Получить кредит: просто или сложно в новых экономических условияхВследствие значительных изменений в экономике, как мировой, так и российской, получение кредитных ресурсов в последнее время становится сложным процессом. И это не только российская тенденция. Это тенденция во всем мире. Недостаток финансов во всем мире – это следствие кризиса. И не следует думать, что через полгода-год все образуется и станет как прежде. Даже при восстановлении финансовой системы изменения в методах ведения бизнеса могут стать постоянными, то есть новыми стандартами деятельности. |
Что означают такие изменения?
Во-первых. Время раздачи кредитов направо и налево прошло безвозвратно. Если раньше, в пору избыточного количества свободных денежных ресурсов банки могли позволить себе значительные риски, то сейчас пришло время максимального консерватизма. Дефицит. Это тот же процесс, что и в советские времена был дефицит практически всех товаров. И условия диктовал тот, кто выдавал этот товар. А потребитель вынужден был идти и брать то, что дают. И стоять в очереди. Если не возьмешь – возьмет кто-нибудь другой. Такая же ситуация и сейчас в вопросе получения финансовых ресурсов.
Во-вторых. Банки идут по пути наименьшего риска. Хотя и необходимо зарабатывать прибыль, но нельзя допустить риск невозврата кредита – банки находятся под давлением дефицита финансовых ресурсов. И привлечь такие ресурсы исключительно тяжело. Доверие населения потеряно, а значит, вклады не пополняются или пополняются в недостаточном объеме. Получить средства за рубежом – практические невозможно, они нужны там. От государства – тоже не особо реализуемый вариант. Значит – действовать в условиях ограниченности ресурсов. Значит – терять нельзя, допустить просрочку – нельзя.
В-третьих. Очередь за кредитами. Фактически – новый вид конкуренции, точнее новая форма конкуренции за финансовые ресурсы. Если раньше необходимо было воевать за место под солнцем, то есть за сбыт продукции, за квоты, за трудовые ресурсы – теперь добавилось еще одно поле битвы – за кредиты. Не удивлюсь, если кто-нибудь придумает аукционы по выдаче кредитных ресурсов. Помните в фильме «Их поменяли местами» последняя сцена на бирже, когда контракты подписывались только по принципу: ты мне нравишься – покупаю. Вот так и сейчас – надо понравиться банку.
И все это в тот момент, когда у рыбодобывающей отрасли появляется реальный шанс изменить ситуацию с получением кредитов на российской территории. Решается вопрос о возможности передачи в залог квот (точнее долей квот) на вылов биоресурсов. Такой залог гораздо привлекательнее, чем залог судна. Для банков залог движимого имущества становится все менее привлекательным. Суда устаревшие, они могут утонуть, сгореть. Конечно, есть страховка. Но это долгая процедура. А время сейчас дорого.
Но и здесь не все так просто. Только качественного залога недостаточно для консервативной политики в банковской сфере. Поставим себя на место банка. Главная задача – прибыль с минимальным риском невозврата и просрочки оплаты кредита.
Что из этого следует?
Залог – это длительная процедура его реализации, и на момент заключения кредитного договора ни одна сторона не может с уверенностью сказать, что залог можно будет реализовать и покрыть хотя бы затраты. Наилучшим активом для залога была недвижимость. Акции тоже были хорошим залогом, если они входили в число котируемых на ММВБ или РТС.
Но что с этими активами сейчас? С акций и начинался кризис. Обвал на фондовых рынках, падение курса акций. Значит, такой актив в будущем вряд ли будет рассматриваться как надежный. Недвижимость: вследствие кризиса покупателей на недвижимость немного и никто не знает, сколько это продлится. Значит, недвижимость тоже не самый надежный актив. Только если в долгосрочной перспективе, но длительные сроки в нынешней ситуации – это тоже значительная степень риска.
Многие могут кредитоваться у зарубежных партнеров. Но такой кредит – это в основном кредит под продукцию, а значит, теряется любая возможность маневра. В конечном итоге такое кредитование ставит рыбодобытчика в полную зависимость от партнера, то есть потребителя. С точки зрения теории конкуренции компания в этом случае сама себя загоняет в условия максимального конкурентного давления и сводит свои конкурентные преимущества почти до нуля. То есть становится неспособной действовать в рыночных условиях.
Хотя квоты, точнее доли квоты – пока что несколько эфемерный вариант. Ведь нет производных инструментов для создания вторичного рынка торговли долями квот, который мог бы упростить продажу залога. Помимо отсутствия механизма перепродажи, нет понимания принципов оценки такого актива, нет понимания бухгалтерского учета долей квот. Создание рынка для такого инструмента – это, конечно, дело времени. Поэтому хотя доли в залог – это наилучшая альтернатива для банков, но до конечной реализации может пройти значительное количество времени. Но как только такой момент наступит – скорее всего, под залог судна получить кредит будет вообще невозможно. Ведь это максимальный риск, а значит недопустимая бизнес-практика для банков.
