии правительства РФ. |
Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронову;
спикеру Государственной Думы Федерального Собрания РФ Б.В. Грызлову;
председателю правительства РФ В.В. Путину
Рыбацкая общественность обеспокоена критической ситуацией с 27 рыбопромысловыми судами Сахалина и Камчатки, лишёнными возможности заниматься рыбным промыслом в связи с введением в действие с 2009 г. законодательной нормы, запрещающей рыболовство в исключительной экономической зоне России с использованием судов, принадлежащих иностранным лицам.
Это высокоэффективные рыбопромысловые суда, построенные в 1991-1995 гг. за счёт кредитов немецкого банка под гарантии государства в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 21.03.1992 г. № 534-р.
Сложившаяся ситуация стала следствием радикальной законодательной нормы, оправданной по отношению к иностранным бербоут-чартерным судам, привлечённым частным бизнесом для работы в экономзоне России. Однако она не учитывает обстоятельства эксплуатации судов, построенных под гарантии государства, и не имеет объективных оснований для применения к ним. Парадоксальность состоит в том, что государство, санкционировав строительство судов и приняв на себя долговые обязательства по иностранному кредиту за них, распространяет на эти суда запретительную норму, не урегулировав отношения с фрахтователями и вопрос сырьевого обеспечения судов. По этой причине не имели успеха попытки в судебном порядке взыскать с фрахтователей средства в погашение кредита.
Суда много лет эксплуатировались на совершенно законных основаниях. При надлежащем оформлении обязательств фрахтователей и наделении судов квотами на вылов водных биоресурсов они смогут эффективно работать и обеспечивать погашение кредита.
Производственные мощности судов позволяют осваивать порядка 220 тысяч тонн водных биоресурсов в год, обеспечивать содержание около 5000 человек рыбаков и членов их семей, осуществлять платежи в бюджеты всех уровней на сумму свыше 300 млн. рублей. В условиях экономического кризиса, когда на счету государства, предприятий и семей наших граждан каждый рубль доходов, запретительный подход к проблеме этих судов вызывает недоумение.
В настоящее время они стоят в отстое, ржавеют, оборудование приходит в негодность, рыбаки лишены работы, население недополучает рыбную продукцию, казна недосчитает сотен миллионов рублей налоговых поступлений. У судов истёк срок плавания под государственным флагом Российской Федерации.
Вместе с тем, считаем, что ситуация не столь безнадёжна. Несмотря на потерянное для судов время, оперативное принятие конструктивных решений позволит им выйти на промысел в осеннюю минтаевую путину. В связи с этим поддерживаем инициативу Росрыболовства о внесении поправки в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – закон) в части целевого выделения квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства на судах, построенных под гарантии правительства Российской Федерации. Однако, чтобы суда работали, необходимо одновременно внести в часть 4 статьи 16 закона, действующую для иностранных судов, поправку, исключающую применение данной статьи для судов, построенных под гарантии правительства Российской Федерации.
Одновременно правительству Российской Федерации необходимо принять решения по урегулированию отношений с фрахтователями, предусматривающие реструктуризацию и персонификацию обязательств по погашению кредита, предоставление судам права плавания под государственным флагом Российской Федерации.
В настоящее время Федеральным агентством по рыболовству инициирована работа по созданию ОАО «Росрыбфлот». Однако реализация данного проекта на базе 27 судов Сахалина и Камчатки потребует длительного времени для решения юридических и организационных вопросов. Поэтому считаем, что для возобновления промысловой деятельности данных судов достаточно принятие предложенных законодательных норм и решений правительства Российской Федерации.
В интересах отрасли и экономики страны, в соответствии с частью 5 статьи 2 закона о рыболовстве Всероссийская ассоциация готова принять непосредственное участие в решении проблемы судов.
Просим поддержать данные предложения и дать необходимые поручения.
Президент, председатель Совета ВАРПЭ Ю.И. КОКОРЕВ.