В то же время у компаний есть время подготовиться не только к процессу получения кредитов в новых условиях, но и улучшить свою деятельность одновременно. То есть убить двух зайцев одним выстрелом. Учитывая, что банки уже идут по пути максимального консерватизма, нельзя говорить, что новые схемы оценки риска выдачи кредита будут применяться только тогда, когда сформируется рынок торговли долями квот. Нет, такая схема начинает работать уже сейчас. И если компания решает просить кредит под залог движимого или недвижимого имущества, понимание схемы оценки будет способствовать увеличению конкурентного преимущества перед другими заемщиками.
Что же делать в этих условиях?
Если рассматривать с точки зрения управления рисками, необходимо понимать саму процедуру оценки риска при принятии решения о выдаче кредита. С позиции максимальной консервативности самым важным показателем будет не наличие свободнопродаваемого залога, а устойчивость деятельности и способность выполнять обязательства. Залог будет просто одним из обязательных условий, но он не будет обеспечивать конкурентного преимущества перед другими заемщиками. Значит, банк будет оценивать деятельность компании с нескольких точек зрения, и финансовые документы здесь не самые важные.
Почему финансовые документы не самые важные? Все очень просто – они показывают картину прошлого и совершенно не обязательно, что такие же показатели будут в будущем. Особенно при кризисных изменениях в экономике. А кредит – это будущие обязательства. Кстати, биржевые аналитики также оценивают будущее, то есть способность компании расти и изменяться в соответствии с возможными сценариями будущего состояния экономики.
Итак, я бы выделил три позиции, по которым будут оцениваться компании при получении кредита:
- позиция N 1. Способность заемщика создавать денежный поток в настоящий момент и в ближайшем будущем.
- позиция N 2. Способность заемщика создавать денежный поток в будущем на протяжении всего периода возврата кредита.
- позиция N 3. Способность расти. То есть не просто работать с прибылью, но и увеличивать активы, объемы, а значит увеличивать объемы отношений с банком в дальнейшем.
При этом такой список оценки подразумевает и оценку стрессоустойчивости. Если компания ясно представляет себе свое место на рынке, свое будущее, какими путями достичь этого будущего и что делать, если ситуация начнет меняться – скорее всего такая компания сможет противостоять возможным негативным влияниям.
Исходя из вышесказанного, можно представить схему оценки заявки на получение кредита:
- оценка понимания компанией-заемщиком будущего состояния рынка, отрасли: ее стратегия бизнеса, цели, долгосрочные планы;
- оценка способности к производству: структура управления, эффективность производства, кадровый состав (не только производственный персонал, но и менеджмент) и развитие компетенций кадров, способность быстро перестраивать производство под влиянием внешней ситуации;
- оценка способности к извлечению прибыли: маркетинговая деятельность компании;
- оценка финансовых результатов прошлой деятельности.
Если уж исходить из реалий сегодняшней экономики, то такая схема оценки уже начинает применяться при рассмотрении любых заявок на получение корпоративных кредитов.
Но давайте не забывать еще и о конкурентной составляющей.
А это означает, что в одном ряду будут множество компаний-претендентов на кредитные ресурсы. И помимо сравнения с собственными представлениями о критериях соответствия банки будут сравнивать показатели разных компаний между собой. Кто лучше.
Точно такая же ситуация будет и в случае появления программ государственного финансирования или программ развития. Схема оценки будет такой же или даже более жесткой. Основными критериями оценки будут эффективность и способность к развитию.
Хотелось бы остановиться еще на одном мнении. В последнее время активно продвигается идея внедрения стандартов менеджмента качества ИСО 9000. И, к сожалению, зачастую бытует мнение о том, что внедрение такой системы заменит собой все остальное. Увы, но это мнение неверно. Менеджмент качества – хорошая технология. Но только тогда, когда процессы создания конкурентоспособной организации отлажены и действуют.
Предвидя возможное мнение – когда потребуется, тогда и сделаем – хотелось бы обратить внимание на следующее.
Все указанные критерии не могут быть оценены на стадии внедрения (разработки). Просто наличие каких-то программ – это еще не применение, а значит, не дает никаких плюсов в увеличении конкурентоспособности при получении кредита.
Подготовка к получению кредита – это возможность еще раз пересмотреть свои взгляды на рынок и будущее компании.
А для многих компаний это будет выстраивание стратегии и системы планирования «с нуля». Ведь не секрет, что многие не задумывались даже просто о бизнес-планировании, не говоря уже о стратегии и маркетинге.
Как говорилось в одной рекламе: «Если вы еще не в белом, тогда мы идем к вам».
Если в вашей компании что-то из списка оценки отсутствует – следует немедленно приступать к разработке и внедрению.